Для рационального использования служебного времени и повышения эффективности труда участковый уполномоченный милиции должен владеть оперативной информацией о положении дел на обслуживаемом участке. Он должен хорошо знать территорию участка, его особенности, систему дорог и линий связи, расположение и работу предприятий, в том числе и акционерных организаций, учреждений, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей (независимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, аптек, больниц и других мест, где имеются какие-либо элементы оборота наркотических средств, порядок и состояние их охраны; места стоянок автомототранспортных средств, а в сельской местности, кроме того, все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания дикорастущих и культурных наркосодержащих растений.
Он должен хорошо знать и учитывать в своей работе: характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большинства населения обслуживаемой территории; количество и характер раскрытых и нераскрытых преступлений, совершенных на территории участка, обстоятельства способствующие их совершению; лиц, поведение которых контролируется милицией в соответствии с законом и установленными в отношении их ограничениями; приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших, похищенных вещах; места концентрации антиобщественного элемента, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления; обстоятельства, способствующие данным криминальным проявлениям; силы и средства, которые должны использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления правопорядка.
В случае, когда участковому уполномоченному или другому должностному лицу милиции необходимо получить дополнительные сведения о характере поведения правонарушителя, он должен провести проверку, получить подробные объяснения от соответствующих лиц, опросить свидетелей, истребовать медицинские документы, или направить гражданина на медицинское освидетельствование[9].
Информацию о состоянии оперативной обстановки участковый уполномоченный милиции получает путем непосредственного общения с работниками других отраслевых служб и нарядами милиции, работниками частных охранных предприятий и служб безопасности, а также с должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, при ознакомлении с учетными материалами дежурной части, поступившими заявлениями и сообщениями граждан и т.д.
Следует помнить, что участковые уполномоченные милиции Департамента общественного порядка МВД РФ являются одной из служб, осуществляющих деятельность, касающуюся обеспечения свободы передвижения и выбора места жительства[10]. Спектр деятельности таких служб в этом направлении очень широк начиная от простого обмена информацией и заканчивая составлением административных протоколов за нарушение регистрационного режима и выдворением иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших российское законодательство.
Участковый уполномоченный милиции должен не только хорошо знать источники информации, но и умело, профессионально грамотно их использовать, давать правильную оценку поступившей информации, делать из нее нужные выводы. Он должен уметь не только накапливать многочисленную и разнообразную информацию, но и анализировать ее для последующего практического применения.
Информация о каждом участке заносится в паспорт участка, который ведется участковым уполномоченным милиции. Паспорт включает в себя следующие разделы: сведения о приеме и сдаче участка; план участка (вставка); сведения, характеризующие участок; предприятия, организации и учреждения (не зависимо от форм собственности), фермерские хозяйства, лечебно-оздоровительные, образовательные учреждения, организации жилищно-коммунального хозяйства и связи; объекты торговли и общественного питания, базы, склады; общежития; объекты лицензионно-разрешительной системы; частные детективные и охранные предприятия, службы безопасности на предприятиях; список лиц из числа жителей участка, находящихся в местах лишения свободы; список лиц, имеющих в личном пользовании нарезное, гладкоствольное огнестрельное оружие; внештатные сотрудники милиции; общественные объединения по охране правопорядка; учет преступлений, совершенных на участке. Паспорт регистрируется в секретариате (канцелярии) органа внутренних дел и выдается участковому уполномоченному милиции под расписку и хранится в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового уполномоченного.
Порядок ведения паспорта проверяется начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности один раз в полугодие, начальником подразделения по организации работы участковых уполномоченных милиции - ежеквартально. О результатах проверки паспорта в нем производится соответствующая запись.
Взаимодействие с сотрудниками других служб и подразделений органов внутренних дел путем обмена информацией. Основные направления такого взаимодействия следующие:
-со службой охраны общественного порядка - в поддержании должного порядка на улицах и других общественных местах, борьбе с бродяжничеством и попрошайничеством, пьянством, хулиганством и др.;
-со службами криминальной милиции - в предупреждении и раскрытии преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д.;
-с подразделениями ГИБДД - в обеспечении соблюдения водителями и гражданами правил дорожного движения и др.;
-со службой вневедомственной охраны - в проверке состояния охраны объектов, разъяснении гражданам вопросов обеспечения охраны своих жилищ с помощью технических средств и др.
Взаимодействие участковых уполномоченных с другими службами органа внутренних дел в деле улучшения обеспечения общественного порядка осуществляется путем: а) обмена информацией (в том числе через информационную сеть), подготовки и внесения предложений по вопросам обеспечения охраны правопорядка; б) совместного планирования; в) осуществления конкретных мероприятий (рейдов, операций); г) выполнения участковыми инспекторами отдельных заданий служб (с согласия своего руководства). В настоящее время проблема в том, что взаимодействие участкового часто переводится в некое «обслуживание» других служб (СКМ, следствия). Эта практика, осуществляемая под прикрытием «повышения процента раскрываемости» должна быть изжита.
Успешное решение задач по профилактике правонарушений возможно при условии, когда участковый уполномоченный квалифицированно осуществляет подбор, оформление и последующую работу с внештатными сотрудниками милиции, умело взаимодействует с общественными формированиями. Работу с ними участковый уполномоченный милиции осуществляет в соответствии с требованиями Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции, объявленной Приказом МВД РФ № 420 от 20 ноября 1992 года[11].
Работу с доверенными лицами участковые уполномоченные организуют согласно требованиям соответствующих нормативных актов МВД России.
Взаимодействие с общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка - один из основных элементов организации деятельности участковых уполномоченных милиции.
Важная роль в деятельности участкового уполномоченного по охране общественного порядка отводится народной дружине, создаваемой сегодня на уровне городских, областных и региональных объединений.
Так, в целях оказания содействия органам внутренних дел в их деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, профилактике и предупреждению правонарушений, во исполнение Закона Пензенской области от 20.02.2002 № 440-ЗПО «Об участии граждан РФ в охране общественного порядка на территории Пензенской области» и Постановления Главы администрации города Пензы от 18.03.2003 № 511 «О формировании добровольных народных дружин» Глава Администрации г. Пензы А.С. Калашников издал Постановление № 648 от 07.04.2003 «О формировании добровольных народных дружин при администрациях города и районов города Пензы»[12].
Согласно указанного Постановления ежедневный инструктаж дружинников производится на одном из участковых пунктов милиции в 17 час. 30 мин.
Практика показывает, что где правильно организовано взаимодействие участкового уполномоченного милиции и актива общественности, когда между ними существует деловой контакт, где участковый уполномоченный широко опирается на помощь добровольных народных дружин, советов профилактики, там выше эффективность профилактической работы, там ниже преступность, крепче общественный порядок.
Если в городской местности участковый уполномоченный в своей служебной деятельности может пользоваться кабельным телевидением, то в сельской - распространяется опыт включения в качестве абонента радиосетей сельскохозяйственных предприятий.
Большое значение в обеспечении охраны общественного порядка и укреплении связи участковых уполномоченных милиции с населением имеют их периодические отчеты о проделанной работе на собраниях жителей микрорайонов, сельских сходах, в трудовых коллективах. Не реже одного раза в квартал участковый уполномоченный милиции должен отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного участка, а при необходимости - перед органами местного самоуправления. Эти отчеты вызывают большой интерес у населения, способствуют повышению активности граждан в борьбе с правонарушениями.
Отчеты участковых уполномоченных призваны повышать их ответственность за состояние общественного порядка и борьбы с преступностью на обслуживаемом участке, способствовать повышению уровня организации их работы, усилению контроля над их деятельностью.
Участковые уполномоченные милиции постоянно контактируют с комиссиями по защите прав несовершеннолетних по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и охране их прав, которые образовываются при органах местного самоуправления. Главной задачей комиссий является объединение и координация усилий органов и учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, внутренних дел и др. по воспитанию детей и подростков, их трудоустройству, укреплению здоровья, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране их прав.
В литературе отмечается положительный опыт взаимодействия территориального лесхоза и органов внутренних дел. Так, например, на территории Лахденпохского района Республики Карелия еженедельно лесничие передают участковым уполномоченным сведения о производимых на территории лесничества рубках, информацию о лесопользователе, месте заготовки леса, площади делянок, о данных лесобилетов, сроках их действия, о подрядчике, бригаде, типе древостоя, используемой технике и автотранспорте. Эта информация проверяется участковыми и представляется в криминальную милицию для использования в оперативно-розыскной деятельности.
Например, с использованием такой информации были выявлены факты совершения незаконных порубок при незаконном содействии лесничего Хийтольского лесничества, в связи с чем возбуждено уголовное дело[13].
Негосударственным объединением, оказывающим помощь в охране общественного порядка, являются казачьи общества. Привлечение членов казачьих обществ к охране общественного порядка основано на принципах добровольности и законности.
Кроме отработки жилого сектора участковый уполномоченный милиции осуществляет регулярное посещение организаций, предприятий, учреждений, расположенных на участке. При этом, он не только, к примеру, знакомится с администрацией и руководством данных организаций, но проводит ряд организационных, профилактических мероприятий (например, проверку соблюдения паспортно-регистрационных правил как работодателем, так и работниками и др.).