Дисциплина труда служащих

2. Трудовые права и обязанности государственных и муниципальных служащих


Права государственного служащего - это обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Общие права государственного служащего перечислены в ст.9 Федерального закона. Их можно разделить на три группы:

1. Права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту: право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, организационно-технические условия, необходимые для исполнения служащим должностных обязанностей; право на ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; право на проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения и т.п.

2. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей: право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; право на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; право на переподготовку, переквалификацию и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

3. Права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод, обеспечивающих социальные гарантии служащего: право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов.[13]

Под обязанностями государственного служащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В Федеральном законе «Об Основах государственной службы РФ» нормативно определен состав основных обязанностей государственных служащих, но законодательство возлагает на государственного служащего большее число обязанностей; конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются соответствующими должностными инструкциями и положениями.

В Законе предусматривается шесть обязанностей, относящихся к существу служебной деятельности, и две - сопутствующие статусу государственных служащих.

Обязанность государственного служащего обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ является одной из основных и обусловлена тем, что государственный служащий органически связан с государством. Выполнение этой обязанности означает, что государственный служащий должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов: соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, равноправия и полноправия граждан, законности, гуманизма и др. Государственный служащий не должен совершать действия, приводящие к подрыву авторитета государства и государственной службы, принимать участие в действиях, нарушающих работу государственных органов. Он обязан препятствовать всем проявлениям, направленным на отрицание конституционного строя.

Обязанность по обеспечению поддержки конституционного строя должна исполняться государственным служащим посредством активных действий по вовлечению граждан в поддержку конституционного строя.

Государственный служащий должен добросовестно, активно и в полной мере осуществлять должностные обязанности, предусмотренные законодательством, исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. От государственного служащего ожидается, что он будет прилагать все усилия, чтобы всегда выполнять свои должностные функции наилучшим образом, соблюдая при этом правила внутреннего служебного распорядка государственного органа, не разглашая государственную, служебную, коммерческую и другую тайну.

Государственный служащий должен иметь необходимую профессиональную подготовку и прежде всего обладать знаниями, достаточными для исполнения должностных полномочий.[14]

Ограничения и запреты (правоограничения), связанные с государственной службой, - это обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными нормативными правовыми актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.[15]

Их назначение - обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов; установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих своими обязанностями; создать условия для независимости служебной деятельности; гарантировать соблюдение государственными служащими прав и свобод граждан.

Установленные правоограничения рассматриваются в двух основных аспектах: несовместимости должности государственного служащего с другими видами деятельности; обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.

Федеральным законом установлены следующие правоограничения: запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа; запрет заниматься предпринимательской деятельностью; запрет состоять членом органа управления коммерческой организации; запрет быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен этому органу; запрет использовать в неслужебных целях средства служебного обеспечения; запрет получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; запрет получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением своих должностных полномочий; запрет принимать иностранные награды без специального разрешения Президента РФ; запрет выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц; запрет принимать участие в забастовках; запрет использовать служебное положение в интересах политических партий и других общественных объединений.[16]

Обязанность передавать в доверительное управление на время прохождения государственной службы под гарантию государства доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

Обязанность представлять в органы налоговой службы сведения о полученных доходах и имуществе (при поступлении на государственную службу и ежегодно во время прохождения службы).

Обязательное дактилоскопирование государственных служащих.

Также Законом предусмотрены ограничения в приеме на государственную службу и ряд специальных оснований прекращения государственно-служебных отношений, являющихся также правоограничениями.[17]

3. Поощрения государственных служащих


Возможность поощрения государственных служащих закрепляется в ст. 13 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» в редакции от 18.02.99 г. № 119-ФЗ. В соответствии с данной статьей «за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Поощрение - это положительная санкция, заслуженная мера одобрения, как правило, публичное признание заслуг, отличий и успехов персонала в том или ином виде деятельности, выступающее как способ социального контроля, правового регулирования трудовых отношений, средство воздействия на субъектов, их интересы, цели и иные мотивы, призванное подкреплять позитивное и превосходящее обычные требования поведение.[18]

Законодательство предполагает следующую систему поощрений государственных служащих: установление основных форм поощрения; определение оснований для применения конкретных видов поощрения; установление лиц, наделенных правом применять поощрения; определение процедуры применения различных видов поощрения; возникновение определенных юридических прав и обязанностей, льгот и преимуществ у поощренного лица.[19]

Меры поощрения направлены на удовлетворение социальных потребностей работника. Как указывает А. Маслоу, на определенном этапе удовлетворения первичных потребностей у работника исчезает заинтересованность них. Возникают новые потребности: в признании, причастности и др.[20] На их удовлетворение и направлены меры поощрения.

Труд государственных служащих, как известно, регулируется нормами как административного, так и трудового права6. Кодекс законов о труде РФ устанавливает две основные формы поощрения: за успехи в работе и за особые трудовые заслуги.

Статья 131 КЗоТ РФ «Поощрения за успехи в работе» устанавливает: «За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие поощрения: объявление благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета.[21]

Правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены также другие поощрения.

Перечень основных мер поощрения, данный в ст. 131 КЗоТ РФ, является примерным, поэтому правилами внутреннего распорядка и другими локальными нормативными актами, а также уставами и положениями могут вводиться иные материальные меры поощрения, свои почетные звания типа «Лучший работник» по той или иной профессии, «Почетный ветеран труда» и т.д. Ряд государственных органов применяет в качестве поощрения переходящие призы, фотографирование у знамени, вручение благодарственных писем, выдачу бесплатных или льготных путевок в санатории и дома отдыха. В некоторых субъектах Федерации применительно к государственным служащим используется в виде поощрения досрочное присвоение более высокого квалификационного разряда. Эти и иные меры поощрения называются дополнительными.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты