Дисциплина труда в трудовых правоотношениях по новому Трудовому кодексу Российской Федерации

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Таким образом, если работник после наложения дисциплинарного взыскания проявил себя с исключительно положительной стороны, то может быть поставлен вопрос о досрочном снятии с него этого взыскания. Какой-либо конкретный или минимальный срок трудовым законодательством не установлен.

То должностное лицо, которое подвергло работника дисциплинарному взысканию, может самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств, учитывая поведение работника, или по ходатайству лиц, имеющих на то право, или же по просьбе самого работника рассмотреть вопрос о досрочном снятии с работника дисциплинарного взыскания. Об этом издается соответствующий приказ (распоряжение) по организации.

По требованию представительного органа работников могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности руководитель организации, его заместители.

В соответствии со статьей 195 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.


3. Разрешение трудовых споров, возникающих при нарушении дисциплины труда


Порядок разрешения трудовых споров, в том числе и по вопросам, связанным с предоставлением отпусков и выплатой компенсации за неиспользованный отпуск, а также органы, разрешающие индивидуальные трудовые споры, определены разделом XIII Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Комиссии по трудовым спорам образуются в любой организации независимо от численности работников, кроме органов государственной власти, поскольку для государственных служащих установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.

Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (п. 2 ст. 9) прямо определено: "Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы".

Комиссии по трудовым спорам на предприятиях (в учреждениях, организациях) создаются по инициативе работников и (или) работодателя. Как правило, на практике инициатором создания такой комиссии выступает выборный профсоюзный орган, а при его отсутствии - совет трудового коллектива. Создаются комиссии из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Членами комиссии могут быть избраны любые работники независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы. Порядок избрания комиссии определяется самим собранием (конференцией) работников. Голосование по решению общего собрания (конференции) может быть открытым или тайным. Собранием (конференцией) устанавливается и число голосов, необходимых для избрания комиссии (простое или квалифицированное большинство).

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

Комиссия по трудовым спорам может быть создана на определенный срок или без указания срока по решению общего собрания (конференции), принимающего решение о ее образовании.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации.

В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

В соответствии со статьей 385 Трудового кодекса Российской Федерации комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению большинства трудовых споров, возникающих в организациях, в том числе, связанных с предоставлением отпусков и выплатой денежной компенсации за отпуск.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Отсутствие уважительной причины пропуска работником срока обращения в комиссию по трудовым спорам является основанием для отказа в удовлетворении требований работника. Решение комиссии в этом случае может быть работником обжаловано в суд.

Заявление работника, составленное им в любой произвольной форме, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Заявление может быть передано работником лично, передано по факсу или отправлено по почте. Принимается это заявление членом комиссии по трудовым спорам, которому в соответствии с установленным распределением обязанностей поручено принимать и регистрировать заявления.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Течение срока начинается со дня, следующего за днем подачи заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. В качестве представителя работника обычно выступает выборный профсоюзный орган или профсоюзный организатор, по просьбе работника оказывающий ему юридическую помощь и защищающий его права. Но это не исключает возможность приглашения работником профессионального адвоката.

Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается, а комиссия выясняет причину неявки работника.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах установленного срока.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Статьей 388 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание.

Несмотря на то, что комиссия по трудовым спорам состоит из равного числа представителей работодателя и работников, принимает она решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются: наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); результаты голосования.

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

Порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам регламентирован статьей 389 Трудового кодекса Российской Федерации. Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Трудовой кодекс Российской Федерации статьей 390 предусматривает возможность обжалования решения комиссии по трудовым спорам и перенесения рассмотрения индивидуального трудового спора в суд

В том случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

В соответствии со статьей 391 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам, спор по вопросам, связанным с предоставлением отпусков и выплатой компенсации за неиспользованный отпуск, разрешается непосредственно судом.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права о предоставлении отпуска или выплаты денежной компенсации за отпуск.

При пропуске установленного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 Кодекса).

До введения в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий спор, при рассмотрении трудовых споров о денежных требованиях, кроме требований о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, имел право в соответствии со статьей 216 КЗоТ Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 17 марта 1997 г. № 59-ФЗ) вынести решение о выплате работнику причитающихся сумм не более чем за три года.

В настоящее время в соответствии со статьей 395 Трудового кодекса Российской Федерации при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере.


Заключение


В результате выполненного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

Порядок поведения, взаимодействия между работниками на каждом конкретном предприятии, в учреждении, организации в процессе осуществления трудовой деятельности именуется внутренним трудовым распорядком. Он определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются общим собранием (конференцией) работников организации по представлению администрации. Правила обычно вывешиваются в помещениях предприятий, учреждений, организаций на видных местах и содержат права и обязанности администрации, трудового коллектива и работников. Последние конкретизируются в тарифно-квалификационных справочниках рабочих и должностных инструкциях служащих.

В некоторых отраслях экономики и на некоторых видах работ, где соблюдение трудовой дисциплины особенно важно в силу того, что ее нарушение может повлечь за собой тяжелые последствия, действуют уставы и положения о дисциплине. Это железнодорожный, водный, воздушный транспорт, органы связи, атомная энергетика и некоторые другие.

В каждом уставе о дисциплине указывается сфера его действия. Уставы распространяются не на всех работников, а лишь на тех из них, кто выполняет в данной отрасли хозяйства основные работы. Уставы о дисциплине определяют трудовые обязанности работников, устанавливают меры поощрения, а также меры взыскания и порядок их наложения.

Наличие устава о дисциплине в той или иной отрасли не означает, что в этой отрасли не действуют правила внутреннего трудового распорядка. Последние распространяются на всех работников, не подпадающих под действие уставов о дисциплине. Правила внутреннего трудового распорядка распространяются и на работников, в отношении которых действуют уставы, однако за исключением вопросов, регулируемых непосредственно уставами.

Конкретные обязанности здесь также могут уточняться квалификационными справочниками, должностными инструкциями, техническими правилами и другими нормами, а также и контрактами.

Администрацию составляют отдельные должностные лица, и потому обязанности каждого из них регулируются указанными актами. Однако администрация - это еще, кроме того, и орган предприятия, учреждения, организации, т.е. особый субъект, который наделяется особыми полномочиями (правообязанностями).

В настоящей курсовой работе мы коснулись лишь нескольких из множества повседневных процессуальных трудностей с реализацией норм законодательства о труде. В связи с этим мы делаем выводы о следующем. В настоящее время разрабатываются новые нормативные акты о труде. Однако принятие даже самого совершенного по содержанию закона отнюдь не гарантирует само по себе его практическое исполнение. Необходимы четкие процессуальные правила, обеспечивающие реализацию норм материального законодательства. Отсутствие их особо ощутимо при исполнении требований законодательства о труде. По этой причине так своевременно принятие нового Трудового кодекса РФ. Такой подход полностью соответствует идее создания судов по трудовым делам. Ведь если предполагается, что будут существовать такие суды, должен быть и нормативный акт, регулирующий их деятельность.

Резонно возникает вопрос: нужен ли для каждой отрасли свой процессуальный кодекс? Конечно же, нет. Правоприменитель тогда просто запутается в процессуальных кодексах.

И ныне действующее законодательство и законодательство прошлых лет косвенным образом признавали необходимость создания трудового процессуального кодекса. Вспомним, что имелось и Положение о рассмотрении трудовых споров, устанавливающее особый порядок их разрешения, два союзных закона о разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. Эти нормативные акты просто не могли в полном объеме вписаться в гражданский процессуальный кодекс. К тому же и современный порядок разрешения трудовых споров отнюдь не охвачен рамками гражданского процессуального кодекса.


Список использованной литературы


1.                 Акопова Е.М., Еремина С.Н. Договоры о труде: Правовое регулирование трудовых отношений. Ростов н/Д., 2006.

2.                 Алексеев А.С. Сколько стоит Трудовой Кодекс? М., Посткриптум, 2008.

3.                 Воробьева А.С. Вопросы дисциплины труда в транспортных отраслях РФ.,Калуга, Ока, 2008.

4.                 Калмыкова Е.А. Трудовой договор (контракт) в системе трудовых правоотношений и кадровая работа на предприятии. Воронеж, 2006.

5.                 Комментарий к проектам нового Трудового кодекса.,М.,Дело, 2007.

6.                 МатвиенкоВ. С 1 февраля новый Трудовой кодекс России вступил в действие.,М., Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА" ,2007.

7.                 Трудовой Кодекс РФ. Комментарии специалистов Фонд. М., "Деловая ПЕРСПЕКТИВА",2006.

8.                 Корсаков В.М. Новый трудовой кодекс и перспективы развития рынка труда в России.,М., Факт-М, 2008.

9.                 Бакуменко О.И. Реформа трудовых отношений в Российской Федерации. - Ваше право, 2006, №4.

10.             Лившиц Р.З., Чубайс Б.М. Трудовой договор. М., Посткриптум, 2007.

11.             О социальном партнерстве, коллективных договорах и оплате труда. Человек, труд, реформы. Вып. 4. М., 2007.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты