Дисциплинарная ответственность должностных лиц
Содержание
Сущность дисциплинарной ответственности должностных лиц
Виды дисциплинарных проступков должностных лиц
Регулирование дисциплинарной ответственности должностных лиц нормативными актами различного уровня
Рассмотрение дисциплинарной ответственности на примере должностных лиц военной службы
Нормативное регулирование дисциплинарной ответственности на примере судей
Список использованных источников и литературы
Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Это разновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения.
Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении должностных обязанностей[1]. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет собственные особенности правовой регламентации, которые и будут рассмотрены в дальнейшем.
Сущность дисциплинарной ответственности должностных лиц
Основополагающим признаком дисциплинарной ответственности должностных лиц, отличающим ее от других видов дисциплинарной ответственности, является сфера ее действия, определяемая исходя из субъектной характеристики данной правовой конструкции как ответственности, применяемой специфическими субъектами дисциплинарной власти к определенной категории лиц – должностным лицам[2].
Административно-правовой статус должностного лица – это урегулированное административно-правовыми нормами положение данного лица по отношению к иным персонально неопределенным участникам административных правоотношений, в содержание которого включаются следующие основные элементы:
а) административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность) должностного лица;
б) административно-правовая подведомственность должностного лица;
в) служебная зависимость (организационная подчиненность) должностного лица;
г) административно-правовые принципы, установленные для должностного лица;
д) административно-правовые функции должностного лица;
е) меры административно-правового поведения должностного лица;
ж) административно-правовые требования, установленные для должностного лица;
з) административно-правовые стимулы, установленные для должностного лица;
и) меры административно-правового принуждения, применяемые к должностному лицу;
к) меры дисциплинарного принуждения, применяемые к должностному лицу[3].
Правильное разграничение дисциплинарных проступков, должностных административных правонарушений и должностных преступлений следует проводить по признаку их включения соответственно в законодательство об административных правонарушениях или в Уголовный кодекс Российской Федерации.
При этом дисциплинарное производство в отношении должностных лиц – это одна из разновидностей административных производств, составляющих административный юрисдикционный процесс. Под дисциплинарным производством предлагается понимать урегулированную административно-правовыми процессуальными нормами деятельность по привлечению должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Виды дисциплинарных проступков должностных лиц
Классификация дисциплинарных проступков должностных лиц по степени тяжести совершенного деяния с соответствующей дифференциацией дисциплинарных взысканий выглядит следующим образом:
- незначительные дисциплинарные проступки – это проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и не повлекшие нарушения охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также не причинившие материального ущерба государству;
- значительные проступки – проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и повлекшие нарушение охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц и (или) причинившие материальный ущерб государству;
- серьезные проступки[4].
Регулирование дисциплинарной ответственности должностных
лиц нормативными актами различного уровня
Теперь рассмотрим, как нормативно-правовые акты различного уровня регламентируют дисциплинарную ответственность должностных лиц.
На федеральном уровне:
Статья 56 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности. В частности, статья 413 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством[5].
Закон «О государственной тайне» в статье 7 устанавливает, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут в том числе дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Статья 15 этого закона предусматривает, что уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством[6].
Подзаконные акты:
Правительство принимает решения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, вносит Президенту РФ предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. В частности Руководитель Аппарата Правительства решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства, принимает решение о поощрении сотрудников Аппарата Правительства и применении к ним мер дисциплинарного взыскания[7].
Прокуратура Российской Федерации предписывает прокурорам при выявлении причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[8].
Эти выборочные примеры указывают на то, что различные по юридической силе нормативные акты по-разному регламентируют дисциплинарную ответственность должностных лиц. Теперь стоит рассмотреть правовое регулирование дисциплинарной ответственности должностных лиц на конкретных примерах.
Рассмотрение дисциплинарной ответственности на примере
должностных лиц военной службы
Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. А разные командиры обладают не одинаковым объемом дисциплинарной власти.
В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ,1 утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, воинская дисциплина представляет собой строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных российским законодательством, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и приказами командиров (начальников). В Законе РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (утратил силу 1 января 1998 г.) было впервые законодательно определено понятие дисциплинарного проступка - это противоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с российским законодательством не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
К характерным признаками дисциплинарной ответственности должностных лиц военной службы следует отнести следующие:
- объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка;
- в случае нарушения должностным лицом военной службы воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге;
- решение о наложении дисциплинарного взыскания на должностное лицо военной службы может быть принято любым из его командиров (начальником, т.е. вышестоящим должностным лицом), состав которых весьма обширен;
- дисциплинарное производство в отношении должностных лиц военной службы носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников)[9].
Особый порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности представляет собой установленный законодательством (п. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, ст. 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») специальный механизм привлечения должностных лиц военной службы и лиц, имеющих специальные звания, к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:
- если доказан факт нарушения воинской дисциплины;
- если деяние (действие или бездействие) совершено умышленно или по неосторожности и в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности;
- если вина при привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности доказана в порядке, установленном законом, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда[10].
Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности должностных лиц военной служюы состоит в следующих особенностях дисциплинарной ответственности:
а) применяется к членам организационно оформленного коллектива в рамках военно-служебных правоотношений за нарушение воинской дисциплины;
б) фактическим основанием дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарный проступок;
в) мерой дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарное взыскание, состоящее в оказании психического (морального, материального, организационного) воздействия на правонарушителя, связанного с лишением (ограничением) определенных прав военнослужащего), обусловленных осуществлением соответствующей военно-служебной деятельности;
г) дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).
В качестве особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих выступают следующие признаки:
- объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка;
- в случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге военнослужащего;
- решение о наложении дисциплинарного взыскания на военнослужащего может быть принято любым из его командиров (начальников), состав которых весьма обширен;
- дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников)[11].
Нормативное регулирование дисциплинарной ответственности на
примере судей
Судейская дисциплина является одним из видов специальной (статусной) дисциплины, поскольку связана с профессиональной деятельностью носителей судебной власти. Судейская дисциплина – это социальные правила поведения судей, предъявляемые к ним требования и их фактическая реализация.
Различия между дисциплинарным проступком судьи и дисциплинарным проступком лица, замещающего иную государственную должность Российской Федерации, состоит в том, что досрочное прекращение полномочий судьи не является дисциплинарным взысканием в форме увольнения, поэтому нормы трудового законодательства к нему не применимы.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в ст. 12.1. устанавливает специальный порядок досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Порядок и сроки рассмотрения материалов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности квалификационными коллегиями судей регулируются нормами главы III Федерального закона «Об органах судейского сообщества»[12].
В ст. 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества» и ст. 4 Положения о квалификационных коллегиях судей содержатся поводы привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка.
Прекращение полномочий – крайняя мера дисциплинарного воздействия. В случае недостаточности оснований для прекращения полномочий, но при наличии виновного поведения, к судьям применяется такой промежуточный вид взыскания, как предупреждение, налагаемый за первый незначительный проступок судьи, в полном смысле слова предупреждающий досрочное прекращение полномочий по дискредитирующим основаниям[13].
Таким образом, дисциплинарная ответственность должностных лиц – это негативная юридическая ответственность, представляющая собой одну из форм государственного принуждения – дисциплинарное принуждение, выражающееся в применении представителем нанимателя дисциплинарных взысканий к должностному лицу, совершившему дисциплинарный проступок, и влекущее не благоприятные для него последствия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет особенности нормативного регулирования. Она регламентирована нормативно-правовыми актами различного уровня, начиная с кодифицированных и кончая актами министерств и ведомств.
Список использованных источников и литературы
1. Аникитин А.А. Понятие, место и роль должностного лица в системе административных правоотношений // Закон и право, 2008. - № 6.
2. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 4-е изд. - М.: Норма, 2008.
3. Носова Ю.Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих российской федерации. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Воронеж, 2008.
4. Савосина Н.В. Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих в Российской Федерации. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2009.
5. Сапунова М.О. Юридическая ответственность судей. // Российская юстиция, 2007. - №1.
6. Сачко С.Ю. Проблемы совершенствования конституционно-правового регулирования мировой юстиции в Российской Федерации. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Тюмень, 2009.
7. Кузько А.В. Повышение эффективности конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление, 2008. -№5.
8. Луцева Н.В. Материальная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания и приравненных к ним лиц // Административная ответственность: теоретические аспекты и вопросы реализации / Сборник научных статей (к 5-летию КоАП РФ). - Саратов, 2007.
9. Мишунина А.А., Сачко С.Ю. Пределы законодательства субъектов Российской Федерации о мировых судьях // Власть, 2009. - № 2.
10. Щепилова Ю.Б. Проблема эффективности применения дисциплинарных взысканий / Ю.Б. Щепилова // Вестник Российской правовой академии, 2007. – № 4.
11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ (в ред. от 13.10.2009 № 232-ФЗ).
12. Закон от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 18.07.2009 № 180-ФЗ).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства российской федерации и положении Об Аппарате Правительства Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2009 № 389)
14. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».
[1] См.: Бахрах Д.Н., Российский Б. В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 4-е изд. - М.: Норма, 2008. – С. 576-577.
[2] См.: Носова Ю.Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих российской федерации. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Воронеж, 2008. – С. 6-9.
[3] См.: Аникитин А.А. Понятие, место и роль должностного лица в системе административных правоотношений // Закон и право, 2008. - № 6. - С. 69-71.
[4] См.: Щепилова Ю.Б. Проблема эффективности применения дисциплинарных взысканий / Ю.Б. Щепилова // Вестник Российской правовой академии, 2007. - № 4. - С. 82–84.
[5] См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ (в ред. от 13.10.2009 № 232-ФЗ).
[6] См.: Закон от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 18.07.2009 № 180-ФЗ).
[7] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства российской федерации и положении Об Аппарате Правительства Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2009 № 389)
[8] См.: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».
[9] См.: Савосина Н.В. Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих в Российской Федерации. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2009. – С. 16.
[10] См.: Луцева Н.В. Материальная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания и приравненных к ним лиц // Административная ответственность: теоретические аспекты и вопросы реализации / Сборник научных статей (к 5-летию КоАП РФ). Саратов. 2007. - С. 124-134.
[11] См.: Луцева Н.В. Материальная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания и приравненных к ним лиц // Административная ответственность: теоретические аспекты и вопросы реализации / Сборник научных статей (к 5-летию КоАП РФ). - Саратов, 2007. - С. 124-134.
[12] См.: Сапунова М.О. Юридическая ответственность судей. // Российская юстиция. – 2007. - № 1. – С. 52.
[13] См.: Сапунова М.О. Юридическая ответственность судей. // Российская юстиция. – 2007. - № 1. – С. 52-53.