Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)

Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)

Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)




Введение


Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности.

Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Факторинг дает клиенту возможность:

– пополнить оборотные средства (за счет уже поставленной продукции);

– увеличить объем реализации продукции;

– более эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность;

– ускорить оборачиваемость активов и собственных средств;

– сократить затраты на управление дебиторской задолженностью.

Таким образом, факторинг – один из наиболее перспективных видов банковских услуг, рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.

В мировой практике договор факторинга применяется давно и довольно активно. Самый передовой опыт зарубежных стран, по мнению современных правоведов, был использован при составлении нового белорусского гражданского законодательства и этот правовой институт включен в его систему.

На отношения по договору факторинга распространяются как частные правила, установленные главой 43 части второй Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также главы 19 Банковского кодекса Республики Беларусь, так и общими положениями об обязательствах, определенными в гл. 21–26 ГК Республики Беларусь.

Целью курсовой работы является попытка объективного изучения и рассмотрения вопросов, связанных с таким правовым институтом, как договор факторинга, определение его особенностей и основных условий заключения, отграничение от других правовых отношений, будь то договор кредитования, договор дарения и т.д.

Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и правоведами по вопросам регулирования правоотношений в сфере факторинга, а также нормативно-правовая база, регулирующая отношения между участниками по договору финансирования под уступку денежного требования.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

– определить сущность и дать определения договора факторинга;

– рассмотреть договор факторинга в видовом разнообразии на основе различных классификаций;

– определить предмет и форму договора финансирования под уступку денежного требования;

– установить иные существенные условия договора факторинга;

– определить стороны договора факторинга, раскрыть их права и обязанности;

– рассмотреть вопрос исполнения должником своих денежных обязательств.

Объектом анализа настоящей работы являются нормативно-правовая база, регламентирующая правовые отношения в сфере факторинга (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, другие нормативно-правовые акты), а также теоретическая база, разработанная ведущими современными учеными, правоведами как Республики Беларусь, так и Российской Федерации – Кругловой Н.Ю., Сергеевым А.П., Толстым Ю.К., Колбасиным Д.А., Мозолиным В.П., Чигирем В.Ф., Бодаком АН. и другими.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. К специальному методу, использованному в работе, следует отнести формально-юридический метод.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть суть правовых отношений в сфере факторинга – рассмотреть наиболее полно договор факторинга, разобрать все возможные аспекты отношений между участниками факторинга, определить разницу между цессией и факторингом, выяснить, насколько выгодна эта операция для всех ее участников.




1. Понятие, виды и форма договора факторинга

 

1.1 Понятие и сущность факторинга


Договор финансирования под уступку денежного требования является новым для нашего правопорядка. В его основе лежат хорошо известные практике развитого рыночного оборота отношения факторинга. Юридическую сущность этих отношений составляет уступка денежного требования, давно известная в обязательственном праве в качестве цессии. Однако отношения факторинга имеют более сложный характер, чем обычная цессия, сочетаясь не только с отношениями займа или кредита, но и с возможностью предоставления других финансовых услуг. Поэтому данный договор не следует рассматривать в качестве разновидности цессии [9, с. 8].

Речь идет о предпринимательских отношениях, участник которых, приобретая денежное требование к другому лицу (например, в силу отгрузки ему товара или оказания возмездной услуги), не дожидаясь его исполнения, уступает данное требование банку или иной коммерческой организации (финансовому агенту – фактору) в обмен на получение денежных средств. Разумеется, фактор оплачивает такое требование кредитору не в полной сумме (имея в виду риск его возможной неоплаты должником) или предоставляет кредит, рассматривая данное требование как способ полного или частичного обеспечения его своевременного возврата. При этом учитывается и необходимое вознаграждение фактору [8, с. 33].

Факторинг – одна из древнейших форм торгового финансирования. Отдельные его виды применялись торговцами еще в эпоху царя Хаммурапи (II тыс. до н.э.). Однако активное становление факторинга началось в XIX веке в Англии и было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности [10, с. 387].

В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции и факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

Слово «фактор» происходит от латинского глагола facio – «тот, кто делает» [11, с. 216].

Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибьютора товаров.

Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись так называемыми «агентами делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля. Большие расстояния между населенными пунктами в Америке и различия в законодательствах разных штатов привели к тому, что эти же компании предоставляли свои услуги и местным производителям, а именно гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.

В Европе факторинг обрел «второе дыхание» в 50-х годах XX века. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, на многих товарных рынках заметно возросла роль покупателей, которые стали, по сути, диктовать продавцам основные условия торговых сделок и настаивать на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, эти же покупатели часто испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Иными словами, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке – не всегда доступный и трудно возобновляемый, связанный с множеством формальностей и ограничений. Но кредиторы-поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово неспособны предоставить рассрочку платежа, что вело к потере покупателей, «уходивших» к конкурентам, у которых была такая возможность [26, с. 14].

Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков проблему. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Возрастал спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами увеличивалось финансирование поставщиков.

Начиная примерно с середины 80-х годов XX века факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Объем переуступленной дебиторской задолженности в 1998 г. составил 456 млрд. евро, а к 2003 г. он уже достиг 760 млрд. евро. Рост составил более 160%! [24, с. 16]

Сегодня на рынке работают около тысячи компаний, расположенных на всех континентах и во всех странах мира. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). Феноменальные темпы роста в 1998–2003 гг. продемонстрировали страны Восточной Европы (434%), что особенно показательно при крайне малых объемах факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода [8, с. 35].

Помимо национального факторинга с середины XX века начал активно развиваться факторинг международный. В 1960 г. появилась первая факторинговая ассоциация – International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках Ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, а также установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей [7, с. 11].

В международной торговле факторинг рассматривается как услуга по получению покупной цены за товар, в рамках которой финансовый агент освобождает экспортера от забот по взиманию цены с зарубежного покупателя, позволяя ему сосредоточиться на продаже и маркетинге своих товаров, что в принципе относится и к внутреннему факторингу. Вместе с тем здесь принято также выделять «нераскрытый факторинг», при котором должник не знает о состоявшейся уступке требования и потому осуществляет платеж своему контрагенту (а последний, действуя в качестве доверительного собственника фактора, передает ему полученные деньги). Поскольку фактор в такой ситуации не вправе сам взыскивать долг с должника своего клиента, уступки требования здесь не происходит [10, с. 387].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты