Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)
Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)
Введение
Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности.
Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Факторинг дает клиенту возможность:
– пополнить оборотные средства (за счет уже поставленной продукции);
– увеличить объем реализации продукции;
– более эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность;
– ускорить оборачиваемость активов и собственных средств;
– сократить затраты на управление дебиторской задолженностью.
Таким образом, факторинг – один из наиболее перспективных видов банковских услуг, рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.
В мировой практике договор факторинга применяется давно и довольно активно. Самый передовой опыт зарубежных стран, по мнению современных правоведов, был использован при составлении нового белорусского гражданского законодательства и этот правовой институт включен в его систему.
На отношения по договору факторинга распространяются как частные правила, установленные главой 43 части второй Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также главы 19 Банковского кодекса Республики Беларусь, так и общими положениями об обязательствах, определенными в гл. 21–26 ГК Республики Беларусь.
Целью курсовой работы является попытка объективного изучения и рассмотрения вопросов, связанных с таким правовым институтом, как договор факторинга, определение его особенностей и основных условий заключения, отграничение от других правовых отношений, будь то договор кредитования, договор дарения и т.д.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и правоведами по вопросам регулирования правоотношений в сфере факторинга, а также нормативно-правовая база, регулирующая отношения между участниками по договору финансирования под уступку денежного требования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
– определить сущность и дать определения договора факторинга;
– рассмотреть договор факторинга в видовом разнообразии на основе различных классификаций;
– определить предмет и форму договора финансирования под уступку денежного требования;
– установить иные существенные условия договора факторинга;
– определить стороны договора факторинга, раскрыть их права и обязанности;
– рассмотреть вопрос исполнения должником своих денежных обязательств.
Объектом анализа настоящей работы являются нормативно-правовая база, регламентирующая правовые отношения в сфере факторинга (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, другие нормативно-правовые акты), а также теоретическая база, разработанная ведущими современными учеными, правоведами как Республики Беларусь, так и Российской Федерации – Кругловой Н.Ю., Сергеевым А.П., Толстым Ю.К., Колбасиным Д.А., Мозолиным В.П., Чигирем В.Ф., Бодаком АН. и другими.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. К специальному методу, использованному в работе, следует отнести формально-юридический метод.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть суть правовых отношений в сфере факторинга – рассмотреть наиболее полно договор факторинга, разобрать все возможные аспекты отношений между участниками факторинга, определить разницу между цессией и факторингом, выяснить, насколько выгодна эта операция для всех ее участников.
1. Понятие, виды и форма договора факторинга
1.1 Понятие и сущность факторинга
Договор финансирования под уступку денежного требования является новым для нашего правопорядка. В его основе лежат хорошо известные практике развитого рыночного оборота отношения факторинга. Юридическую сущность этих отношений составляет уступка денежного требования, давно известная в обязательственном праве в качестве цессии. Однако отношения факторинга имеют более сложный характер, чем обычная цессия, сочетаясь не только с отношениями займа или кредита, но и с возможностью предоставления других финансовых услуг. Поэтому данный договор не следует рассматривать в качестве разновидности цессии [9, с. 8].
Речь идет о предпринимательских отношениях, участник которых, приобретая денежное требование к другому лицу (например, в силу отгрузки ему товара или оказания возмездной услуги), не дожидаясь его исполнения, уступает данное требование банку или иной коммерческой организации (финансовому агенту – фактору) в обмен на получение денежных средств. Разумеется, фактор оплачивает такое требование кредитору не в полной сумме (имея в виду риск его возможной неоплаты должником) или предоставляет кредит, рассматривая данное требование как способ полного или частичного обеспечения его своевременного возврата. При этом учитывается и необходимое вознаграждение фактору [8, с. 33].
Факторинг – одна из древнейших форм торгового финансирования. Отдельные его виды применялись торговцами еще в эпоху царя Хаммурапи (II тыс. до н.э.). Однако активное становление факторинга началось в XIX веке в Англии и было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности [10, с. 387].
В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции и факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.
Слово «фактор» происходит от латинского глагола facio – «тот, кто делает» [11, с. 216].
Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибьютора товаров.
Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись так называемыми «агентами делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля. Большие расстояния между населенными пунктами в Америке и различия в законодательствах разных штатов привели к тому, что эти же компании предоставляли свои услуги и местным производителям, а именно гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.
В Европе факторинг обрел «второе дыхание» в 50-х годах XX века. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, на многих товарных рынках заметно возросла роль покупателей, которые стали, по сути, диктовать продавцам основные условия торговых сделок и настаивать на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, эти же покупатели часто испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Иными словами, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке – не всегда доступный и трудно возобновляемый, связанный с множеством формальностей и ограничений. Но кредиторы-поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово неспособны предоставить рассрочку платежа, что вело к потере покупателей, «уходивших» к конкурентам, у которых была такая возможность [26, с. 14].
Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков проблему. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Возрастал спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами увеличивалось финансирование поставщиков.
Начиная примерно с середины 80-х годов XX века факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Объем переуступленной дебиторской задолженности в 1998 г. составил 456 млрд. евро, а к 2003 г. он уже достиг 760 млрд. евро. Рост составил более 160%! [24, с. 16]
Сегодня на рынке работают около тысячи компаний, расположенных на всех континентах и во всех странах мира. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). Феноменальные темпы роста в 1998–2003 гг. продемонстрировали страны Восточной Европы (434%), что особенно показательно при крайне малых объемах факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода [8, с. 35].
Помимо национального факторинга с середины XX века начал активно развиваться факторинг международный. В 1960 г. появилась первая факторинговая ассоциация – International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках Ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, а также установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей [7, с. 11].
В международной торговле факторинг рассматривается как услуга по получению покупной цены за товар, в рамках которой финансовый агент освобождает экспортера от забот по взиманию цены с зарубежного покупателя, позволяя ему сосредоточиться на продаже и маркетинге своих товаров, что в принципе относится и к внутреннему факторингу. Вместе с тем здесь принято также выделять «нераскрытый факторинг», при котором должник не знает о состоявшейся уступке требования и потому осуществляет платеж своему контрагенту (а последний, действуя в качестве доверительного собственника фактора, передает ему полученные деньги). Поскольку фактор в такой ситуации не вправе сам взыскивать долг с должника своего клиента, уступки требования здесь не происходит [10, с. 387].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8