Договор финансовой аренды (лизинга)

Изменения, внесенные 29.01.2002, исключили этот список, в текущей редакции Закона лишь упомянуто об обязательности письменной формы договора лизинга и содержится требование о четком определении предмета лизинга.

Установлено, что предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя (ст.20). Эта норма позволяет участникам лизинга более гибко проектировать сделку. Дело в том, что лизинговые компании нередко сталкивались с проблемами несогласованности порядка регистрации транспортных средств и выдачи лицензии на право перевозки людей и грузов. Имелись определенные сложности при регистрации имущества, когда лизингодатель находился в одном регионе, а лизингополучатели - в другом.

Вместе с тем у арендатора права собственности или иного вещного права на предмет лизинга нет, и поэтому регистрировать предмет лизинга на его имя нельзя. Следует учитывать, что государственной регистрации недвижимости подлежат права, которые могут иметь отношение к лизингу имущества: право собственности; право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право постоянного пользования, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и другими законодательными документами (ст.131 ГК).

Страхование предмета лизинга (ст.21) не является обязательным по Закону, стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования, определяются соглашением сторон. На практике чаще всего страхование в пользу лизингодателя за счет лизингополучателя на весь срок лизинга является одним из важных условий совершения сделки.

Риски, связанные с гибелью, утратой, порчей предмета лизинга, предполагаются лежащими на лизингополучателе, если иное не установлено договором (ст.22). Риски, связанные с выбором предмета лизинга и его продавца, несет сторона, сделавшая этот выбор (т.е. опять-таки чаще всего лизингополучатель).

Новая редакция Закона исключила ст.27, которая, в частности, содержала подробный перечень инвестиционных затрат (издержек) лизингодателя, которые подлежали возмещению лизингополучателем. Приведение в Законе перечня расходов и затрат лизингодателя может быть полезным для разъяснения пользователям статей затрат. Вместе с тем некоторые специалисты полагали, что, идя по пути закрепления состава расходов и затрат, Закон отказывал участникам лизинга в достаточной самостоятельности и способности решить вопросы, определяемые предпринимателями при осуществлении любых сделок. Получилось, что попытка упорядочить налогообложение участников лизинговых операций вступила в противоречие с правами субъектов лизинга. Сейчас эта проблема снята, и стороны вправе определять перечень расходов, подлежащих возмещению, сами.

В Законе закреплены ряд существенных положений, которые ранее регулировались нормативными актами. Так, предусмотрено, что стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит сторона, на балансе которой находится предмет лизинга. Естественно, если учесть, что лизинговые компании имеют существенные преимущества перед обычными хозяйствующими субъектами по срокам амортизации за счет применения ускоряющих коэффициентов, то в большинстве случаев балансодержателем является именно лизингодатель.

Закон содержит принципиально важные положения, связанные с валютным регулированием лизингового бизнеса (ст.34). Как известно, в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» все валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия разрешения Банка России (оно может предоставлять в упрощенном, регистрационном порядке или — в некоторых случаях — вообще не требоваться). Продолжительность договора лизинга, как правило, превышает 180 дней, и это квалифицировалось как валютные операции, связанные с движением капитала. В связи с этим и возникала необходимость получать лицензию Банка России.

В Законе предусмотрено, что лизингодатель имеет право без лицензии Банка России на осуществление международных операций, связанных с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга на срок более чем шесть месяцев (180 дней), но не превышающий срока действия договора лизинга.

Кроме того, лизинговым компаниям предоставляется право без лицензии Банка России осуществлять выплату процентов за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцом (поставщиком) предмета лизинга, независимо от срока фактического получения предмета лизинга (т.е. как текущие валютные операции, так и операции, связанные с движением капитала).

Для осуществления операций международного лизинга Закон устанавливает, что ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации (перемещение через таможенную границу Российской Федерации) предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более чем шесть месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не являются операциями, связанными с движением капитала, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном контроле и валютном регулировании.

Как видно, Закон устанавливает благоприятные условия для участников лизинга. Однако эти условия не во всем соответствуют действующему налоговому законодательству и таможенным нормативным актам. В полной мере Закон "О лизинге" сможет заработать только в том случае, если будут устранены расхождения между его нормами и нормами законов, регулирующих налоговое, таможенное, валютное и другие законодательства.

Специфические положения содержатся в главе V Закона. Они предполагают, что лизингодатель обладает широкими правами инспектирования и контроля за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга, а также правами финансового контроля той части деятельности лизингополучателя, которая относится к предмету лизинга и контроля за формированием финансовых результатов (!). Стоит отметить, что наличие в Законе нормы о таких широких правах лизингодателя может привести к злоупотреблениям, особенно в части доступа к финансовой информации. Ведь Закон не описывает подробно, как именно определяется, относятся те или иные аспекты деятельности лизингополучателя к предмету лизинга, или нет. В результате лизингодатель может приобрести статус своеобразного «внешнего» аудитора.

Заключение


Лизинговые отношения занимают все более и более заметное место среди гражданско-правовых сделок российских хозяйствующих субъектов. Широкое его распространение обусловлено, прежде всего, выгодами для участников оборота.

Законодательное регулирование лизингового бизнеса в России осуществляется при помощи норм международного договора — Конвенции УНИДРУА 1988 года, однако главная роль принадлежит Гражданскому кодексу (используются как общие положения об аренде и обязательствах, так и специфические положения о лизинге) и Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)». В последний были внесены изменения, которые значительно приблизили дух документа к нормам ГК, тогда как первая редакция содержала положения, вступавшие с ними в противоречие.

Нормы Гражданского кодекса, регулирующие лизинговые отношения, в основном носят диспозитивный характер. Специфической чертой лизинговых сделок является обязательный сопутствующий договор купли-продажи предмета лизинга, а также право лица, не являющегося собственником предмета лизинга или стороной по договору купли-продажи (лизингополучателя), самостоятельно предъявлять продавцу претензии по качеству, комплектности и т.п.

Федеральный закон №164-ФЗ от 29.10.1998 связан с определением правовых и организационных особенностей лизинга, реформированием налогового, валютного, таможенного, регистрационного законодательства в части лизинговой деятельности. Менее полугода назад в Закон были внесены достаточно заметные изменения, которые привели некоторые его нормы в большее соответствие с ГК.

В частности, упростилась классификация видов лизинга, снято требование об обязательном лицензировании деятельности лизинговых компаний. В то же время остается действующей норма об обязательном использовании лизингуемого имущества в предпринимательских целях, что определенным образом сдерживает развитие лизинга за счет сужения круга потенциальных лизингополучателей. В текущей редакции Закона исключены подробные требования к содержанию договора лизинга, а также перечень затрат лизингодателя, подлежащих возмещению лизингополучателем. В решении этих вопросов основное значение имеет теперь воля сторон.

Закон также устанавливает дополнительные благоприятные условия для участников договоров международного лизинга, связанные с упрощением таможенного режима и процедур валютного контроля. Однако нормы валютного и таможенного законодательства не приведены в полное соответствие с Законом.

Приложение

Схема «Элементы регулирования лизинга в РФ»



 

 
















 





Федеральный закон №164-ФЗ «О лизинге»: поправки, внесенные в январе 2002 года, в значительной степени приблизили нормы Закона к нормам ГК

 
 


 



 


Список использованной литературы


1. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988г.)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, глава 34.

3. Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями от 29.01.2002).

4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Бухгалтер и договор. Свод хозяйственных договоров и документооборота с юридическим, арбитражным и налоговым комментарием. — М.: Налоги и финансовое право, 2001.

5. Симонова М.Н. Лизинг. Аренда. Прокат. — М.: Статус-Кво 97, 2001.

6. Газман В.Д. Закон «О лизинге»: достоинства и недостатки. — Аудиторские ведомости. — №7. — 1999.

7. Евтеев В.С. Договор лизинга в Гражданском кодексе России. — Гражданин и право. — №4. — 2001.

8. Кисель И. Договор в пользу третьего лица и лизинговые правоотношения. — Российская юстиция. — №12. — 2001.

9. Коннова Т.А. Договор финансовой аренды (лизинга). — Законодательство. — №9. — 1998.

10. Куимова Е. Финансовая аренда (лизинг) в вопросах и ответах. — Финансовая газета (региональный выпуск). — №51. — 2001.

11. Пониматкин Я. Договор лизинга: правовое регулирование, учет и налоги. — Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». — Вып. 44. — 2001.


[1] Законодатель ограничивает круг потенциальных лизингополучателей лицами, ведущими предпринимательскую деятельность. В то же время представительства иностранных компаний, не имеющие статуса постоянного представительства и не ведущие предпринимательской деятельности, также формируют спрос на этот вид инвестиционных услуг, т.к. нуждаются в разного рода оборудовании для текущей деятельности. Впрочем, их договора с российскими лизинговыми компаниями регулируются в первую очередь Конвенцией, а в ней требование о предпринимательской цели лизингополучателя отсутствует.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты