Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК). Для определения стоимости груза применяется несколько способов. Доказательством стоимости груза прежде всего, является его цена, указанная в счете продавца или в договоре. В Законе РФ "О федеральном железнодорожном транспорте" указано, что цена, указанная в счете или договоре, определяется с учетом налога на добавленную стоимость и инфляции (п. 3 ст. 20). При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость груза исчисляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, например на бирже (п. 3 ст. 424 Закона, ст. 110 ТУЖД, ст. 169 КТМ). На морском транспорте в случае, если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки и не были внесены в коносамент, ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза не может превышать определенной в законе твердой ставки за каждое место груза (либо за 1 кг груза) . Однако морской перевозчик теряет право на ограничение ответственности, когда доказана его вина в форме умысла или грубой неосторожности. Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с возмещением ущерба, вызванного несобранностью груза, перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если она не входит в стоимость груза.
От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке - авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии (гл. XVI КТМ).
Общая авария характеризуется прежде всего, тем, что убытки причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки (отсюда и ее название, ст. 284 КТМ). Эти убытки могут выражаться: а) в уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях спасания на море груз выбрасывается за борт); б) в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т. д. Перечень убытков (расходов), которые считаются общей аварией, является примерным (ст. 286,287 КТМ), а нормы, регламентирующие ее последствия, - диспозитивными (ст. 285 КТМ). Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков, не являющихся общей аварией, дан в ст. 297 КТМ.
3.3. Претензии и иски по перевозкам грузов
Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК). Претензия - это обращенное к перевозчику письменное требование об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке. Лишь при отклонении претензии (полностью или частично) либо при неполучении в течение установленного срока ответа на нее можно предъявить иск. Если претензия не была заявлена, истец лишается права на иск.
Право на предъявление претензии принадлежит: а) отправителю - при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортные средства; б) отправителю и получателю - при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент); в) получателю - при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае просрочки в его доставке против накладной или коносамента; г) отправителю или получателю - при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представит накладную (коносамент).
Передача другим лицам права на предъявление претензии, в принципе, не допускается, кроме случаев передачи такого права отправителем получателю и наоборот, а также любым из них экспедитору или страховщику.
Претензия с приложением необходимых документов должна быть заявлена в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. При частичном или полном отказе перевозчика от удовлетворения претензии или при неполучении от него ответа в тридцатидневный (на воздушном транспорте - 45-дневный) срок грузоотправитель или грузополучатель может предъявить перевозчику иск. Срок исковой давности в любых отношениях по перевозке грузов составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Заключение
Договор перевозки грузов - один из
хозяйственных важнейших договоров, благодаря которому осуществляется связь
между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.
Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации -
перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и
общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для
обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и
грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор
перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он
считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки
на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.
На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона.
Прежде, чем говорить о договоре перевозки,
необходимо отрегулировать закон в той его части, которая касается именно
наказания за неисполнение обязательств по договору. Договор перевозки грузов
призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи
с
этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и
грузополучатель должны со всей ответственность подходить к выполнению
обязательств по перевозке.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) От 26.01.1996. № 14-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №5. Ст. 3505.
4. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 207 "Об утверждении порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с последующими изменениями // Собрание актов РФ. 1993. № 11. Ст. 941.
5. Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 10 сентября 1998 г. № ЦМ-593 // БНА. 1998. № 29.
6. Правила о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, утв. Приказом МПС РФ от 16 ноября 1995 г. № ЦЭУ-348.
7. Витрянский В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. № 1.
8. Витрянский В. Участники договорных отношений, связанных с перевозками // Хозяйство и право. 2001. № 2.
9. Витрянсикй В. Ответственность по договору перевозки груза // Хозяйство и право. 2001. № 5.
10. Гражданское право. Т. 2. / Под ред. Е.А. Суханова. – М., 2004.
11. Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2004.
12. Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. – М., 1996.
13. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. – М., 1996.
14. Маковский А. Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. М., 1961.
15. Тарасов М. А. Договор перевозки. Ростов-на-Дону, 1965.
[1] Централизованное планирование перевозок сохраняется в особых случаях (перевозки для внешней торговли, перевозки для нужд Крайнего Севера и пр.). См., напр.: постановление Правительства РФ от б марта 1993 г. № 207 "Об утверждении порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с последующими изменениями // Собрание актов РФ. 1993. № 11. Ст. 941.
[2] Тарасов М. А. Договор перевозки. Ростов-на-Дону, 1965. С. 123.
[3] Витрянский В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. № 1. С. 36 – 54.
[4] Витрянский В. Участники договорных отношений, связанных с перевозками // Хозяйство и право. 2001. № 2. С. 26 – 48.
[5] См., напр.: Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 10 сентября 1998 г. № ЦМ-593 // БНА. 1998. № 29.
[6] Гражданское право. Т. 2. / Под ред. Е.А. Суханова. – М., 2004. С. 214.
[7] Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2004. С. 245.
[8] Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. – М., 1996. С. 55.
[9] Витрянсикй В. Ответственность по договору перевозки груза // Хозяйство и право. 2001. № 5. С. 36 – 54.