- принять товары в ассортименте, предусмотренном договором, и отказаться от остальных товаров;
- отказаться от всех полученных товаров;
- потребовать заменить товары, не соответствующие условиям договора об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором;
- принять все переданные товары (ст. 468 ГК РФ).
На практике часто возникают ситуации, когда из существа обязательства с очевидностью вытекает, что партия заказанных товаров должна быть передана покупателю в определенном ассортименте, однако соответствующее условие в договоре отсутствует. В этом случае продавец может передать покупателю товары в ассортименте, исходя из известных ему на момент заключения договора потребностей покупателя, либо вовсе отказаться от исполнения обязательства.
Товары, не соответствующие условиям договора об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товара.
Практически все содержащиеся в Кодексе правила, регулирующие взаимоотношения продавца и покупателя в ситуации, когда не соблюдаются условия договора об ассортименте товара, носят диспозитивный характер. Дело в том, что условие об ассортименте - это чисто договорное условие, которое должно определятся соглашением сторон. Трудно представить договор (в нормальном имущественном обороте), где отсутствует условие об ассортименте покупаемых товаров, что вынудило бы обе стороны руководствоваться диспозитивными правилами Гражданского Кодекса РФ. Но, к сожалению, это случается[13].
Следуя, мировой и отечественной практике, Кодекс предусматривает жесткие гарантии качества и не подлежащую ограничению ответственность продавца за нарушение требований к товарам. Безусловным является право покупателя на взыскание убытков, вызванных приобретением некачественного товара. Наряду с этим любой покупатель может по своему выбору требовать:
- уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения своих расходов по устранению таких недостатков (ст. 475 ГК РФ).
Требования, предъявляемые к качеству товара, должны быть предусмотрены договором купли-продажи. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору.
Определенные проблемы с исполнением договора могут возникнуть в тех случаях, когда он не содержит условия о качестве. Решению этих проблем и исключению возможности передачи покупателю недоброкачественного товара могут способствовать следующие положения Гражданского Кодекса РФ.
При отсутствии в договоре условия о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу или описанию.
Если в соответствии с установленным законом порядком предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Отмеченные положения корреспондируют правилам соответствия товара, предусмотренным Венской конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров (ст.35).
Важное значение имеют нормы о гарантии качества товара. Необходимо различать законную гарантию качества товара и договорную.
Законная гарантия будет применяться в случае, если таковая не предусмотрена договором. Сущность законной гарантии в ГК РФ выражена следующим образом: товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товаров этим требованиям не предусмотрен договором, и в пределах разумного срока должны быть пригодными для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В случае, когда представление продавцом гарантии качества товаров предусмотрено договором (договорная гарантия), продавец обязан передать покупателю товары, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, в течение определенного периода времени, установленного договором (гарантийного срока).
От гарантии качества товара следует отличать срок годности товара, то есть определенный законом, иными правовыми актами, государственными стандартами или иными обязательными правилами период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Очевидно, что в договоре не может быть установлен гарантийный срок, превышающий срок годности товаров. Кроме того, продавец обязан передать покупателю товары с таким расчетом, чтобы они могли быть использованы по назначению до истечения срока годности.
Ответственность продавца за ненадлежащее качество товаров во многом будет зависеть от того, имеется ли договорная гарантия качества товара. По общему правилу (то есть при наличии законной гарантии) продавец отвечает за недостатки товаров, если покупатель докажет, что недостатки возникли до момента перехода риска случайной гибели или случайной порчи на покупателя или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товаров, на которые продавцом представлена гарантия качества, он отвечает за недостатки товаров, если не докажет, что они возникли после передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товарами или их хранения, а также действия третьих лиц или непреодолимой силы (ст.476 ГК РФ).
Какими могут быть последствия нарушения продавцом условия договора о качестве товара?
Покупатель по своему выбору вправе потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров.
Еще более жесткие последствия предусмотрены в отношении продавца, допустившего существенное нарушение требований к качеству товара (например, передачу покупателю некачественных товаров с неустранимыми недостатками).
В этом случае покупатель наделен правом по своему выбору, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товаров ненадлежащего качества на товары, соответствующие условиям договора (ст. 475 ГК РФ).
Однако чтобы иметь возможность реализовать свои права, покупатель должен помнить об установленных Кодексом правилах, касающихся порядка проверки качества товаров и сроков обнаружения недостатков в товарах. Лучше всего регулировать эти правила в договоре. Но при отсутствии следует иметь в виду, что недостатки в товарах должны быть обнаружены в срок, не превышающий двух лет с момента передачи исполнителю. Проверка качества товара должна осуществляться с соблюдением требований закона, иных правовых актов или государственных стандартов[14].
Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. Аналогичные требования покупатель вправе предъявить продавцу при обнаружении недостатков в комплектующих деталях и изделиях. Если гарантийный срок на комплектующее изделие меньше чем на основное, то в пределах гарантийного срока основного изделия, а если больше - то в течение гарантийного срока комплектующего изделия.
В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. В случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (ст. 477 ГК РФ).
Продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности. В случае, когда договором не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определена обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), обязательство считается выполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект[15].
В случае передачи некомплектных товаров (ст. 480 ГК РФ) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- доукомплектования товара в разумный срок.
При невыполнении одного из этих требований, в частности о доукомплектовании товара, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать уплаты (возврата) денежной суммы за товар.
Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре или об упаковке в срок, предусмотренный законом, иными актами или договором. Если такой срок не установлен, в разумный срок. Если покупатель не уведомит продавца и продавец докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.
Переданный продавцом покупателю товар должен быть последним примнят, за исключением случаев, когда продавец обязан заменить товар, а покупатель вправе отказаться от его оплаты. В тех случаях, когда товар не принимается покупателем, вступает в силу ч. 3 ст. 484 ГК РФ, которая предусматривает право продавца требовать от покупателя принятия товара или он вправе отказаться от исполнения договора.
Законом РФ “О защите прав потребителей”[16] закреплено право изготовителя, устанавливать срок службы на товар, предназначенный для длительного использования. Под таким сроком понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за его существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя.
Срок службы товара устанавливается изготовителем самостоятельно (включая те случаи, когда его определение является обязанностью изготовителя), тогда как срок годности устанавливается нормативными актами и по его истечении товар считается непригодным для использования по назначению и не может быть реализован.
Кроме того, срок службы устанавливается на не потребляемые товары длительного пользования, тогда как срок годности - на потребляемые, скоропортящиеся товары (парфюмерию, продукты питания).
В 1994 г. ГК РФ впервые введено правило, согласно которому продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, независимо от того, оговорено ли соответствующее положение в договоре. Исключение составляют лишь товары, которые по своему характеру не требуют затаривания и (или) упаковки (п.1 ст. 481 ГК РФ).
Под тарой понимаются изделия для размещения товара. Упаковка, будучи более широким понятием (включающим в себя и тару) рассматривается как средство или совокупность средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения товаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12