Договор мены

Причем синаллагматический характер договора мены в правовом ре­гулировании данного договора (несмотря на небольшое число норм) учи­тывается в большей степени, нежели в правовых нормах, регламентирую­щих иные типы гражданско-правовых двусторонних договоров. Данное обстоятельство выражается: в установлении презумпции равноценности обмениваемых товаров (п. 1 ст. 568 ГК); в определении момента перехода права собственности на обмениваемые товары, который «привязывается» к моменту исполнения обязательств по передаче товаров обеими сторонами (ст. 570 ГК); в применении к отношениям, вытекающим из договора мены, правил о встречном исполнении обязательств (ст. 569 ГК); в наделении доб­росовестной стороны, передавшей товар контрагенту, не обеспечившему над­лежащее исполнение своего обязательства, в определенных ситуациях правом требовать от последнего возврата переданного ему товара (ст. 571 ГК).



 СООТНОШЕНИЕ  ПОНЯТИЙ «ДОГОВОР МЕНЫ» И «БАРТЕРНАЯ СДЕЛКА»

В последние годы вошло в широкое употребление понятие «бартерная сделка», не предусмотренное ГК. Когда говорят о бартерной сделке, или бартере, имеют в виду разного рода сделки, которые объединяет то, что по ним не производится денежная оплата, а осуществляется своеобразный об­мен (в бытовом смысле) товарами, работами, услугами. Причем при упот­реблении понятие «бартер» часто отождествляется с понятием «договор мены». Если это происходит в бытовых отношениях, то данное обстоятель­ство не порождает никаких особых проблем, поскольку в правопримени-тельной практике всегда можно обеспечить верную юридическую квалифи­кацию соответствующих правоотношений. Беда в том, что отождествление понятий «бартерная сделка» и «договор мены» нередко имеет место и в раз­личных нормативных правовых актах.

Иллюстрацией к сказанному могут служить положения, содержащиеся в известном Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок». В соответствии с данным Указом «под внешнеторговыми бартер­ными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнетор­говой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (далее именуются - бартерные сделки). К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществ­лении денежных или иных платежных средств. Бартерные сделки соверша­ются в простой письменной форме путем заключения двустороннего догово­ра мены» (курсив наш. - В.В.).

Таким образом, Указ расценивает как договор мены не только сделки, по которым каждая из сторон обязуется передать в собственность другой сторо­ны один товар в обмен на другой, как это предусмотрено ГК (п. 1 ст. 567), но также и любые иные сделки, не предусматривающие использования денеж­ных средств. Если следовать Указу, то в разряд договоров мены попадут все договоры, по которым расчеты за товары, работы, услуги производятся не путем их оплаты, а предоставлением опять же товаров, работ, услуг. Од­нако такое необоснованное расширение сферы действия договора мены противоречит нормам ГК об этом договоре. В ГК имеется специальное по­ложение, согласно которому в случае противоречия указа Президента  Российской Федерации Гражданскому кодексу или иному федеральному закону подлежит применению Гражданский кодекс или соответствующий закон (п. 5 ст. 3 ГК). Следовательно, в этой части названный Указ не подлежит  применению, а так называемые бартерные сделки никак не могут совер­шаться «путем заключения двустороннего договора мены», как это предла­гается в Указе.

Как же квалифицировать правоотношения, подпадающие под исполь­зуемое в Указе понятие «внешнеторговая бартерная сделка»?  Очевидно, что в качестве договора мены могут рассматриваться только те сделки, ко­торые предусматривают обмен одного товара на другой. В остальных же случаях, когда вместо расчетов за товары, работы, услуги предусматрива­ются выполнение работ, оказание услуг, передача исключительных прав и т.п., сделки должны квалифицироваться как смешанные договоры. К таким правоотношениям подлежат применению положения, предусмотренные п. 3 ст. 421 ГК, согласно которым стороны могут заключить договор, содержа­щий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор); к отношениям сторон по сме­шанному договору применяются в соответствующих частях правила о дого­ворах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или сугцества смешанного договора.

Как видим, положения ГК о смешанном договоре также не оставляют места указам Президента и постановлениям Правительства Российской Фе­дерации в регулировании таких договоров. Это немаловажное обстоятель­ство для правоприменительной практики, учитывая, что в Указе Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 предпринята попытка регламентировать форму и содержание таких договоров (т.е. внешнеторговых бартерных  сделок). Так, например. Указом предусмотрено, что договор должен оформ­ляться в виде одного документа (что, ко всему прочему, противоречит п. 2 ст. 434 ГК); что он должен включать в себя следующие условия: номенкла­тура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров; перечень работ, услуг, результатов ин­теллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интел­лектуальной деятельности; порядок удовлетворения претензий в случае неис­полнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора (п. 2). Вероятно, имелось в виду сделать названные условия существенными усло­виями всех договоров, подпадающих под понятие «внешнеторговая бартерная сделка». Однако и эта попытка оказалась неудачной. Следует заметить, что в практике Международного коммерческого ар­битражного суда (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации так называемые бартерные контракты, предусматривающие обязательство одной из сторон по поставке товаров в счет оплаты получен­ных товаров (как особую форму расчетов за переданные товары), никогда не рассматривались и не рассматриваются в качестве договора мены. Так, например, одно из дел МКАС, по которому в счет бартерного контракта истец поставил ответчику товары, принятые по пору­чению ответчика третьим лицом без каких-либо замечаний по количеству и качеству. Свое обязательство по контракту о поставке истцу товаров на стоимость, равную стоимости поставленного истцом товара, ответчик не выполнил. В отзыве на иск ответчик заявил, что поставленный истцом то­вар был некачественным, в связи с чем он не мог быть использован по на­значению. Соответствующих доказательств  своего утверждения он не пред­ставил. Вынося решение, МКАС признал, что невыполненное обязательст­во ответчика поставить товар в обмен на полученный им трансформирова­лось в денежное обязательство. Поэтому с ответчика взыскана стоимость поставленного ему истцом товара. В соответствии с условиями контракта с ответчика взыскана также неустойка за невыполнение им обязательства по поставке товара.

Что же касается Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г., то его ос­новные цели лежат в сфере таможенного законодательства. В этой области он и подлежит применению.

II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА МЕНЫ

Для характеристики договора мены с целью выявления его существен­ных признаков по сравнению с другими типами гражданско-правовых до­говоров, составляющих единую категорию договоров на передачу имуще­ства, используется, как и в случае с договором купли-продажи, понятие «элементы договора». Под элементами договора, как мы уже отмечали, обычно понимаются: субъекты договора, его предмет, форма договора, со­держание договора (права и обязанности сторон).

 СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА МЕНЫ

Договор мены носит универсальный характер и может применяться для регулирования правоотношений с участием любых лиц, признаваемых субъектами гражданских прав (прежде всего права собственности и иных ограниченных вещных прав, а также обязательственных прав); граждан, юри­дических лиц, а также публично-правовых образований (Российская Федера­ция, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

Правда, в юридической литературе высказывалось мнение о недопус­тимости участия в договоре мены государства и иных публично-правовых образований; мнение это, надо сказать, ни на чем не основано и ничем не аргументировано. В самом деле, разве можно признать в качестве серьезно­го аргумента, например, довод, выдвинутый И.В. Елисеевым: «выступление государства в гражданско-правовом договоре мены невозможно, поскольку натуральный обмен противоречит основным принципам бюджетного уст­ройства страны».

Напомним, что в соответствии с ГК (п. 1 ст. 124) Российская Федера­ция, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автоном­ная область, автономные округа, города федерального значения, - а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования вы­ступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Исходя из этого, например, нередко осуществляется обмен зданиями, сооружениями, нежилыми помещениями между Россий­ской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в целях размещения соответствующих органов власти и управления, а также государственных и муниципальных учреждений. Как можно ставить под сомнение такого рода сделки?

ГК (гл. 31) не предъявляет никаких специальных требований к субъек­там договора мены. Однако нельзя не учитывать, что передача имущества другому лицу в обмен на иное имущество является одной из форм распоря­жения имуществом. Поэтому каждая из сторон, участвующая в договоре мены, по общему правилу должна быть собственником обмениваемого имущества либо обладать иным ограниченным вещным правом, включаю­щим в себя правомочие по распоряжению соответствующим имуществом.

Например, таким правомочием наделен субъект права хозяйственного ведения (государственное или муниципальное унитарное предприятие), которое вправе распоряжаться (в том числе путем обмена) закрепленным за ним имуществом с учетом предусмотренных законом ограничений. В част­ности, для заключения договора мены в отношении недвижимого имущест­ва требуется согласие собственника (ст. 295 ГК); распоряжение имущест­вом должно осуществляться унитарным предприятием в рамках его целевой правоспособности (ст. 49 ГК). Напротив, учреждение как субъект права  оперативного управления, не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом.  Однако, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы дея­тельность, то имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и может быть обменено по­следним на другое имущество по своему усмотрению (ст. 298 ГК).

В случаях, предусмотренных законом или договором, правомочия по распоряжению имуществом могут быть предоставлены лицу, не являюще­муся субъектом права собственности или иного ограниченного вещного права на это имущество. В частности, при осуществлении обмена имущест­ва во исполнение договора комиссии стороной по договору мены этого имущества является комиссионер, действующий от своего имени (ст. 990 ГК); в таком же порядке заключает договор мены агент, действующий от своего имени по поручению и за счет принципала на основании агентского договора (п. 1 ст. 1005 ГК); право на заключение сделок от своего имени (в том числе в качестве стороны договора мены) предоставлено также до­верительному управляющему в отношении имущества, переданного ему по договору доверительного управления (п. 3 ст. 1012 ГК).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты