Договор международной экспедиции

2. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Законодательство Республики Беларусь в области транспортно-экспедиционной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года "Об основах транспортной деятельности" [13, ст. 221], Закона транспортно-экспедиционной деятельности, Правил транспортно-экспедиционной деятельности, иных актов законодательства и международных договоров Республики Беларусь.

Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

·                   порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг;

·                   права и обязанности клиента и экспедитора;

·                   формы и порядок заполнения документов, используемых при оказании транспортно-экспедиционных услуг;

·                   порядок предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции;

·                   иные положения, предусмотренные законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

2.1 Правовые основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности


Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров транспортной экспедиции, об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Участники транспортно-экспедиционной деятельности свободны в выборе договора, определении его условий, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Президентом Республики Беларусь могут быть установлены особенности осуществления транспортно-экспедиционной деятельности.

 

2.2 Основные принципы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности


Основными принципами осуществления транспортно-экспедиционной деятельности являются:

·                   государственное регулирование, управление и контроль;

·                   равенство прав участников транспортно-экспедиционной деятельности;

·                   соблюдение интересов всех участников транспортно-экспедиционной деятельности;

·                   обеспечение безопасности осуществления транспортно-экспедиционной деятельности на основе соблюдения требований законодательства Республики Беларусь, в том числе требований технических нормативных правовых актов.

К транспортно-экспедиционным услугам относятся:

Ø    услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза;

Ø    услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений;

Ø    организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;

Ø    оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;

Ø    сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности;

Ø    заключение договоров страхования груза;

Ø    согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;

Ø    консолидация и деконсолидация отправок грузов;

Ø    представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;

Ø    проверка количества мест, массы и состояния груза;

Ø    хранение груза;

Ø    прием груза в пункте назначения;

Ø    уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;

Ø    осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности;

Ø    консультирование по вопросам организации перевозок грузов;

Ø    оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза;

Ø    иные услуги, связанные с перевозкой груза.

3. ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

3.1 Понятие договора международной транспортной экспедиции


По договору международной транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.

Договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор.

С точки зрения общей характеристики всякого гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.

Консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, соответствующие обязательства возникают в силу самого факта подписания соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора.

То обстоятельство, что договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным и возмездным договором, вытекает из самого определения понятия этого договора, а именно из того факта, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг за вознаграждение и за счет другой стороны. Помимо обязанности оплаты экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, обязательство на стороне клиента включает в себя также обязанность по предоставлению экспедитору документов и иной необходимой информации, в частности о свойствах груза и об условиях его перевозки. Причем исполнение экспедитором своего обязательства носит по отношению к исполнению клиентом обязанности представления документов и иной информации встречный характер в случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязательств по экспедированию грузов.

Применительно к договору транспортной экспедиции законодателем не определен перечень условий, признаваемых существенными условиями данного договора. Поэтому можно говорить как о существенных лишь об условиях данного договора, предусматривающих действия сторон, составляющие предмет договора транспортной экспедиции, а также о тех условиях, в отношении которых одной из сторон сделано заявление о необходимости достичь соглашения. В частности, сторонами должны быть включены в договор транспортной экспедиции условия о конкретных услугах, связанных с перевозкой груза, выполнение которых (или организация их выполнения) возлагается на экспедитора, о порядке возмещения клиентом расходов, понесенных экспедитором в связи с выполнением этих услуг, размере и порядке выплаты вознаграждения экспедитору за услуги, оказываемые клиенту. Правда, последнее условие (о вознаграждении экспедитора) относится к так называемым определимым существенным условиям договора и его отсутствие в тексте конкретного договора транспортной экспедиции может быть компенсировано применением общего правила об определении цены по возмездному договору.

Для классификации правоотношений сторон в качестве договора транспортной экспедиции необходимо констатировать не только то обстоятельство, что между сторонами достигнуто соответствующее соглашение в простой письменной форме (в том числе путем обмена письмами, телеграммами и т.п. или путем акцепта письменной оферты конклюдентными действиями) по всем существенным условиям договора транспортной экспедиции. Следует принимать во внимание и цель данного договора (обеспечение перевозки груза), а также соблюдение требований, предъявляемых к субъектному составу договора транспортной экспедиции.

При необходимости систематического оказания транспортно-экспедиционных услуг между клиентом и экспедитором могут заключаться долгосрочные договоры транспортной экспедиции.

Договор международной транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор. Другие существенные условия договора будут зависеть от того, какие именно услуги обязуется оказать по договору экспедитор, также дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров Указом Президента Республики Беларусь №7 от 04.01.2000г. "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ".

Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999г. N 614 "О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг" установил ограничения для осуществления транспортно-экспедиционной деятельности нерезидентами Республики Беларусь. При импорте грузов нерезиденты Республики Беларусь вправе осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность на территории Республики Беларусь только при условии открытия ими в установленном порядке в республике представительства и получения лицензии на этот вид деятельности. Таким образом, договоры, заключенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь по поводу импорта грузов с экспедиторами-нерезидентами, осуществляющими деятельность на территории республики и не имеющими открытого представительства и лицензии, могут быть признаны ничтожными. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного). При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Республики Беларусь. Из данной нормы Гражданского Кодекса Республики Беларусь следует, что определяющим для ничтожных сделок является требование о применении последствий ее ничтожности (недействительности), которое может быть заявлено любым заинтересованным лицом, равно как и судом по собственной инициативе. В законодательстве Республики Беларусь отсутствует нормативно закрепленное определение места осуществления деятельности. Таким образом при толковании этого понятия следует руководствоваться его фактическим общеизвестным значением.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты