Договор перевозки.

Договор перевозки груза является двусторонне обязывающим, так как каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его стороны - отправитель груза и перевозчик. Отправителем может быть любой субъект гражданского оборота. В качестве перевозчика может выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. (На железнодорожном транспорте с введением в действие УЖТ перевозчиком может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.)

По договору фрахтования транспортное средство может быть зафрахтовано или отправителем (груз приобретен на условиях СИФ или КАФ), или получателем (груз приобретен на условиях ФОБ или ФАС).

Для приобретения статуса перевозчика предусмотрено лицензирование перевозочной деятельности. Соответствующие положения о лицензировании были утверждены: на железнодорожном транспорте - Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002г. N 383; на морском транспорте - Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002г. N 447; на автомобильном - Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002г. N 402; на воздушном - Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998г. N 85 .

Помимо отправителя и перевозчика, заключающих договор перевозки груза, к числу его субъектов относится также получатель; его нельзя признать стороной договора, так как он не участвовал в его заключении.

Как показано ранее, при определенных условиях исключение может составлять только договор фрахтования (чартер).

В российской правовой науке преобладает мнение о том, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель представляет собой такое третье лицо.

2. В связи с проведением структурной реформы на железнодорожном транспорте в УЖТ и Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" очерчены контуры концептуально новой системы его организации. Ранее единая деятельность железнодорожного транспорта была разделена на два процесса: 1) деятельность железнодорожного перевозчика по перемещению груза, пассажира, багажа, грузобагажа в пункт назначения; 2) оказание услуг владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта по ее использованию.

Во избежание повторений о новой системе организации деятельности железнодорожного транспорта сказано применительно ко всем разновидностям перевозки - перевозке груза, пассажира и багажа, грузобагажа.

Инфраструктура понимается как технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (ст. 2 УЖТ, ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

Вследствие такого разделения круг субъектов на рынке железнодорожных перевозок расширился. Теперь это перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (оператор железнодорожного подвижного состава), пользователь услуг железнодорожного транспорта (грузоотправитель, пассажир). Каждый из двух указанных процессов деятельности железнодорожного транспорта будет опосредоваться своим договором: договором железнодорожной перевозки груза, пассажира, багажа, грузобагажа и договором оказания услуг по использованию инфраструктуры. Договор железнодорожной перевозки груза, в отличие от перевозки пассажира и багажа, является реальным. О его правовой природе как договоре об оказании услуги по перевозке сказано ранее. Договор же оказания услуг по использованию инфраструктуры имеет консенсуальный характер. Он сочетает элементы аренды имущества (инфраструктуры) и оказания услуг по использованию инфраструктуры ее владельцем для обеспечения перевозки.

3. Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.

В транспортных уставах и кодексах порядок установления сроков доставки груза определен по-разному. Так, согласно ст. 33 УЖТ "сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов".

На морском транспорте перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон; при отсутствии соглашения сторон - в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ).

В соответствии со ст. 76 КВВТ в случаях внутренней водной перевозки сроки доставки груза и правила их исчисления определяются правилами перевозок грузов.

Сроки доставки груза воздушным транспортом определяются федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК).

При автомобильных перевозках сроки доставки груза установлены только для перевозок груза в междугороднем сообщении. Они устанавливаются Правилами перевозки груза автомобильным транспортом (п. 69 УАТ).

За просрочку доставки груза перевозчик несет ответственность в виде штрафа (пени), размер которого зависит от длительности просрочки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате (минимальному размеру оплаты труда - ст. 120 ВК). Взыскание штрафа (пени) возможно при наличии вины перевозчика, но при этом его вина в допущенной просрочке предполагается.

4. Договор перевозки груза относится к категории возмездных. За оказываемую ему услугу по транспортировке груза и связанные с ней работы отправитель (фрахтователь) обязан уплатить перевозчику провозную плату. Ее размер определяется соглашением сторон договора, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК). Тарифы - системы зафиксированных в нормативном порядке цен на перевозку грузов, пассажиров и багажа и дополнительных сборов за выполнение операций, связанных с такими перевозками.

На железнодорожном транспорте тарифы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"). В КВВТ (п. 1 ст. 6) содержится указание на то, что порядок установления тарифов, а также правила их применения определяются Правительством РФ; в соответствии с п. 100 УАТ тарифы утверждаются Правительством РФ.

Применение обязательных тарифов обеспечивает распространение одинаковых цен на всех потребителей услуг транспорта общего пользования (ст. 790 ГК), что характерно для публичного договора (ст. 426 ГК).

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

По общему правилу причитающиеся перевозчику плата за перевозку груза и все прочие платежи должны быть уплачены отправителем (фрахтователем) при сдаче груза к перевозке. Однако в случаях, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в частности издаваемыми на отдельных видах транспорта правилами перевозки грузов, допускается перевод платежей на получателя.

Перевозчику в обеспечение исполнения обязанности его контрагента по внесению провозной платы и других платежей по перевозке груза предоставлено право удержания переданного ему груза, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

Удержание груза перевозчиком представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 359 ГК). Требования перевозчика, удерживающего груз, удовлетворяются из стоимости груза в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК).

5. Характеризуя ответственность субъектов, которым предстоит участвовать в перевозке груза, следует напомнить об обязанности перевозчика по подаче транспортных средств (вагонов, контейнеров, морских или речных судов, автомашин и т.п.) к обусловленному сроку в место погрузки и предъявлению отправителем к тому же сроку груза к перевозке. Перевозчик за неподачу транспортных средств, а отправитель - за непредъявление груза или неиспользование транспортных средств по иным причинам несут взаимную имущественную ответственность (п. 1 ст. 794 ГК).

Основания этой ответственности установлены в транспортных уставах и кодексах (ст. 94 УЖТ, ст. 115 КВВТ, п. 127 УАТ) или в Положениях об ответственности за невыполнение плана перевозок. Исключение составляет лишь ВК, в котором нет правил о такой ответственности.

Ответственность перевозчика и отправителя за неподачу транспортных средств и непредъявление груза наступает независимо от реального причинения убытков, т.е. носит штрафной характер. Причиненные другой стороне убытки не подлежат возмещению, даже если превышают размер взысканного с неисправной стороны штрафа. Следовательно, по своей правовой природе такой штраф должен быть отнесен к законной исключительной неустойке.

Рассматриваемая ответственность представляет собой предусмотренное в нормативном порядке отступление от принципа вины. Меры ответственности могут быть применены и без вины обязанной стороны. Обстоятельства, обусловившие объективную невозможность исполнения соответствующей обязанности, освобождают от уплаты штрафа только в том случае, когда подпадают под установленные в законе, транспортных уставах и кодексах исчерпывающие ("замкнутые") перечни оснований освобождения от ответственности. Согласно ст. 794 ГК к таким основаниям относятся непреодолимая сила, иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения), военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Размер подлежащего за неподачу транспортных средств или непредъявление груза штрафа исчисляется в процентах к провозной плате за непринятое количество груза или его непредъявленное количество (ст. 115 КВВТ, п. 127 УАТ, Положение об ответственности за невыполнение плана перевозок, действующее на морском транспорте) либо в определенной части минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или каждый контейнер (ст. 94 УЖТ). Этот размер регулярно пересматривается (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995г. N 433). С неисправного участника экспортной перевозки взыскиваются установленные штрафы.

В ст. 791 ГК установлена обязанность перевозчика подать отправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель в силу ст. 793, 794 ГК обязан предъявить груз в состоянии, соответствующем правилам перевозки.

Нарушение этих требований приравнивается к неподаче транспортных средств или непредъявлению груза и влечет применение указанной штрафной ответственности. Отказ отправителя от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, представляет собой только право отправителя, но не его обязанность (п. 1 ст. 791 ГК).

В этой связи нужно признать нуждающуюся в пересмотре арбитражную практику, сложившуюся в соответствии с инструктивными указаниями Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968г. N И-1-9 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге". В соответствии с этими указаниями грузоотправитель обязан был отказаться от погрузки в вагон или контейнер, который по техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечивал сохранность груза. В случае же принятия такого подвижного состава грузоотправитель нес ответственность за происшедшую несохранность груза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты