Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Дисциплина «Гражданское право»



Реферат

На Тему: «ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ»




Подготовил:

Слушатель 345 группы

Конев П.Л.

Проверил:

Преподаватеть кафедры

Стеклов И.А.






Белгород 2008

1. Согласно ст. 801 ГК по договору транспортной экспедиции (в дальнейшем - договор экспедиции) одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В данном определении не раскрыто содержание услуг, оказываемых экспедитором по договору экспедиции. Это сделано в общей форме в ч. 2 и 3 п. 1 ст. 801 ГК.

В Федеральном законе от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон 2003 г.) не дано определения договора экспедиции и указано лишь на то, что Закон 2003 г. определяет порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для перевозок грузов (п. 1 ст. 1).

Договор экспедиции впервые получил законодательное закрепление в качестве самостоятельного лишь в ГК 1996 г. Более того, в п. 3 ст. 801 ГК предусматривалось принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Федеральный закон от 30 июня 2003г. "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусматривает утверждение Правительством РФ правил транспортно-экспедиционной деятельности, в которых должны быть определены перечень экспедиторских документов и требования к качеству и порядку оказания экспедиционных услуг.

Закрепление норм, регулирующих отношения по транспортной экспедиции в самостоятельной главе ГК, принятие Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также предусмотренные в этом Законе разработка и утверждение Правительством РФ правил транспортно-экспедиционной деятельности (п. 1 ст. 2) свидетельствуют о росте значения транспортно-экспедиционной деятельности в условиях рыночной экономики, расширении круга охватываемых этой деятельностью операций.

В п. 1 ст. 1 Закона 2003г. предусмотрено, что условия договора экспедиции определяются также другими федеральными законами или иными нормативными актами РФ, принятыми в соответствии с ГК. К числу таких нормативных актов должен быть, прежде всего, отнесен УАТ, в который включен раздел VIII "Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования" (подробнее см. далее).

В КТМ не содержится прямых правил о договоре транспортной экспедиции, но предусмотрены нормы, весьма близкие к ним и отражающие специфику деятельности морского транспорта - гл. XIII "Договор морского агентирования" и гл. XIV "Договор морского посредничества". Высший Арбитражный Суд РФ на основе анализа услуг, оказываемых по договору морского агентирования, заключил, что услуги морского агента имеют большое сходство с услугами экспедитора по договору транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК).

Согласно ст. 50 УЖТ погрузка, хранение грузов и иные работы (услуги) могут быть выполнены на основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (о понятии и правовой природе этого договора см. гл. 40 ГК "Перевозка"). Стало быть, выполнение названных работ (услуг) охватывается этим договором, что не исключает заключение самостоятельного договора экспедиции.

2. Отграничение экспедиционной деятельности от непосредственной перевозки груза обусловлено тем, что деятельность транспортных организаций и их клиентов, касающаяся груза, неоднородна. Основу этой деятельности составляют само перемещение груза, его движение из пункта отправления в пункт назначения. Но для обеспечения движения необходим целый ряд предшествующих ему операций. Все они охватываются формулой ч. 2 п. 1 ст. 801 ГК: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку груза.

Отправка груза может включать выполнение таких вспомогательных операций, как обработка груза, его группировка, затаривание и упаковка, маркировка, снабжение ярлыками и бирками, взвешивание или определение объема, доставка к месту отправки, сдача перевозчику, составление перевозочных документов, внесение провозных платежей, уведомление клиента об отправке груза по назначению, а иногда и сопровождение его в пути. Поэтому экспедиция (от лат. expeditio) - это, прежде всего отправка груза, а экспедитор - лицо, занимающееся его отправкой.

С другой стороны, договор перевозки груза не может быть прерван в момент самого прибытия груза в пункт назначения. Напротив, груз надлежит выгрузить в этом пункте, обеспечить его целостность и сохранность после выгрузки, а затем доставить на склад получателя, которому он и должен быть передан. Все это сопровождается оформлением соответствующих документов и выполнением иных требований.

Наряду с этими основными операциями (п. 1 ст. 801 ГК) договором экспедиции могут быть предусмотрены и дополнительные услуги - получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, а также выполнение иных операций и услуг (п. 1 ст. 801 ГК).

Все операции, из которых складываются отправление и получение груза, не могут быть установлены в нормативном порядке. В экономической литературе правильно отмечается, что номенклатура экспедиционных услуг насчитывает более 70 наименований. Поэтому условия выполнения договора экспедиции, если иное не установлено в нормативном порядке, определяются соглашением сторон (п. 3 ст. 801 ГК). Однако все операции (услуги), выполняемые по договору экспедиции, так или иначе, должны быть связаны с перевозкой груза. Ради его отправки, самого перемещения и завершения транспортного процесса они и выполняются. В этом - производность экспедиции от перевозки груза и принципиальное отличие договора экспедиции от других договоров, также опосредующих оказание услуг.

В зависимости от стадии транспортного процесса все связанные с перевозкой груза услуги могут быть разделены на операции, составляющие:

а) подготовку к перевозке;

б) доставку груза к месту отправки;

в) погрузку;

г) оформление документов на отправку;

д) сопровождение груза в пути;

е) выгрузку груза и проверку его веса и состояния;

ж) доставку на склад получателя;

з) передачу груза получателю и оформление документов на такую передачу.

Договор экспедиции может охватывать как все эти стадии, так и лишь некоторые из них, а равно отдельные операции, относящиеся к той или иной стадии. С учетом этого договор экспедиции может предусматривать полное транспортно-экспедиционное обслуживание, предполагающее совершение всего комплекса перечисленных операций, т.е. доставку груза "от склада до склада". В отличие от этого частичное транспортно-экспедиционное обслуживание означает оказание услуг, относящихся только к одной из названных стадий или даже к отдельному ее элементу конкретной стадии.

Оказываемые по договору экспедиции услуги имеют юридический (например, отправка груза, его получение) или фактический характер (погрузочно-разгрузочные операции, затаривание и упаковка груза и т.п.).

При оказании услуг экспедитор вправе выступать или от своего имени, или от имени клиента. Нельзя согласиться с мнением Е.М. Ворожейкина о том, что экспедитор всегда действует от имени клиента <*>. Необходимо четко разграничивать два ряда правовых отношений, в которых в разном качестве может участвовать одно и то же лицо (например, профессиональная экспедиторская организация). Такая организация вправе от собственного имени отправлять или получать грузы, принадлежащие другим лицам. Для этого она вступает в договор перевозки груза с перевозчиком и приобретает по отношению к нему статус стороны договора перевозки - отправителя или, если речь идет о получении груза, - третьего лица, в пользу которого заключен договор (см. гл. 40 ГК "Перевозка"). В этом случае такое лицо вправе отправлять либо получать груз от своего имени. Не выступая от имени клиента, оно сохраняет статус экспедитора в отношениях с ним в другом договоре - договоре экспедиции, по условиям которого ему поручено отправлять или получать груз от своего имени. Но возможна и иная ситуация, когда экспедитор не вступает в договор перевозки груза и отправляет или получает груз от имени клиента. При таком положении он выступает только как субъект договора экспедиции.

В соответствии с п. 2 ст. 801 ГК обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком.

О.Н. Садиковым высказана точка зрения о том, что в этом случае, во-первых, перевозчик может выступать экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу). Во-вторых, перевозчик иногда выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора экспедиции, т.е. является экспедитором в отношении осуществляемой им перевозки. Впоследствии эта точка зрения была некритически воспринята Д.А. Медведевым, В.Т. Смирновым и С.П. Хмелевым.

При первой из двух указанных ситуаций транспортная организация, выступая в качестве экспедитора, не является перевозчиком груза, в отношении которого приняла на себя обязанность оказания экспедиционных услуг. Следовательно, организация, являющаяся транспортной по характеру деятельности, не может быть признана перевозчиком в смысле п. 2 ст. 801 ГК. Она лишь экспедитор.

Например, согласно п. 124 УАТ предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования выполняют связанные с перевозками операции и услуги. Предположим, груз должен быть перевезен железнодорожным, воздушным или речным транспортом. В этом случае соответствующая автотранспортная организация, осуществляющая обработку груза до его отправки и его доставку со склада отправителя на железнодорожную станцию, аэропорт или пристань, не является перевозчиком. Поэтому правило п. 2 ст. 801 ГК не рассчитано на применение к подобной ситуации. Это правило имеет в виду только ситуации, когда перевозчик по договору перевозки совпадает в одном лице с экспедитором, т.е. помимо непосредственной транспортировки груза принимает на себя обязанность его экспедиционного обслуживания. В этом случае, по существу, один договор наслаивается на другой. Поэтому при решении вопроса об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам нужно учитывать, из какого договора - перевозки или экспедиции - возникает данная обязанность, и применять соответствующие нормы и условия.

Договор экспедиции двусторонне обязывающий - каждая из его сторон приобретает правомочия и принимает на себя юридические обязанности. Он относится к числу возмездных, так как экспедитор оказывает другой стороне услуги за вознаграждение. Этот договор носит консенсуальный характер - права и обязанности его сторон возникают в момент достижения соглашения по его существенным условиям.

3. В качестве сторон договора выступают экспедитор и клиент. В отношении принятых экспедитором на себя обязанностей клиент признается кредитором, а экспедитор - должником. Клиентом по договору может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты