Думается, что термин "прекращение уголовного преследования" точнее отражает суть происходящего. Ведь уголовное дело как совокупность процессуальных документов сохраняется, а преследование действительно прекращается.
3.2 Проблемы совершенствования деятельности органов дознания
Дознание является одним из наиболее проблемных институтов современного уголовно-процессуального права. Главная проблема заключается в низкой эффективности существующих правовых предписаний.
Нормативные условия (ограничения) применения уголовно-процессуальной формы дознания опираются на методологическую концепцию протокольной формы досудебной подготовки материалов. Именно этим обстоятельством обусловлены законодательные указания о том, что дознание допускается лишь по делам, возбужденным в отношении конкретных лиц. Данное ограничение - главный источник практических трудностей, поскольку приводит к тому, что более половины уголовных дел передается в органы следствия. Таким образом, в реалиях аннулируются главные преимущества дознания - быстрота и простота. Указанное ограничение должно быть отменено.
На практике при производстве дознания по некоторым уголовным делам возникает необходимость в проведении длительных судебных экспертиз (психиатрических, биологических, почерковедческих). Срок производства дознания - максимум 30 суток, дальнейшее продление срока дознания УПК РК не предусмотрено. В результате, при истечении 30 суток, обычно все следственные действия по данным уголовным делам дознавателем выполнены, однако не получены результаты судебных экспертиз, подобные уголовные дела направляются прокурором в следственный отдел для производства предварительного расследования, что является нецелесообразным. Предложение: предусмотреть в УПК РК дополнительное продление срока дознания прокурором в случае необходимости. Часть 13 ст.285 УПК РК дополнить: "Этот срок может быть продлен прокурором на 20 суток, в случае необходимости по ходатайству дознавателя, срок дознания дополнительно продлевается прокурором до 60 суток".
По действующему закону при невозможности дознания установлен переход к более сложной форме расследования - предварительному следствию. Такая же схема внешне была присуща и протокольной форме (переход к дознанию). Однако закон допускал смену процедуры при сохранении субъекта расследования (орган дознания). По УПК РК меняется и форма, и субъект. Последнее обстоятельство выступает генератором практических затруднений. Предложение: сохранить переход от дознания к следствию (в случае невозможности производства дознания в силу разных причин) при сохранении субъекта расследования - дознавателя.
Неотложные следственные действия, как правило, производятся в оперативно-розыскном сопровождении, в связи с чем являются специфической разновидностью досудебного производства. Терминология "неотложные следственные действия" для этой деятельности не подходит ввиду своей узости. Для обозначения указанной деятельности может быть использован термин "первоначальное дознание".
Решение о возбуждении уголовного дела, как правило, принимается на основе не достоверного, а вероятного знания об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Возбуждая уголовное дело в отношении конкретного лица, затрагиваются интересы подозреваемого, нередко в ходе проведения следственных действий устанавливается его невиновность. Решение этой проблемы видится в отказе от объединения в одном постановлении о возбуждении уголовного дела двух различных решений. Более совершенным представляется такой порядок, когда сначала следователь (дознаватель) должен вынести постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, и лишь после этого должно быть вынесено отдельное постановление, в котором будет зафиксировано решение следователя (дознавателя) о наделении конкретного лица процессуальным статусом подозреваемого. При этом закон не должен требовать согласовывать с кем-либо решение следователя (дознавателя) о привлечении лица в качестве подозреваемого, подобно тому, как требуется согласовывать решение о привлечении липа в качестве обвиняемого. Предложения: а) заменить в законе термин "возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица" термином "привлечение лица в качестве подозреваемого", либо термином "возбуждение уголовного преследования в отношении конкретного лица", условием такого привлечения (возбуждения) должно быть наличие фактического основания - достаточных данных (доказательств), дающих основания для подозрения лица в совершении преступления; одновременно термин "прекратить уголовное дело в отношении лица, используемый законодателем вУПК РК заменить термином "прекратить уголовное преследование в отношении лица" или термином "прекратить уголовное преследование лица"; термины "возбуждение уголовного дела" и "прекращение уголовного дела" следует использовать безотносительно к каким-либо лицам, а термин "уголовное преследование" должен использоваться в отношении какого-либо подозреваемого или обвиняемого; б) пункт 1 ч.1 ст.177 УПК РК изложить в следующей редакции: "либо в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве подозреваемого"; данное постановление должно содержать перечень прав подозреваемого и предусматривать разъяснение подозреваемому его прав. Такое постановление лучше не объединять с постановлением о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, а выносить после вынесения постановления о возбуждении дела и отдельно от него; в) наделить следователя (дознавателя) правом самостоятельного привлечения лица в качестве подозреваемого, для этого закон не должен требовать от следователя (дознавателя) предварительно согласовывать с прокурором свое намерение привлечь лицо в качестве подозреваемого, это не будет ограничивать возможности прокурорского надзора во время предварительного расследования, но будет способствовать ускорению расследования преступлений.
Заключение
В сравнении с УПК Каз-ССР 1959 года дознание претерпело кардинальные перемены. Привычное деление дознания на два вида сменилось единообразием в понимании термина "дознание" как формы предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Приведенная трактовка противоречит "классическому" пониманию дознания как неотложной процессуальной деятельности по раскрытию преступления, подследственного следователю, в экстренных случаях отсутствия последнего. Вместо дознания в порядке ст.119 УПК КазССР введено понятие "неотложные следственные действия" (ст. 200 УПК РК). Отказ от протокольной формы досудебной подготовки материалов повлек за собой перевод соответствующих составов уголовных преступлений в дознание. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести,, и производится в порядке и сроки, установленные УПК РК. Заслуживающие поддержки радикальные решения законодателя об укреплении самостоятельности дознавателя, расширении подследственности органов дознания, распространении последнего на дела о преступлениях несовершеннолетних парадоксально сочетаются в Кодексе с отсутствием должной регламентации дознания по неочевидным преступлениям и непродуманной схемой дознания по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, то есть по очевидным преступлениям.
Сущность дознания ¾ раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.
Статьями 65 УПК РК устанавливается, что дознание производится дознавателями. УПК РК впервые был введен термин "дознаватель", под которым в настоящее время понимается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РК. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Дознание осуществляют и органы дознания. Здесь имеются в виду органы дознания должностные лица, например, командир воинской части. Это подтверждается, в частности, тем, что компетенция между органами дознания и дознавателями в области предварительного расследования преступлений не разграничивается.
Правило о производстве дознания в установленном законом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом дознания, дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих данный вид расследования преступления. Обязательное соблюдение правил производства следственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задач уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания ¾ раскрытие преступления ¾ окончание дознания. В целом они составляют систему дознания.
Уголовно - процессуальный закон детально определяет полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РК на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.
Необходимо отметить, что новое уголовно - процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно - розыскные мероприятия.
Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.
Выявленные в процессе исследования проблемы, возникающие при производстве дознания, как формы предварительного расследования, осуществленного в данной дипломной работе, можно подразделить на следующие группы:
Проблемы разграничения форм предварительного следствия.
Проблемы процессуальных функций органов дознания.
Проблемы функциональных средств дознания как формы предварительного следствия.
Проблема прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица.
По данным блокам проблем вынесены предложения по совершенствованию процессуального механизма дознания, в частности:
Выделить специальную форму предварительного расследования: "первоначальное дознание", так как неотложные следственные действия, как правило, производятся в оперативно-розыскном сопровождении, в связи с чем являются специфической разновидностью досудебного производства и терминология "неотложные следственные действия" для этой деятельности не подходит ввиду своей узости.
Законодательно допустить производство предварительного следствия дознавателями по делам, подследственным органам дознания в случае невозможности производства дознания в силу разных причин.
Наделить следователя (дознавателя) правом самостоятельного привлечения лица в качестве подозреваемого.
Список использованной литературы
1. Конституция РК от 30.08.1995 г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РК (по состоянию на 15 апреля 2008 года). - Алматы: 2008.
3. Уголовный кодекс РК (по состоянию на 15 марта 2008 года). ¾ Алматы, 2008.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9