Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ

Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ

Содержание


Введение. 2

1.    Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. 4

2. Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ.. 11

2.1 Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) 12

2.2. Информатизация регионов. 14

2.3 Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи. 15

2.4 Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.. 18

Заключение. 19

Литература. 20

Введение


В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления.

В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления бюджетной, налоговой системами, технологии государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан и органов управления через компьютерные сети, технологии накопления информации в единых государственных базах данных, технологии муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной сферы (в направлении создания единых расчетно-кассовых центров), геоинформационных систем (в направлении создания земельных и городских кадастров), электронного документооборота.

Актуальность темы вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Именно поэтому разработана, утверждена и выполняется федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», одним из направлений которой является развитие системы подготовки специалистов по информационным компьютерным технологиям и квалифицированных пользователей. Она выполняет проекты административной реформы по решению проблем межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, а также создания «одной точки входа» для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Способствует повышению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых ими гражданам и организациям. Реформирование государственного управления, посредством внедрения электронного правительства – это системная и долгосрочная задача, итогом которой должно стать вхождение России в глобальное информационное общество.

Цель работы— оценить эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ, изучить внедрения электронного правительства в органы государственной власти и местного самоуправления и в общество в целом.

1.            Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу


Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества:

- отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов;

- отсутствие законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов;

- отсутствие координации создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению;

- недооценка экономической значимости созданных государственных информационных ресурсов. Следствием этого является неполнота, а нередко и полное отсутствие бухгалтерского учета этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных информационных ресурсов пока нет.

Решение перечисленных проблем требует выработки общегосударственных, согласованных решений в области управления государственными информационными ресурсами на основе четко сформулированной государственной информационной политики.

Перечислим функции государства в области управления информационными ресурсами:

- создание первичных и производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации;

- надежное хранение и защита информационных ресурсов;

- эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений;

- обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным ресурсам в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами:

- федеральный уровень;

- региональный уровень (субъекты Российской Федерации);

- локальный уровень (организации и предприятия).

Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.

Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям:

- взаимодействие с гражданами и предприятиями;

- внутренняя работа учреждения;

- взаимодействия органов власти между собой.

Внедрение иформационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок.

Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.

На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. (рисунок 1)


Рисунок 1 – Направления информатизации органов государственного управления РФ


Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан:

- с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;

- с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;

- с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).

Большое значение имеет и косвенный эффект от внедрения, включающий:

- улучшение качества принимаемых решений;

- повышение доверия граждан к власти;

- снижение косвенных общественных издержек на содержание органов власти.

Направления информатизации органов государственного управления РФ приведены на рисунке 1.

Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды [2]:

- федеральные системы информационного обеспечения;

- системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов;

- системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;

- негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам государственной власти и управления.

На федеральном уровне они создаются по решению федеральных органов государственной власти и управления. Системы совместного ведения – по решению федеральных органов и органов власти и управления субъектов Российской Федерации, системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации – соответственно на основании решений органов власти и управления этих субъектов [2].

Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)»

Рассмотрим актуальные направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а именно вопросы, реализации которых наиболее часто обсуждаются в литературе (рисунок 2):



Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия»

- внедрение технологий «электронного правительства» (1);

- создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) (2);

- информатизация регионов (3);

- разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН) (4);

- внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи (5);

- создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению (6).

1. Внедрение технологий «электронного правительства»

«Электронное правительство» – это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов [3].

Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные государственные информационные ресурсы в сочетании с развитой системой информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам.

Реализация концепции электронного правительства предполагает решение следующих основных задач.

1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится (судя по содержанию подобных сайтов других стран) общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов.

2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, развиваемых во многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов, подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения государственных закупок.

3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты