Экологический менеджмент компании

Одним из важнейших способов мотивации персонала в случае, когда природоохранные мероприятия приводят к снижению прибыли организации, является акцентирование внимания работников на потенциальное улучшение экологического состояния территорий, на необходимости сохранения здоровья будущих поколений. Конечно, для истинного понимания необходимости охраны окружающей среды работникам предприятий недостаточно прослушивание разовых лекций или публикаций в прессе. Должна быть организована постоянно действующая целевая программа "эколикбеза". Только если работник будет лично заинтересован в повышении эффективности проведения природоохранных мероприятий, возможно общее эколого-экономическое эффективное управление производством, а это возможно только при наличии соответствующего уровня его информированности.

Одной из важнейших функций в управлении персоналом является определение потребности в персонале, подбор кадров и их расстановка.

Приступая к определению потребности в экологически подготовленных кадрах, руководство предприятия и его кадровые службы должны учитывать, что эти потребности различаются не только в зависимости от размеров, отраслевой принадлежности, технико-технологического уровня предприятия и т.п. факторов, но и от принятой модели экологического менеджмента. Так, для предприятия, реализующего аддитивный подход к экологическому менеджменту, кадровые проблемы решаются преимущественно путем создания новых рабочих мест (или специального экологического подразделения), набора дополнительного персонала, привлечения специалистов со стороны (например, для обслуживания экологического оборудования, инвестиционного экологического планирования или аудита) и т.п. В рамках интегрированного подхода к экологическому менеджменту гораздо более важную роль играют переподготовка и повышение квалификации собственного персонала фирмы. Совокупность данных требований напрямую включена в стандарты ISO 14001 и ISO 14004.

При подборе кадров важно определить атрибуты их экологической квалификации. В этом могут помочь квалификационные каталоги для различных профессий при условии, что в перечни квалификационных характеристик включены соответствующие экологические требования. Скажем, для инженеров подобные перечни должны содержать требования по обладанию специальными знаниями в области обращения с отходами, обслуживания очистного оборудования и т.п., для экономистов-практиков - знания в области организации охраны окружающей среды (ООС), экологического маркетинга, аудита и т.д. Наряду с совокупностью жестких требований при подборе персонала могут учитываться и так называемые мягкие индикаторы. К последним относятся, например, наличие патентов на экологические изобретения, обладание опытом работы в области ООС, вовлечение в деятельность экологических групп, определенные личностные характеристики (обладание чувством ответственности за окружающую среду, умение видеть связи между предприятием и окружающим его миром) и т.п.

На современных фирмах при подборе кадров также практикуется применение метода "самоселекции". Суть его в том, что фирма передает на рынок труда больший, чем обычно, объем информации о своей деятельности, избранной миссии, стратегии, политике. Этим создаются условия для более сознательного отбора открывающихся вакансий самими претендентами, что в итоге снижает и издержки вследствие привлечения "случайных людей". Другим способом самоселекции, преследующим аналогичные цели, является включение экологических требований в трудовой договор.

Решая проблему расстановки кадров и организации работы персонала, важно учитывать, что высокий динамизм современной жизни, включая постоянное появление новых проблем, встающих перед предприятием, делают невозможным определение для каждого сотрудника ясного и четкого профиля квалификационных требований, как и должностных обязанностей. Это относится в полной мере и к экологической проблематике. В организационном плане данное обстоятельство означает, что возрастает спрос на сотрудников с так называемыми ключевыми квалификациями (компетенциями). Обладание ими позволяет работать не просто исходя из узких задач какого-то отдела (в нашем случае - экологического), а видя и решая проблемы с более широких позиций, в том числе с учетом сфер деятельности других подразделений предприятия.

К числу таких квалификаций (компетенции) относятся: способность структурировать сложные проблемы, креативность (творческий подход), критический склад ума, включая способность принимать критику, обладание социальным интеллектом, ориентация на будущее, способность к коммуникации, готовность к постоянному повышению квалификации, способность переключиться на новые области деятельности.

Автор работы – молодая студентка, любящая анальные игры с другими студентками.

Экологическое образование в России


Библиотеки России играют большую роль в распространении экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды и рациональном природопользовании, в проведении экологических акций. Систематическая работа по расширению доступа населения к экологической информации проводится государственными и муниципальными библиотеками в республиках Бурятия, Коми, Татарстан, Чувашской республике, Брянской, Вологодской, Иркутской, Кировской, Мурманской, Орловской и других субъектах Российской Федерации.

В ряде регионов на базе библиотек созданы информационно-экологические центры для просвещения населения в области охраны окружающей среды, в которых создаются электронные базы данных по экологическим проблемам регионов, ведется работа по объединению их информационных ресурсов в сводный сетевой ресурс по экологии.

Центры правовой информации, действующие при публичных библиотеках, используют базы данных "Консультант Плюс", "Кодекс", "Гарант" и предоставляют населению доступ к информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В Государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году" сообщается, что Российской государственной библиотекой подготовлен и издан ретроспективный библиографический указатель "Экология и устойчивое развитие". В нем в систематизированном виде представлена отечественная литература за период с 1990 по 2002 г. по концепции устойчивого развития, ее использованию в качестве нового методологического подхода для решения политических, научно-практических, экологических, социальных задач.

В целях активизации работы библиотек России по распространению экологических знаний, воспитанию экологической культуры Федеральное агентство по культуре и кинематографии проводит IV Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения в 2005 - 2006 гг. Научно-методическое руководство смотром-конкурсом осуществляет, как и прежде. Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК) на базе Российской государственной юношеской библиотеки. В течение 2005 г. органы управления культуры и природоохранные структуры субъектов Федерации провели первые (территориальные) туры смотра-конкурса в регионах. На сайте ВЦЭК "Экокультура" (www.eco.ifap.ru), созданном в рамках Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", размещались организационные и методические документы по проведению смотра-конкурса, материалы для ознакомления с опытом работы библиотек по формированию экологической культуры.

В сентябре 2005 г. в Брянск съехались библиотекари из 15 субъектов Российской Федерации и Республики Украина для повышения своей квалификации по программе "Библиотечно-информационная деятельность. Экологическая информация и просвещение в интересах устойчивого развития" на I Межгосударственной школе-семинаре с аналогичным названием, организованной Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма, ВЦЭК, администрацией Брянской области, Брянской областной научной универсальной библиотекой им. Ф.И. Тютчева.

Библиотекари принимали активное участие в организации и работе:

- секции "Экологическая информация и экологическая культура" на XII Международной конференции "Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" (июнь 2005 г., г. Судак);

- "круглого стола" "Библиотека как центр доступа к экологической информации" на XI Международной конференции по экологическому образованию "На пути к устойчивому будущему: проблемы просвещения и образования" (июнь 2005 г., г. Владимир);

- секции "Экологическая информация в формировании политики устойчивого развития" в рамках Международного Байкальского информационно-культурного форума "Культурное разнообразие в информационном обществе" (июнь - июль 2005 г.. Улан-Удэ);

- семинара "Экологическая информация в современном мире" на IX Международной конференции "Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек" (ноябрь 2005 г., Звенигород).

Подготовка специалистов в области экологии и природопользования осуществляется в вузах, подведомственных Федеральному агентству по образованию Минобрнауки России, по следующим специальностям:

- 02800 "Экология и природопользование" (по данной специальности обучается 1880 человек в 22 вузах);

- 020801 "Экология" (7767 человек в 57 вузах);

- 020802 "Природопользование" (5118 человек в 36 вузах);

- 020804 "Геоэкология" (4299 человек в 22 вузах).

Специалистов в области лесопользования, охраны лесов и воспроизводства лесных ресурсов готовят в 49 государственных высших учебных заведениях по шести специальностям и четырем направлениям. Общее количество студентов, обучающихся лесным специальностям, составило около 30 тыс. человек, в том числе около 2 тыс. студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Только по специальным дисциплинам обучение студентов ведут более 300 профессоров, докторов наук и более 1,5 тыс. доцентов, кандидатов наук. В целом по группе направлений и специальностей "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов" ежегодно на первый курс очной системы обучения принимается более 4 тыс. человек.

Повышение квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта осуществлялось в Российской академии путей сообщения, Научно-производственном центре по охране окружающей среды - филиале ОАО "РЖД" ("Российские железные дороги"), Центре обучения персонала аварийно-восстановительных подразделений предприятий нефтегазовой отрасли. В целях обеспечения квалифицированными кадрами в шести университетах путей сообщения осуществлялась подготовка специалистов в области охраны окружающей среды, было подготовлено более 150 инженеров-экологов.

Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" выделяет финансовые средства на издание учебных и справочных пособий, другой экологической литературы, на реализацию ряда программ по экологическому образованию и просвещению населения. Стали традиционными летние экологические экспедиции школьников по Енисею, финансируемые компанией.

Помимо осуществления природоохранной деятельности на уровне производственных подразделений, компания ежегодно финансирует эколого-просветительскую деятельность, различные экологические программы в регионах осуществления своей основной хозяйственной деятельности на Кольском п-ове и на Таймыре. При финансовой поддержке компании реализуются просветительские проекты и научно-исследовательские программы по сохранению биоразнообразия в государственных природных заповедниках "Путоранский" (Таймырский п-ов) и "Лапландский"(Кольский п-ов).

Государственный природный биосферный заповедник "Лапландский" расположен недалеко от промышленной площадки комбината "Североникель" (ОАО "Кольская ГМК"). С 1997 г. компания оказывает финансовую помощь заповеднику и участвует в развитии ряда природоохранных и просветительских проектов. Со своей стороны специалисты заповедника проводят мониторинг природной среды вокруг предприятий компании и разрабатывают рекомендации по восстановлению нарушенных земель и растительности. При финансовой поддержке компании с 2001 г. на Таймыре реализуется проект "Птицы плато Путорана", разработанный рабочей группой по гусеобразным Северной Евразии и направленный на сохранение популяции редких и исчезающих птиц, обитающих на Таймыре, в том числе самого маленького арктического гуся пискупьки, занесенного в Красную книгу Российской Федерации и международную Красную книгу.

ОАО "ГМК "Норильский никель" финансирует развитие эколого-просветительских проектов в рамках Программы "Охрана и воспроизводство агроландшафтов и сохранение природных ресурсов на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" на период 2004 - 2007 гг.


Заключение


Таким образом, подготовка и повышение квалификации работников в области природопользования в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. Предприятия должны рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.

Подготовка кадров заключается в обучении трудовым навыкам, нужным для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации нужно создать климат, благоприятствующий обучению. В современных условиях руководству любой организации следует признать - существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров. Причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована, оснащена на высоком техническом уровне и являться частью цельной стратегии компании. Если можно так выразиться, то программы повышения квалификации должны составлять неотъемлемую часть политики компании. Как внутренней, так и внешней.

Работа в интернете. Скачал – скажи спасибо.

Литература


1. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие. - М.: "ПРИОР", 1998.- 512 с.

2. Егоршин А.Л. Управление персоналом. 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

З. Журавлев П.В., Кулапов М.Л., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 232 с.

4. Татаркин А.И., Львов Д.С, Куклин А.А., Мызин А.Л., Богатырев Л.Л., Коробицын Б.А., Яковлев В.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. - Екатеринбург: Урал, 1999.

5. Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003. С. 188 - 209.

6. Шмаль А.Г. Экологическая безопасность в системе государственного управления. - Бронницы: МП "ИКЦ БНТВ", 2004 г.

7. Хлобыстов Е.В. Оценка и моделирование экологической безопасности промышленного производства: региональный аспект. - Киев: СОПС, 2006.

8. Хаустов А.П., Редина М.М. Управление природопользованием. - М.: Высш. шк., 2005.

9. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году".

10. И.Косякова "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 3








Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты