Экологизация права

Нормы права, служащие средством реализации экологического права, независимо от того, где они размещены,— в экологических отраслях права или других отраслях системы права, называются эколого-правовыми нормами. Если эти нормы размещены в экологических отраслях права — природоохранительных, природноресурсовых — то они имеют первичное значение, их следует считать базовыми нормами. И в этом качестве они определяют содержание других конкретных норм соответствующих отраслей права.


 

2. Экологическое содержание правовых норм

 

2.1 Понятие и сущность экологизации права


В широком смысле экологизация – это проникновение в науку экологического подхода, выходящего за пределы науки, имеющим более широкое содержание, обусловленное всем научным экопотенциалом, включая и биоэкологические, и эколого-синергетические, и другие экологические идеи и знания.

Процесс экологизации охватывает практически все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. Как правильно отмечал видный российский ученый-эколог профессор Н.Ф. Реймерс, "общая экологизация означает разносторонний более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека, т.е. новый этап "экологической" культуры".[5]

В юридической литературе было определено что, сущность экологизации права составляет отражение в правовых нормах устанавливаемых и имеющих ценность для общества экологических требований. Данное отражение осуществляется в форме издания экологических правовых норм и в форме применения уже имеющихся норм права в интересах охраны природы и рационального использования ее ресурсов. Экологизация в праве имеет два взаимосвязанных аспекта: 1) трансформация экологических требований в правовые нормы; 2) результаты этой деятельности, то есть структурные и содержательные изменения, происходящие в праве.

Было введено понятие экологизированная норма и предложено под экологизацией законодательства понимать внедрение экологических императивов в содержание правовых норм. В процессе экологизации права устанавливается взаимосвязь правового и хозяйственного механизмов. Следствием такой взаимосвязи является обогащение правовой нормы экологическим содержанием.

Было определено, что если говорить об экологичности права, его экологической обоснованности, отражении в праве экологических требований, то речь должна идти, прежде всего, об экологизации в сфере правового регулирования любой человеческой деятельности, непосредственно воздействующей на природу. Экологизация других правовых сфер (норм, институтов, отраслей) не менее необходима, но она носит обеспечивающий характер.

Выделяют два метода экологизации. Первый метод относится к сфере применения норм права. Его особенность состоит в том, что экологизируется правоотношение, возникающее в процессе ее выполнения. Второй метод является основным в экологизации законодательства. Суть его заключается в том, что необходимо создавать правовые нормы путем включения в ткань их материи эколого-правовых постулатов.

Экологизация права – это придание экологической направленности всем правовым нормам, которые, так или иначе, связаны со сферой взаимоотношений общества и природы.


2.2 Понятие экологизации законодательства


Объектами экологизации выступают законодательные акты. Под экологизацией законодательства предлагается понимать внедрение эколого-правовых требований в содержание, в правовую ткань закона.[6]

В процессе экологизации, экологические требования трансформируются в правовые нормы, которые определяют границы поведения субъектов права в их отношениях, связанных с воздействием на окружающую природную среду и выражают меру допустимого воздействия. Экологизация отраслей законодательства необходима для реализации основных эколого-правовых норм.

Представляется возможным предложить понимание экологических требований в узком и широком смысле. В узком смысле экологические требования – это необходимость соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе хозяйственной и иной деятельности. Одним из важных средств правового регулирования является обеспечение качества окружающей природной среды, через выполнение нормативов воздействия на окружающую среду.

В широком смысле экологические требования – это требования по: 1) экологической безопасности, охране здоровья и обеспечению благоприятных условий жизни населения; 2) недопущению разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде; 3) мероприятия по охране окружающей природной среды, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды; 4) сохранению биологического разнообразия. Одним из важных средств правового регулирования, является обеспечение качества окружающей природной среды, через выполнение нормативов воздействия на окружающую среду.

Базовые нормы, размещенные в экологических отраслях, имея первичное значение, определяют содержание других конкретных норм соответствующих отраслей права. Особенность эколого-правовых норм заключается в том, что они отражают как социальные закономерности общественного развития, так и экологические закономерности. Кроме того, эколого-правовая норма, выражающая согласованное сочетание экономики и экологии является наиболее эффективной.[7]

Эколого-правовые нормы, заложенные в специальных законах, не всегда способны действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. Они действуют через нормы, регулирующие экономическую и экологическую деятельность субъектов.

Взаимосвязь норм, которые регулируют общественные отношения в экологической и экономической подсистемах, устанавливается в результате экологизации. Сложным в процессе экологизации законодательства представляется выполнение реализации юридической техники. Возникают проблемы в сведении в единый эколого-правовой механизм правовых норм, которые различны по предмету, месту и форме регулирования.

Сказанное выше дает основания утверждать, что экологизация законодательства является одним из важных средств регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Этот процесс является исторической необходимостью, а экологические требования – необходимый атрибут регулирования таких отношений. Право, являясь ядром правовой системы должно определять и обуславливать систему законодательства, которое является формой права и закрепляет его содержание.

 


3. Специфика экологизации российского законодательства


Экологизация российского законодательства является одним из традиционных, проверенных практикой направлений развития правового регулирования экологических отношений. Данный процесс сопровождает формирование и совершенствование экологического законодательства. От него во многом зависит действенность экологического законодательства: "экологические императивы достигают своей цели, если они преломляются в нормах, регулирующих хозяйственную деятельность, становятся составными частями прав и обязанностей предприятий, организаций, учреждений по выполнению поставленных перед ними производственных задач".[8] А.К. Голиченков подчеркивает, что "специфика правового регулирования экологических отношений состоит в том, что в ряде случаев норма, регулирующая экологические отношения, действует не непосредственно, а через нормы, регулирующие конкретную хозяйственную и иную деятельность".[9] Исследуемая особенность регулирования экологических отношений позволила С.А. Боголюбову отнести экологизацию к самостоятельному методу экологического права, представляющему собой "универсальный и действенный способ регулирования экологических общественных отношений".[10]

Эколого-правовая норма (или их совокупность), таким образом, имеет, как правило, двойственное закрепление – в акте экологического законодательства и, в необходимой интерпретации, в акте иной отрасли законодательства. Важно, что, помещаемая в акты иных отраслей законодательства, она не изменяет принадлежности акта к той или иной отрасли законодательства и не модифицирует общую направленность содержания соответствующих актов.

Распространение экологизации в системе российского права и законодательства объективно обусловлено. Известно, что правовые нормы, регулирующие ту или иную обособленную группу общественных отношений, как правило, не могут полностью укладываться в рамки одной соответствующей отрасли законодательства.

Таким образом, экологизация выступает не только особым приемом регулирования экологических отношений, но и являет собой одновременно вполне закономерный процесс взаимопроникновения правовых норм в актах разных отраслей законодательства.

Применительно к эколого-правовым нормам такое взаимопроникновение нередко приобретает фактически обязательный характер. Причины повышенной востребованности экологизации при регулировании экологических отношений, как нам представляется, можно установить, используя выводы М.И. Васильевой, обозначившей в качестве одного из важнейших условий успешности экологической политики экологизацию всего российского законодательства, сделанные относительно экологического правопонимания. Сложно не согласиться с данным автором в том, что "любые усовершенствования правовых норм происходили и будут происходить только в условиях факультативности влияния эколого-правовых идей на право".[11] М.И. Васильева констатирует, что "экологический интерес как осознанная социальная потребность не приобрел еще той критической массы, которая была бы соразмерна новому праву и обеспечила бы его социальную приемлемость", в связи с чем "сегодня не хватает объективных оснований к коренной экологизации права".[12]

Но одновременно эти же факторы влияют на оценку экологического законодательства, которое до сих пор во многом нуждается в экологизации, то есть в отражении экологических норм в других отраслях законодательства. Следовательно, в каком-то аспекте его позиции не оцениваются правоприменителями, обществом в целом в равной степени с иными отраслями. Разумеется, юридическая сила актов одного уровня, принадлежащих к разным отраслям законодательства, не может разниться. Федеральный закон и в системе экологического законодательства, и в системе гражданского обладает равной юридической силой. Но практика показывает, что нередко, к сожалению, - не равной результативностью непосредственного использования в регулировании общественных отношений, не равным авторитетом у правоприменителей. Об этом в определенной мере и свидетельствует такое правовое явление, как экологизация законодательства.

Знаменательно, что в судебной практике при выработке позиции суда предпочтение часто отдается экологизированным нормам, что показывает их достаточно высокую действенность: суды при разрешении конкретных дел используют именно эти нормы, а не соответствующие положения экологического законодательства. Так, в обоснование своего решения от 28 мая 2003 г. N 3640/03 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации [13]ссылается на п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации, относящий к видам добытых полезных ископаемых подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы (минеральные воды). При этом исходные для данного положения нормы содержатся в экологическом законодательстве - Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Водном кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О недрах".

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты