Эколого-правовые основы размещения наружной рекламы

Законом "О техническом регулировании" установлено, что технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

В ст. 9 Закона "О техническом регулировании" достаточно подробно изложен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Так, технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений указанного Закона. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Детальнейшим образом в Законе "О техническом регулировании" описана процедура принятия таких регламентов Государственной Думой и доведения информации до всех заинтересованных лиц о каждой стадии обсуждения и принятия регламента. Такой порядок, с одной стороны, свидетельствует о демократичности процедуры принятия общеобязательных регламентов, а с другой - о достаточной продолжительности по времени данной процедуры. Последний же фактор имеет в настоящее время существенное значение.

Следует отметить, что Закон "О техническом регулировании" является, по сути, реформаторским и направлен на замену действующих ГОСТов на технические регламенты, которые будут носить обязательный характер. Вместе с тем ситуация, связанная с реализацией этой реформы, не просто далека от идеала, она близка к провалу. Так, предполагалось, что к 2010 г. замена ГОСТов на технические регламенты будет завершена полностью, но по состоянию на 2006 г. (т.е. по истечении трех лет с момента принятия Закона) принят всего один такой норматив, причем принят Правительством, а не Государственной Думой.

При этом Закон "О рекламе" вступает в действие с 1 июля 2006 г., и чем будут руководствоваться участники рекламных правоотношений и правоприменительные органы в период отсутствия таких регламентов, пока не ясно. Возможно, ситуацию, хотя бы временно, могло спасти прямое указание в Законе на те или иные требования технического характера, которые должны предъявляться к рекламе, средствам ее распространения и самому процессу распространения рекламы. Однако ряд таких поправок в проект закона "О рекламе" был отклонен, т.к. предлагаемые для внесения требования к рекламным средствам и процессу распространения той или иной рекламы (например, касающиеся уровня звука в теле- и радиорекламе) должны были быть установлены регламентами, и их самостоятельное закрепление в Законе показалось законодателю излишним.

Если принять во внимание указанные выше обстоятельства, то очевидно, что даже прогрессивный Закон "О рекламе", защищающий интересы слабой стороны - потребителя, при такой ситуации, когда "опорное" для него законодательство (законодательство о техническом регулировании) существенно опаздывает в своем развитии, будет иметь декларативный характер и обречен на провал. Только комплексный подход к формированию законодательства способен обеспечить баланс интересов потребителей и иных субъектов рекламной деятельности, а также надлежащее осуществление предпринимательской деятельности.

МВД России пытается ввести ограничения для наружной рекламы. В письме, разосланном министерством в конце апреля, указывается, что ГОСТ по наружной рекламе, которому не соответствует 90% рекламных щитов в стране, обязателен к применению. При этом автор письма ссылается на решение арбитражного суда, отклонившего в конце прошлого года иск компании «АПР-Сити/ТВД» к Минпромэнерго. Юристы, впрочем, считают, что операторы не обязаны выполнять требования этого письма.

Как стало известно РБК daily, в конце апреля МВД России разослало начальникам подведомственных управлений письмо, разъясняющее порядок контроля при размещении наружной рекламы на улицах и транспортных средствах. В письме, копия которого находится в распоряжении РБК daily, в частности, говорится, что нормы ГОСТ Р52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» признаны обязательными для исполнения. Автор письма, начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов, ссылается при этом на решение арбитражного суда Москвы от 23 ноября 2006 года.

Напомним, ГОСТ Р52044-2003, вводящий жесткие требования к размещению наружной рекламы вдоль автодорог, вступил в силу в июле 2003 года. В случае его исполнения под сокращение попадало около 90% конструкций. Однако в сентябре 2005 года начала действовать смягченная редакция документа. Вскоре глава ГИБДД Виктор Кирьянов разослал письмо, предписав применять нормы ГОСТа либо к вновь установленным рекламным конструкциям, либо к тем, у которых истек договор аренды рекламного места. Эти правила должны были действовать до тех пор, пока не будет разработан и принят новый ГОСТ. В прошлом году компания «АПР-Сити/ТВД», аффилированная с News Outdoor Russia, обратилась в арбитражный суд Москвы с иском, в котором оспаривала бездействие министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко и просила суд обязать министра отменить ГОСТ. Однако в декабре суд отказался удовлетворить иск компании. На это решение и ссылается в своем письме генерал-лейтенант Кирьянов.

«Глава Минпромэнерго Виктор Христенко, дождавшись середины апреля - даты истечения всех сроков на подачу апелляции, решил применить кардинальные меры. Так и появилось письмо г-на Кирьянова», - предполагает топ-менеджер крупной компании-оператора. В News Outdoor комментировать письмо отказались.

Участники рынка указывают, что ГОСТ не соответствует закону «О рекламе» и был принят с нарушениями, однако признают, что исполнение его в полном объеме негативно скажется на рынке наружной рекламы, поскольку его требованиям не соответствует большая часть конструкций.

Гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин отмечает, что новый ГОСТ не соответствует закону «О рекламе» и носит исключительно запретительный характер. С ним соглашается топ-менеджер крупного оператора: «ГОСТ вводит необоснованные ограничения, которые никак не влияют на безопасность дорожного движения. Это очень неприятное событие для рынка наружной рекламы, так как большая часть рекламы на дорогах не соответствует требованиям этого ГОСТа». С ним соглашается генеральный управляющий «BigBoard Россия» Руслан Желудик, отмечающий, что ГОСТ необходим рынку, но «не в том виде, в котором существует сейчас».

Впрочем, юристы считают, что исполнять требования письма операторы не обязаны. «В нашей стране судебное решение не является источником права. Арбитражный суд может принять или отклонить иск, но не постановить, чтобы ГОСТ, который ранее не применялся в полном объеме, был обязателен к исполнению», - рассуждает заведующий кафедрой интеллектуальной собственности ЮНЕСКО Михаил Федотов. Кроме того, отмечает г-н Федотов, письмо может иметь обязательный характер, только если зарегистрировано в Министерстве юстиции или опубликовано в СМИ, «а этого в данном случае не произошло».

Заключение


Наружная реклама - это рекламные средства в виде: вывесок, наружных плакатов, щитов, брэндмауэров, крышных установок и панелей, перетяжек, витрин, козырьков, световых установок на зданиях или улицах города.

Характерной особенностью наружной рекламы является то, что у нее, как и у телевидения, многомиллионная аудитория и это упрощает решение задач, возлагаемых на нее, сравнительно не дорогостоящий и одновременно массовый контакт с потребителями рекламы. Вместе с тем именно наружной рекламе свойственны отсутствие конкретной целевой группы пользователей и невозможность проследить их реакцию на рекламу немедленно.

У производителей наружной рекламы возникает множество проблем, связанных с созданием эффективных коротких сообщений, которые оставались бы в памяти пешеходов и водителей транспортных средств.

Дело в том, что практически у всех потребителей наружной рекламы время зрительного контакта, необходимого для прочтения текста и рассмотрения изображения, не превышает и нескольких секунд.

Эти особенности предполагают тщательность и точность при выборе шрифтов, их удобочитаемость, образность, эффективность цветового решения.

Считается, что один из парадоксов наружной рекламы – это то, что она должна одновременно и сочетаться с окружающей обстановкой, и выделяться из нее. Считается также, что использование щитовой рекламы оправдано, когда фирма уже достаточно известна. При разработке текстов и эскизов изображений для щитовой рекламы следует помнить, что реклама должна создавать образ, соответствующий образу рекламируемой фирмы.

Таким образом, можно сделать вывод, что за последние годы наружная реклама является одной из популярнейших областей вложения денежных средств и получения прибыли.

Основными нормативными актами регулирующие рекламную деятельность на территории Российской Федерации являются:

1. Федеральный закон «О рекламе».

Закон посвящен коммерческой и социальной рекламе. Политическая реклама исключена из сферы регулирования данного закона.

2. Налог на рекламу устанавливается в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федеральным законом от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ "О рекламе", Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливает налог на рекламу на территории города Москвы.

3. Информационное письмо от 25 декабря 1998 г. N 37 Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе.

4. Закон « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения.

С каждым нововведением регулирование рынка все более усложняется, оттачивается. Оно и сейчас несовершенно, но если посмотреть, что было всего лишь шесть лет назад, хорошо видно как далеко ушли вперед.

Важные нормы, регулирующие рекламную деятельность, разбросаны по большому количеству нормативно-правовых актов (ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ", "О телевизионном вещании и радиовещании", "О средствах массовой информации" и т.д.).

Сложившаяся ситуация в значительной степени затрудняет процесс эффективного регулирования рекламной деятельности.  Саморегулирование сегодня является основой существования либерального рыночного законодательства, соответствующего международным нормам и обладает преимуществами в скорости, гибкости и дешевизне, с которыми не может сравниться детальное законодательство.

Поддержание высоких стандартов с помощью процессов саморегулирования поможет установить и гарантировать доверие к рекламе со стороны потребителей.

Эколого-правовое регулирование наружной рекламы заключается в необходимости соответствия Градостроительному кодексу, Земельному кодексу, Закону «О недрах».

Также в дипломной работе рассмотрен вопрос о воздействии социальной наружной рекламы на экологическую обстановку.

Список использованной литературы


1.                 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.

2.                 Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.02.1997, №5, ст. 610.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты