Экономическая контрабанда: уголовно-правовая характеристика и особенности расследования

Необоснованное применение преференции при таможенном оформлении автомашины.

По сути, это тот же способ, что и вышеуказанный, однако без внесения в документы ложных сведений. Таким образом, оба экземпляра, декларации содержат отметку о льготном таможенном оформлении, однако преференция применена незаконно, например, в связи с необходимым ходатайством физического или юридического лица, либо в отношении автомашин, которые вообще не подлежат оформлению в льготном порядке, либо в отношении лица, которому не могла быть предоставлена преференция, например это лицо уже ввозило в течение года автомашины беспошлинно, и т.п.

Все документы, представленные для оформления автомашины, могут быть подделаны, и одна из функций должностного лица - выявление и пресечение таких подделок. Так могут подделываться документы, свидетельствующие о покупке автомашины (контракты, купчие, счета-справки и т. п.), документы о пересечении автомашиной таможенной границы РК или соответствующие отметки. Такой способ наиболее распространен в сфере легализации похищенных автомашин, поскольку в некоторых регионах органы ГАИ предъявляют более строгие требования к документам регистрации, чем таможенные органы, чьи интересы, в основном, направлены на взимание таможенных платежей. Зная об этом, преступные группировки, промышляющие хищением автомашин, часто оформляют их в таможне, иногда даже те автомашины, которые вообще не пересекали таможенную границу (угнаны в Казахстана), зная о том, что на основании подлинных таможенных удостоверений органы ГАИ регистрируют автомашины с меньшими «придирками», поскольку ответственность за достоверность документов на приобретение автомашины как бы лежит в данном случае на таможенном органе.

С целью применения льготы совершаются подделки отметок в заграничном паспорте владельца автомашины о пересечении границы в соответствующий период времени в обоих направлениях. Если преступники претендуют на применение льготы, установленной для лиц, непрерывное пребывание которых за границей превысило 6 месяцев, могут быть подделаны отметки о выезде и въезде с промежутком более 6 месяцев, представлены фиктивные справки организаций о командировках за границу на соответствующий срок и т. п. Таможенник, при надлежащем опыте и квалификации, часто без труда может выявить подделку или подлог в таких документах и, в случае сговора с заинтересованными лицами, принимает к оформлению эти документы, а иногда сам советует соучастникам наиболее безопасный способ подделки.

Способы занижения таможенной стоимости автомашины весьма многообразны. Это может быть просто явно заниженная стоимость, в обоснование которой таможенник не требует соответствующих документов. Возможно занижение таможенной стоимости путем составления подложного контракта, купчей. Стоимость занижается под предлогом того, что была куплена автомашина, якобы находившаяся в поврежденном состоянии, требующая ремонта. Заниженная стоимость может быть оправдана и фиктивными актами оценки автотехнического бюро и других экспертных учреждений. Таможенник обязан принять меры для определения достоверной таможенной стоимости, однако, при сговоре с заинтересованными лицами, может «согласиться» на заниженную стоимость. В таком случае общая сумма таможенных платежей, рассчитанных на основе заниженной таможенной стоимости, будет намного меньше той, которую лицо, перемещающее машину, должно было закупить.

Занижение данных об объеме двигателя как разновидность предыдущего способа часто применяется при начислении таможенных платежей на основе единой ставки: определенное количество экю за один кубический сантиметр объема двигателя автомашины. Поскольку наиболее дорогие, престижные автомашины имеют двигатели большого объема, заинтересованные лица декларируют меньший объем двигателя, что легко может быть выявлено таможенником в результате осмотра автомашины и сверки данных о двигателе, ее марки по имеющимся в таможенном органе автомобильным каталогам (иной ценовой информации).

Широко распространены случаи, когда по сговору с таможенником декларант заявляет в качестве предмета перемещения вместо автомашины - запчасти от автомашины и другие товары, не облагаемые высокими ставками таможенных платежей, вместо легковой автомашины - грузовую и т. п.

Заявление ложных сведений о таможенном режиме.

Например, вместо выпуска в свободное обращение указывается режим временного ввоза с обязательством вывоза в определенный срок, режим транзита через таможенную территорию РК и т. п.

Незаконный выпуск автомашины со склада временного хранения имеет место в случаях, когда в результате выявления и задержания неоформленных или незаконно оформленных автомашин последние помещаются на склад временного хранения. Заинтересованное лицо, не желающее уплачивать таможенные платежи, заявляет ходатайство о выпуске автомашины со склада под предлогом, например доставления ее в другой регион для таможенного оформления. С этой целью таможеннику, вступившему с преступником в сговор, может быть представлен паспорт с поддельным штампом о прописке, поддельные документы контроля доставки, внутреннего таможенного транзита (ДКД ВТТ) и т. п. В ходе расследования дел о подобных преступлениях было отмечено, что в отдельных таможенных органах существует незаконная практика, когда решение о выпуске автомашин принимается не руководством, а другими должностными лицами таможенного органа, например, инспектором, производящим таможенное оформление автомашин, дознавателем, инспектором, участвовавшим в задержании автомашины, иногда просто влиятельными работниками таможенного органа. В случаях сговора с заинтересованными лицами таможенник не применяет необходимых мер таможенного контроля. Автомашина «исчезает» без таможенного оформления.

Непринятие мер к владельцам автомашин при выявлении нарушений требований закона к таможенному оформлению.

В целях выявления названных нарушений организуются совместные рейды ГАИ и таможенных органов, специальные операции этих органов, дежурства на постах ГАИ и т.п. В ходе этих мероприятий выявляются факты подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации; неправомерного отчуждения автомашины ее владельцем вопреки ограничениям, предусмотренным преференцией, и т. п. Вместе с тем работники органов внутренних дел, таможенники, вступая в сговор с заинтересованными лицами, не принимают мер к привлечению виновных к ответственности.

Выдача фиктивного подтверждения для органов ГАИ о таможенном оформлении автомашины.

На основании действующих совместных инструкций ГТК и МВД регистрационные подразделения ГАИ при регистрации автомашин по документам таможенного оформления обязаны запрашивать соответствующий таможенный орган о подтвреждении оформления автомашины. Такие подтверждения, как правило, даются либо на специальном бланке таможенного органа, либо в телеграмме в адрес инспекции. Заинтересованное лицо, регистрирующее автомашину по заведомо поддельным либо подложным документам, вступает в сговор с таможенником, уполномоченным выдавать такого рода подтверждения. В результате таможенник выдает заведомо подложный документ вообще без проведения проверки либо убедившись, что автомашина не оформлена. В отдельных регионах за выдачу таких подложных подтверждений существует фиксированная «такса» от 100 до 1000 долл. США и более. Стоимость подложного подтверждения зависит от стоимости самой автомашины, престижности марки и т. п.

Общие признаки этих преступлений можно разбить на три группы по источнику их получения, а именно признаки, полученные на основе анализа:

а) обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности в регионе;

б) данных оперативно-розыскного характера;

в) регистрационных и иных документов на автомашины.

Во многих случаях не удается доказать умысел в действиях должностных лиц таможенных органов в совершении преступления, и они привлекаются к ответственности за халатность. Наиболее распространенными проявлениями халатности являются действия (бездействие) по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля, повлекшие существенное нарушение прав участников ВЭД. К примеру, скоропортящийся груз своевременно не выдается владельцу по вине работников таможни: они не регистрируют прибытие товара и т. д., в результате товар утрачивается, возникают дополнительные расходы в связи с простоем транспортных средств и т. п. Тем самым причиняются значительные убытки владельцу товара. Нередко такого рода волокита является признаком вымогательства взяток со стороны таможенников.

Таким образом, нами были рассмотрены различия между двумя сходными преступлениями, экономической контрабандой (ст.209 УК РК) и контрабандой предметов изъятых из обращения (ст.250 УК РК).


3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ


3.1 Начальный этап расследования экономической контрабанды


На первоначальном этапе проведения расследования экономической контрабанды подлежат установлению следующие обстоятельства:

1. Когда, где, каким способом и при каких обстоятельствах совершена экономическая контрабанда. Выясняются точное время (дата) и место незаконного перемещения через таможенную границу Республики Казахстан предметов экономической контрабанды. При этом следует учитывать, что перемещение таможенную границу может осуществляться лично контрабандистом при пересечении таможенной границы либо безличным способом, когда контрабандист сам непосредственно не участвует в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу. Устанавливается, применялось ли контрабандистами физическое или психическое насилие к лицу, осуществлявшему таможенный контроль в чем конкретно оно выразилось; предшествовала ли преступлению подготовка, какая именно, кем и когда она проведена; не сопряжена ли контрабанда с совершением других преступлений.

2. Предмет экономической контрабанды, которым признаются товар или иные предметы в крупном размере, т. е. стоимость которых превышает 500 МРП, а также конкретно поименованные в ч. 1 ст. 209 УК РК, независимо от их стоимости. При этом под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. В процессе расследования устанавливается точное наименование и количество таких товаров и предметов, их стоимость, индивидуальные качества, влияющие на квалификацию содеянного, принадлежность конкретному физическому или юридическому лицу.

3. Кто совершил экономическую контрабанду, сколько лиц участвовало в совершении преступления, данные об их личности (возраст, профессия, место работы и место жительства), не совершали ли эти лица подобных преступлений прежде и судимы ли они в прошлом. В соответствии с законом уголовной ответственности за экономическую контрабанду подлежит лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. При этом субъектом данного преступления могут быть как граждане Республики Казахстан, так и иностранцы и лица без гражданства. В случае, когда экономическая контрабанда совершается группой лиц, устанавливается степень участия в преступлении каждого из них. Поскольку закон устанавливает в качестве специального субъекта экономической контрабанды должностное лицо, использовавшее свое служебное положение, необходимо устанавливать, не является ли таковым лицо, совершившее экономическую контрабанду. Выясняется, как характеризуется лицо, совершившее экономическую контрабанду; имеются ли обстоятельства, отягчающие или смягчающие его ответственность.

4. Причины и условия, способствовавшие совершению контрабанды

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты