Экономическая основа конституционного строя

Содержание собственности как юридической категории раскрывается через правомочия собственника. Следует отметить, что в последние годы традиционная концепция права собственности значительно обогатилась многими социальными, экономическими, природоохранными и другими правомочиями и обязательствами. Отсюда вытекают изменения в юридическом содержании собственности, находящие отражение в современном законодательстве.

Достаточно широко распространена концепция о реализации собственности через одиннадцать прав: право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благом; право пользования, т.е. право применения полезных свойств блага для себя; право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; право на доход, т.е. право обладать результатом от использования благ; право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; право на передачу благ в наследство; право на бессрочность обладания благом; запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; право на остаточный характер, т.е. право на осуществление процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Каждый собственник вправе потребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Он может потребовать устранения всяких нарушений его права собственности.

 

Заключение


Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не ограничивается только политической сферой. В гл. "Основы конституционного строя" признаны права личности и в экономической сфере. Сняты многие ограничения, которые имели место на протяжении последних десятилетий и низводили экономический интерес личности до заработной платы, как правило, на государственном предприятии или в государственном учреждении, организации.

Согласно действующей Конституции частная собственность на орудия и средства производства признается и защищается в той же мере и теми же средствами, что и государственная. Гражданин может иметь в частной собственности заводы, фабрики, банки, станки и иное оборудование, транспортные средства, может стать землевладельцем. Запрещаются любые формы государственного притеснения частнособственнических интересов, создание каких-либо искусственных препятствий для осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Конституция допускает лишь добросовестную конкуренцию и гарантирует свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.

Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.

Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить, во-первых, свободу экономической деятельности и, во-вторых, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т. е. единство экономического пространства на всей территории страны. Статья устанавливает юридическую гарантию действия этих принципов, а также третьего основополагающего принципа рыночной экономики - свободы конкуренции.

Если сравнить роль государства в создаваемой рыночной экономике и в централизованной Административно-командной системе, то нельзя не заметить, что эта роль кардинально меняется и в новых условиях сводится в основном к осуществлению двух функций; 1) установлению того, что принято называть правилами экономической игры, т. е. изданию законов, определяющих правила поведения субъектов экономической, хозяйственной деятельности, распространяющиеся на всех участников соответствующих отношений, и 2) защите всех возникающих в соответствии с этими правилами отношений и их участников от любых противоправных нарушений с чьей бы то ни было стороны.

В числе важнейших процессов в жизни страны последних лет - экономические реформы и связанные с ними шаги исполнительной власти, посредством которых удалось во многом стабилизировать экономическую и социальную ситуацию, хотя социальная цена реформ по-прежнему остается весьма высокой.

 

Библиография


Список использованных нормативных правовых актов

1.                 Конституция РФ от 12.12.1993 // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301

3.                 Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410

4.                 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г.)

5.                 Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" // "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР" от 1 ноября 1990 г., N 22, ст. 260

6.                 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (утратила силу)

7.                 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) // Юридическое Издательство НКЮ СССР, Москва, 1937 г. (утратила силу)

Список использованных литературных источников

8.                 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.- 528 с.

9.                 Антюганов С.В., Бородин В.А., Кронский В.С. Государственное управление собственностью. М.; Нижний Новгород: Изд-во Волго-вятской акад. гос. службы, 2001.

10.             Астапов К.Л., Управление государственной собственностью в РФ // "Законодательство и экономика", декабрь 2002 г. , N 12

11.             Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором. Проблемы теории и практики управления // Экономист.- 2002.- N 2.

12.             Большая советская энциклопедия. - М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1973, т.13

13.             Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 1997.

14.             Гальперин Л., Михайлова Л. Правовые аспекты недобросовестной конкуренции // Правоведение. 1991. N 1

15.             Горегляд В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса// Финансы.- 2002.- N 10.

16.             Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства. М., 1996.

17.             Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). - М., 1998.

18.             Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина Юрайт-Издат; Право и закон, 2002.-880с.

19.             Ленин В.И. Полное собрание сочинений: Т. 37.

20.             Мареева, С. Управление федеральной собственностью "эж-ЮРИСТ", 2003 г., N 7

21.             Модин, Н. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления "Российская юстиция", март 2002 г., N 3

22.             Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В.Лазарев // СПС "Гарант" по состоянию на 1 мая 2003.

23.             Петров Г. М. Поощрение в государственном управлении (правовые аспекты). Ярославль, 1993.

24.             Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.- 959с.

25.             Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова М.: Издательство БЕК, 1994

26.             Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. 1990. N 2..

27.             Советское государственное право: Учеб./Под общ. ред. А.Я.Вышинского. - М.: Изд-во НКЮ СССР, 1938.

28.             Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения, 1989, N 12.

29.             Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 1995.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты