· доходы от местных налогов и сборов, согласно статье 15 части первой НК РФ перечень местных налогов и сборов ограничен двумя видами: земельный налог и налог на имущество физических лиц, в настоящее время в соответствии с частью 5 статьи 12 НК РФ региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги, не предусмотренные НК РФ. Данное положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму;
· доходы от региональных и федеральных налогов и сборов, доли федеральных и региональных налогов (сборов) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством. При этом размер отчислений зависит от статуса муниципального образования. Например, согласно ч. 2 ст. 61.1 в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению доходы от налога на доходы физических лиц – по нормативу 20 процентов;
· государственная пошлина, подлежащая зачислению по месту государственной регистрации за совершение юридически значимых действий или выдачи документов, к этим действиям относятся: дела рассматриваемые судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); разрешения на установку рекламной конструкции, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами; государственная регистрация транспортных средств; выдача органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и т.п.
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46, а также статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
К не налоговым доходам местных бюджетов относятся:
· средства самообложения граждан, которые используются исключительно по целевому назначению, органы местного самоуправления обязаны информировать население муниципального образования об их использовании;
· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств подробнее об этом в подглаве 3.3;
· доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления;
· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
· доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
· в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду;
· добровольные пожертвования, на практике это часто происходит в виде спонсорской помощи отдельных граждан либо юридических лиц муниципальным учреждениям, например помощи школам, поликлиникам и другим муниципальным учреждениями в приобретении необходимого имущества, на которое у местного бюджета недостаточно средств;
· субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов);
· доходы от муниципальных займов, выпускаемых исполнительными органами местного самоуправления по решению представительных органов на инвестиционные цели, правовые основы участия муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, устанавливаются положением ст. 114 БК РФ и Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
· сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления;
Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии со ст. 63 БК РФ. Следует отметить, как показывает практика данный перечень источников доходов не совершенен и требует дальнейшего совершенствования.
3.2 Расходная часть местных бюджетов
В соответствии федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. расходы местных бюджетов осуществляются в формах предусмотренным Бюджетным кодексом РФ. Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным принципам. Если произведенный расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или жалобы граждан. В целях предупреждения нарушений бюджетных принципов органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Расходную часть местных бюджетов можно классифицировать следующим образом:
· расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;
· расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;
· ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы). Бюджет текущих расходов состоит из следующих частей:
· страхование и прочие расходы;
· расходы на управление – органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, в дотационных муниципальных образованиях размер и оплата труда вышеперечисленных категорий определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации;
· финансирование муниципального хозяйства;
· финансирование социально-культурной сферы;
· обслуживание муниципального долга, совокупность долговых обязательств муниципального образования может существовать в форме: кредитных соглашений, договоров, займов, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Следует отметить, что договорные отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных гарантий, регулируются нормами ст. 115 и 117 Бюджетного Кодекса РФ.
Бюджет развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а также затрат, связанных с воспроизводством, расходов, при осуществлении которых увеличивается или создается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов. Бюджет развития подразделяется на следующие части:
· капитальное строительство и реконструкция;
· капитальный ремонт;
· инновационные мероприятия.
Так же расходы бюджетов различаются на обязательные, добровольные (факультативные) и запрещенные расходы местных бюджетов. В соответствии с законодательством обязательными для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений.
Добровольными являются расходы, которые местное сообщество может самостоятельно определять при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом поступлений. К числу добровольных расходов относятся, например, связанные с деятельностью в экономической сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.