Экономические, правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества

– путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

– на аукционе;

– на специализированном аукционе;

– посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

– посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

– путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

– на аукционе;

– на специализированном аукционе;

– на конкурсе;

– посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации – внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.[14]



Заключение


В заключение хотелось бы отметить, в России осуществляется крупнейшая в современной истории приватизация государственной и муниципальной собственности. Отличительная черта российской приватизации состоит в том, что она принципиально изменила социально-экономическую систему общества, создала качественную новую материальную основу общественного устройства. Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции – все это является результатом приватизации. А также приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и т.д.

Говоря о законодательстве приватизации государственного и нормативного имущества, то оно отличалась противоречивостью нормативно-правовых актов. В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков. Необходимо отметить, что результатом совершенствования нормативно-правовой базы о приватизации государственной и муниципальной собственности принятие в 2001 г. Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В Законе учтены многие пробелы и коллизии предшествующего законодательства, тем не менее, в нем содержится и ряд недоработок, связанных, прежде всего, с недостатками юридической техники. Также этим законом существенно изменены концепция и технология проведения приватизации, которые еще не получили осмысления в рамках юридической доктрины и, что особенно важно, с учетом практики применения законодательства.

В целом процесс приватизации в Росси носит довольно противоречивый характер, т.е. приватизация имеет и свои «плюсы» и свои «минусы». К последним относится, что приватизация в России осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к негативным экономическим и социальным последствиям для абсолютного большинства населения страны. Зачастую в научной литературе возникают призывы к признанию результатов приватизации недействительными в целом или к проверке законности приватизации и, как следствие, пересмотру ее итогов, в отношении каждого ранее приватизированного объекта. На мой взгляд, одним из упущений российских экономистов и законодателей является, что в процессе приватизации не учитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах.

Я считаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века – начале XIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. По моему мнению, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой.

Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только.



Список использованного нормативного материала и использованной литературы

1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Российская газета от 25 декабря 1993 года.

2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., №32, ст. 3301. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2010 г.

3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. №5, ст. 410. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2010 г.

4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 26 января 2002 г. №16, в «Парламентской газете» от 26 января 2002 г., №19, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г., №4, ст. 251. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01.10.2009 г.

5. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

7. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества.

8. Бублик В.А. Экономико-правовые пороки приватизации в жилищно-коммунальной сфере // Хозяйство и право. 2001. №5.

9. Витрянский В. Споры о приватизации. Как их решать? // Хозяйство и право. 1994. №4.

10. Витрянский В.В. Гражданский Кодекс о праве собственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1998. – №10.

11. Витрянский В.В. Новый Гражданский кодекс и судебная практика. // Хозяйство и право. – 2000. – №7.

12. Гражданское право, (под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). СПб. 2004.

13. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ части 1-ой/ Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2008

14. Носова С.С., Экономическая теория: Учебник для вузов / М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

15. Предпринимательское право России: учеб. / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. – М.: Проспект, 2009. – 656 с.

16. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / [Вознесенская Н.Н. и др.]; под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. – М.: Волтерс Клувер, 2006. –560 с.

17. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов / С.Э. Жилинский. – 8-е изд., пересмотр, и доп. – М.: Норма, 2007. – 944 с.

14. Предпринимательское право России. Курс лекций Беляева О.А 2006 2-е изд. -136 с.

19. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. С. 447.


[1] Петров И. С. Приватизация как способ преобразования собственности // Адвокат, 2000. №9.

[2] Часть первая  Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 5 декабря 1994 г., №32, ст. 3301.

[3] Федеральный закон о 21 июля 1997 г. №123- ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» // СПС «Консультант плюс».

[4] Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета от 26 января 2002 г. № 16; Парламентская газета от 26 января 2002 г. № 19,; Собрание законодательства РФ от 28 января 2002 г., № 4, ст. 251.

[5] В редакции Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2002 г. N 311.

[6] В редакции Указа Президента РФ от 25 января 1999 г. N 112.

[7] Собрание законодательства Российской Федерации  2003. № 32. - Ст. 3227

[8] Тяпкина Е.А. Приватизация в России//Гражданин и право, N 2, март-апрель 2003 г.


[9] Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / [Вознесенская Н.Н. и др.] ; под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского ; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. — М. : Волтерс Клувер, 2006. —С. 220 

[10] Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) : учеб. для вузов С. Э. Жилинский. — 8-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. – С. 359-363.

[11]Предпринимательское право России. Курс лекций_Беляева О.А_2006 2-е изд –С. 79.

[12] Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С. Белых. — М. : Проспект, 2009. — С. 310-313.

[13] Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. С. 447.

[14] Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. Ред. Е. П. Губин. П. Г. Лахно С. 453.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты