Для обеспечения процессуальных функций стороны наделяются гражд-проц правами, кот могут быть разделены на такие группы:
1) Права, кот характеризуют полномочия на возбуждение производства по делу (предъявление иска, встречного иска);
2) Права на изменения в исковом споре (права истца на изменение основания или предмета иска);
3) Права на представление и востребование доказательств и участие в их исследовании;
4) Права, связанные с привлечением к делу всех заинтересованных лиц;
5) Права, связанные с обеспечением законного состава суда, объективности рассмотрения дела и выполнения судебных постановлений;
6) Права на участие в судебных заседаниях по рассмотрению дела и в осуществлении отдельных процессуальных действий в суде первой инстанции, в производстве дела в кассационной и надзорной инстанциях и в стадии судебного исполнения;
7) Другие права, кот обеспечивают защиту в процессе по делу (выбор подсудности, привлечение соучастников к кассационной жалобе стороны и др.).
12. Процессуальное соучастие.
Процессуальное соучастие возникает вследствие совместного предъявления иска несколькими истцами или нескольким ответчикам (ст. 104). Стало быть, участие со стороны истца или ответчика в том же деле нескольких лиц называется процессуальным соучастием. Когда истцами явл два лица или больше, а ответчиком - одно, то такое соучастие будет активным, когда же наоборот - то пассивным, а когда одна и другая сторона представлены несколькими лицами - смешанным. Возникновение соучастия обусловливается обстоятельствами мат-прав и проц характера; в связи с этим оно делится на обязательное и факультативное.
Обязательное соучастие наступает тогда, когда права и обязанности сторон в деле нельзя определить без установления прав и обязанностей других субъектов спорных мат правоотношений.
Факультативное (необязательное) соучастие наступает из обстоятельств проц характера: в силу целесообразности одновременного рассмотрения нескольких дел, с целью экономии средств и времени на их рассмотрение.
13. Замена ненадлежащей стороны.
Надлежащими сторонами в гражд процессе будут субъекты переданных на рассмотрение суда спорных мат-прав отношений. Согласно ст. 105 ГПК, надлежащий истец - лицо, кот принадлежит право требования; надлежащий ответчик - лицо, кот должно отвечать по иску. Тогда ненадлежащими сторонами будут те лица, кот не явл субъектами требования или носителями обязанности.
Суд, рассматривая дело, должен решить вопрос о правильности определения проц правосубъектности сторон, что истец явл той заинтересованной стороной, о кот сказано в п. 1 ст. 5 ГПК. И если будет установлено, что в деле принимает участие ненадлежащая сторона, то суд, руководствуясь ст. 105 ГПК, не прекращая дела, может допустить замену начальных ненадлежащих истца и ответчика, надлежащим истцом или ответчиком.
При замене ненадлежащего истца требуется его согласие; если он не соглашается, то может вступить в процесс в качестве третьей стороны.
При замене ненадлежащего ответчика также требуется согласие истца, и если тот не согласен, то суд может привлечь его (ответчика) как второго ответчика по делу.
14. Процессуальное правопреемство.
В процессе производства по делу в гражд судопроизводстве возможна замена сторон другими лицами, если их мат права и обязанности в спорных или установленных судом правоотношениях переходят к этим лицам. Такая замена сторон наз гражд проц правопреемством (ст. 106).
Основанием проц правопреемства явл наследование в мат правоотношениях, вследствие чего происходит отстранение стороны от спорных или установленных судом правоотношений имущественного, но не личного характера. Замена субъектов мат правоотношений возможна вследствие смерти гражданина, кот был субъектом таких правоотношений; ликвидации юр лица; уступки права или принятие на себя обязанности другого лица.
При гражд проц правопреемстве все проц действия, выполненные предшественником, явл обязательными для преемника.
15. Понятие и виды третьих лиц.
Третьими лицами называются субъекты гражд проц правоотношений, кот вступают в возбужденное гражд дело в суде сторон для защиты личных субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Заинтересованность третьих лиц имеет мат-прав и проц-прав характер. Мат-прав состоит в том, что решение, кот будет вынесено судом по конкретному спору, может нарушить мат права третьего лица или стать основанием для стороны требовать возмещения ущерба от него - предъявить третьему лицу иск по праву регресса. Проц-прав заинтересованность третьего лица состоит в недопущении постановления судом неприемлемого для себя решения.
В зависимости от вступления в процесс по делу третьи лица делятся на два вида:
n третьи лица, кот заявляют самостоятельные требования - субъекты гражд проц правоотношений, кот вступают в возбужденное в суде дело, предъявив иск на предмет спора к одной или двум сторонам, с целью защитить личные субъективные мат права или охраняемые законом интересы;
n третьи лица, кот не предъявляют самостоятельных требований - субъекты гражд проц правоотношений, кот принимают участие в процессе по делу на стороне истца или ответчика с целью защиты своих субъективных прав и интересов.
16. Участие прокурора в суде первой инстанции.
Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о защите прав и интересов других лиц - граждан, государства, гос предприятий и организаций. Такое обращение возможно в делах, подведомственных гражданскому судопроизводству, искового, админ-прав отношений и особого производства и наступает тогда, когда этого требует защита прав и зак интересов граждан и гос интересов.
Возбуждение прокурором гражд процесса по делу в суде первой инстанции наступает вследствие подачи в суд соотв процессуального документа: в делах искового производства - искового заявления, в делах админ-прав отношений и особого производства - заявления (ч. 2 ст. 5).
Для обеспечения надлежащего выполнения прокурором своих процессуальных функций ст. 99, 120 и др. предоставляют ему широкие проц права и возлагают на него соотв проц обязанности. Прокурор может заявлять ходатайства о привлечении к участию в деле всех заинтересованных лиц и востребования всего необходимого материала (доказательства), подавать заявления об обеспечении доказательств и иска, розыск ответчика, а также многие др проц права.
17. Участие прокурора в суде кассационной инстанции.
Такое участие прокурора, а также в процессе проверки законности и обоснованности судебных решений и постановлений, кот не вступили в зак силу, направлено на защиту прав граждан и гос интересов, содействует выполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и постановлению судебных решений, кот основываются на законе. Согласно п. 2 ст. 120 прокурор имеет право вносить кассационные или отдельные представления соотв на решения и постановления суда первой инстанции в делах или по вопросам, рассмотренных при участии прокурора.
Для возбуждения кассационного производства вносится кассационное представление на решение и отдельное представление на постановление суда первой инстанции. Основанием для внесение представления явл незаконность и необоснованность решения и постановления суда. Кассационное представление выполняется в письменной форме и должно содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 292, быть подписанным и с прилагаемыми копиями по числу лиц, принимавших участие в деле, поданным через суд первой инстанции, решение кот обжалуется.
18. Участие прокурора в стадии пересмотра дела в порядке надзора.
Правом на возбуждение производства о пересмотре в порядке надзора решений и постановлений суда наделены не все прокуроры, а только те, кот перечислены в с. 328: Генеральный прокурор Украины и его заместители, прокурор АО Крым, области г. Киева и Севастополя и их заместители, военный прокурор (на правах прокурора области), его заместители.
Протест в порядке надзора выполняется также, как и в случае кассационного представления. Прокурор, кот вносит протест в порядке надзора, имеет право остановить выполнение соотв решений и постановлений до окончания производства в порядке надзора (ст. 331). Внесенный прокурором протест может быть отозван, изменен или дополнен им до начала рассмотрения дела судом, а вышестоящим прокурором - дополнен или изменен. В ходе рассмотрения дела протест не может быть отозван или изменен (ст. 334).
19. Участие в гражданском процессе органов государственного управления.
Такое участие, с целью защиты прав и интересов других лиц может иметь место в гражд делах, кот связаны с соотв отраслью народного хозяйства, управление кот ими осуществляется, и если такое участие предусмотрено законом. Сравнительно широкие права на участие в процессе предоставлены органам опеки и попечительства, жилищно-коммунальным, финансовым и др.
Субъектами защиты прав других лиц и интересов гос-ва могут быть те органы гос управления, участие кот в гражд процессе обусловливается необходимостью осуществления ими своей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Так гос налоговая инспекция может взимать с граждан в бюджет в судебном порядке недоимки по налогам и др обязательным платежам, а также суммы штрафов и др фин санкций.
20. Участие профсоюзов в гражданском процессе.
Профсоюзы Украины как организация трудящихся призваны защищать трудовые, др соц-эк, полит права и зак интересы членов профсоюзов, рабочих и служащих. Правовым обеспечением реализации этого задания явл, установленное ст. 244 КЗоТ право профсоюзов представлять интересы членов профсоюзов в отрасли производства, труда, быта и культуры. ГПП предусматривает, что профсоюзы могут осуществлять защиту прав других лиц путем возбуждения гражд дела в суде и вступлением в процесс по делу (п. 3 ст. 5; ч. 1 ст. 121; п. 2 ст. 112).
21. Понятие и значение представительства.
Представительство в гражд процессе явл проц средством реализации гражданами права на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, гарантированным Конституцией (ст. 55) и др законами Украины. Оно обеспечивает участие в процессе граждан и организаций, предоставляет им возможность использовать юр грамотных лиц для ведения гражд дел в суде и защиты субъективных прав и интересов.
22. Виды представительства.
В учебной и научной гражд-проц литературе нет единого мнения о делении процессуального представительства на виды. Неоднозначность в определении видов проц представительства можно пояснить отсутствием четкости в прав регулировании этого вопроса. Так ст. 110 “Виды представительства” прямо эти виды не называет, однако ее анализ позволяет сделать вывод о наличии двух видов представительства: граждан и юр лиц. Ст. 101 называет третий вид - законное представительство, кот осуществляется в интересах недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Сюда же можно отнести и предусмотренный ГПК четвертый вид - официальное представительство отсутствующего должника, кот может иметь место по назначению суда (ст. 361).
23. Формы участия и процессуальное положение общественности в гражданском процессе.
Анализ нормативного регулирования участия общественности в гражд процессе дает возможность выделить такие проц формы участия: изложение своего мнения по делу в суде первой и кассационной инстанции (ст. 161, 308); содействие органу судебного исполнения в более быстром и правильном выполнении судебного решения (ст. 351); выполнение отдельных решений и постановлений суда (ст. 235, 320, 342), направленных на реагирование с целью устранения нарушений законности.