Европейский суд по правам человека: процессы "contra Russia"

Обычно кандидатом в судьи и соответственно избранным судьей является гражданин представившего его государства-участника. Однако это не является обязательным правилом. Так, например, с 1980 по 1998г. судьей от княжества Лихтенштейн был канадский судья Р. Макдональд, а с 1998г. – швейцарец Л. Кафлиш.

После избрания перед вступлением в должность избранный судья приносит присягу не перед Парламентской Ассамблеей, избравшей судью, а на первом пленарном заседании суда или в исключительном случае – Председателю Суда.

«Судьи избираются сроком на шесть лет. Они могут быть переизбраны» (п.1, ст. 23 Конвенции). Судьи независимы и несменяемы, неприкосновенны. Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены его отставкой или освобождением его от должности. Освобождение возможно, если судья «перестает соответствовать предъявленным требованиям».

Конвенцией установлено правило, согласно которому в рассмотрении дела всегда должен участвовать судья от государства-участника, являющегося стороной в данном деле, тек называемый «судья ad hoc». Этот судья ни в коем случае не является чем-то вроде адвоката или представителя государства-ответчика. Он не более чем «сведущий судья», способный помочь всестороннему объективному и беспристрастному рассмотрению дела и призванные действовать при этом в сугубо «личном качестве». В многолетней практике Суда это правило оправдало себя.

2.2 Структура Европейского суда по правам человека

 

Пленарное заседание Суда можно назвать его высшим распорядительным органом. В его состав входят все судьи. В компетенцию пленарного заседания Суда входят только организационные вопросы, как, например: выборы Председателя Суда, его заместителей, председателей секций; образование секций и утверждение их состава; выборы Грефье – руководителя аппарата Суда – и его заместителей; принятие, толкование и изменение Регламента Суда; освобождение судьи от должности, другие вопросы, предложенные председателем или судьями на рассмотрение пленарного заседания.

Пленарное заседание правомочно при условии, что в нем участвует не менее двух третей от общего числа избранных судей.

Председатель Суда является ключевой фигурой, наделенной обширной компетенцией, среди которой: осуществляет руководство работой Суда и управление его делами; отвечает за отношения с руководящими органами Совета Европы; председательствует на пленарных заседаниях Суда, большой Палаты и комитетов. Председатель избирается сроком на три года и может быть переизбран.

Секции и палаты являются структурными подразделениями Суда.

Секция как таковая в полном своем составе дела не рассматривает, но из ее состава образуются палаты для рассмотрения конкретных дел. Всего в Суде пять секций с равным распределением судей. Они образуются на пленарном заседании Суда сроком на три года. Там же избирается председатель секции.

Непосредственное рассмотрение конкретных дел с вынесением решения по существу – функция палат Суда и Большой Палаты Суда.

По каждому делу, которое по распределению передано в одну из секций, она образует для его рассмотрения палату, в которую входят: председатель секции, судья от государства, являющегося стороной в деле, и пять членов секции, которых назначает ее председатель в порядке очередности. Таким образом, в состав палаты входит 7 судей.

Переданные им жалобы палаты рассматривают в порядке очередности в зависимости от готовности дела к рассмотрению. В компетенцию палаты так же входит пересмотр ранее рассмотренного ею дела по вновь открывшимся обстоятельствам в течение 6 месяцев с момента, когда стороне стали известны эти обстоятельства. Однако ни одного случая пересмотра в практике не было.

Большую Палату можно назвать высшей судебной инстанцией в рамках Суда. Состоит она из 17 судей и трех запасных судей. Председательствует на ее заседаниях Председатель Суда или один из его заместителей, а так же туда могут входить председатели секций. В компетенцию Большой палаты входит рассмотрение наиболее значительных и сложных дел, какие именно, определяется в каждом конкретном случае. На ее рассмотрении могут также оказаться дела в результате «уступки юрисдикции» или «обращения стороны о передаче дела в Большую Палату». Здесь Большая Палата выступает в качестве Суда второй инстанции, однако, только в исключительных случаях. Под «исключительными» Регламент понимает случаи, требующие толкование или применение Конвенции, а так же «существенный общезначимый вопрос», требующий внимания Палаты.

Решение о передаче дела принимает специальный комитет в составе 5 членов: Председателя Суда, председателей секций и их заместителей, кроме секции, которая рассматривала данное дело и дополнительно еще один судью, назначенный в порядке очередности из числа судей, не участвовавших в рассмотрении дела. В состав комитета может быть включен судью от государства, являющегося стороной в деле.

Существует и другой вид комитетов – комитеты по фильтражу. Общее число комитетов определяется Председателем Суда. Они образуются на срок двенадцать месяцев, каждый в составе трех судей одной секции. Председательствует в комитете судья, отвечающий критерию старшинства среди членов секции.

Основная и единственная задача комитета – решение вопроса о том, является ли жалоба, переданная в секцию, при которой он создан, приемлемой к рассмотрению, или она должна быть отклонена. При этом он не рассматривает жалобу по существу.

Грефье – руководитель аппарата Суда, и его заместители избираются на пленарном заседании Суда тайным голосованием присутствующих судей сроком на пять лет с правом переизбрания. При вступлении в должность они приносят присягу. Персонал секретариата, включая референтов, назначается Генеральным секретарем Совета Европы с согласия Председателя Суда или по его поручению – Грефье. На секретариат ложится задача адекватности всех официальных документов Суда, публикуемых в обязательном порядке на английском и французском языке, равно как и подготовительных материалов к судебным заседаниям.

Грефье осуществляет связь с прессой.

С образованием после реформы 1998г. четырех секций в каждой из них введена должность секретаря (Грефье) секции.


2.3 Компетенция Европейского суда по правам человека


В соответствии со ст. 1 Конвенции каждое государство-участник обеспечивает каждому человеку, находящемуся под его юрисдикцией, гарантированные Конвенцией права и свободы. Юрисдикция государства распространяется прежде всего на территорию, и соответственно юрисдикция Суда распространяется на территорию, охватывающую всех участников Конвенции.

Из общего принципа, вытекающего из ст.1 Конвенции следует, что Суд компетентен рассматривать только те дела, где речь идет о нарушениях прав и свобод, гарантированных Конвенцией, и решения Суда могут основываться только на ее нормах.

О компетенции Европейского суда по правам человека в очень сжатой форме говорится в ст. 32 (Компетенция Суда) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В частности в ней сказано, что в ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы в случаях, предусмотренных положениями статей 33 (Межгосударственные дела), 34 (Индивидуальные жалобы) и 47 (Консультативные заключения).

Следует сказать о том, что защита прав и свобод, это прежде всего задача самих государств-участников. Роль же Европейского суда по правам человека субсидиарна, т.е. носит дополняющий характер и состоит в рассмотрении конкретных споров о нарушении прав и свобод, которые не удалось решить на национальном уровне. Таким образом, субсидиарность означает, что компетенция Суда в отношении национального правопорядка государств-участников существенно ограничена.

Рассматривая жалобу о нарушении какого-либо права, защищаемого Конвенцией, Суд не может не обратиться к нормам внутреннего права государства, против которого поддона жалоба. Однако Страсбургский Суд признав Конвенцию нарушенной, тем не менее не вправе отменять правовые нормы и акты внутреннего законодательства, требовать такой отмены или осуществления каких-либо иных властных мер по обстоятельствам рассмотренного дела. Кроме того, Страсбургский Суд не вправе отменить по жалобе заявителя приговор или решение, вынесенное национальным судом; он не является вышестоящей инстанцией по отношению к национальной судебной системе. К тому же решения Европейского Суда, в том числе и по тем делам, где в качестве ответчика выступало данное государство, не носят характера обязательного прецедента для законодателя и судебной системы государства-ответчика.

Осуществление Судом своей компетенции является беспристрастным, что обусловлено его наднациональным характером. В этом смысле показательно дело «Вилле против Лихтенштейна». В 1997г. Князь – глава государства Лихтенштейн – отказался утвердить Представление парламента о назначении на новый срок Председателя Административного Суда Герберта Вилле по той причине, что в 1992г., когда Вилле занимал пост вице-премьера у него были разногласия с князем относительно вступления Лихтенштейна в ЕЭС, а уйдя затем в отставку, Вилле опубликовал критическую статью, в которой, в частности, затрагивал конституционно правовой статус князя. Последний открыто признал, что именно эта публикация послужила ему в 1997г. основанием для отказа в переназначении Вилле. Герберт Вилле, в свою очередь, посчитал, что таким образом нарушено его право на свободу выражения мнения. Однако в государственной системе Лихтенштейна ни один орган (включая Конституционный суд) не мог рассмотреть жалобу Г. Вилле, поскольку она была направлена против главы государства. Вилле обратился в Европейский суд по правам человека, который решением от 28 октября 1999г., признал, что заявитель является жертвой нарушения как ст. 10 (Свобода выражения мнения), так и ст. 13 (Право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции.

Суд неоднократно подчеркивал в своих решениях, что он не дает никаких указаний, тем более обязательных, государствам ответчикам в отношении их законодательной, судебной или иной деятельности.

Следует сказать и о принятом в 1963 году Протоколе № 2, который ввел институт консультативных заключений Суда. Впоследствии Протокол был инкорпорирован в текст Конвенции (ныне ст. 47-49, детализированные Регламентом, ст.82-90).

Нормами этого института установлено, что:

­ консультативные заключения Суда могут иметь своим предметом юридические вопросы, касающиеся толкования только самой Конвенции и Протоколов к ней; тем самым все иные акты Совета Европы не охватываются этой компетенцией Суда;

­ Суд может давать консультативные заключения только по запросам Комитета министров, куда и должны обращаться заинтересованные государства;

­ все, что должно быть рассмотрено в судебном порядке не может решаться с помощью консультативных решений Суда;

­ вопрос о том, относится ли данный запрос Комитета министров к компетенции Суда, решает сам Суд.

Однако эта компетенция не используется и хотя, в течение 30 лет после вступления в силу Протокола № 2 Суд не дал ни одного консультативного заключения, эта компетенция в 1998г. была сохранена в новой редакции Конвенции и детализирована в Регламенте.


3. Порядок подачи и рассмотрения жалобы и контроль исполнения решений Суда

3.1 Обращение в Суд и рассмотрение жалобы

Для того чтобы заявление было принято к рассмотрению Европейским судом по правам человека, необходимо соблюдать некоторые правила:

1.            Суд рассматривает петиции, направленные в его адрес от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской конвенцией или протоколами к ней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты