Федеральная служба по финансовым рынкам как участник государственного регулирования рынка ценных бумаг
Федеральная служба по финансовым рынкам как участник государственного регулирования рынка ценных бумаг
Государственное регулирование в области финансовых рынков реализуется путем установления различных ограничений в деятельности эмитентов и других участников рынка ценных бумаг и физических и юридических лиц - инвесторов.
В целях реализации функций государственных органов в сфере регулирования защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг правовыми основами рынка ценных бумаг закреплены некоторые базовые экономико-организационные правовые институты, представляющие совокупность правовых мер по управлению финансовым рынком и защите имущественных прав граждан. К ним относятся следующие:
1. экономико-финансовые критерии определения отечественных индексов ликвидности ценных бумаг;
2. функции организационных структур финансового рынка, пределы формирования активов банков ценными бумагами, правовое ограничения на оперирование государственными ценными бумагами в деятельности финансовых корпораций, инвестиционных фондов, депозитариев, сберегательных и ипотечных банков, фондовых бирж, страховых компаний, лизинговых компаний;
3. различные виды контроля за рынком ценных бумаг и финансовых услуг.
В России государственное управление в сфере оборота ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации.
Правовые основы деятельности ФСФР России:
I. Федеральные законы и законы Российской Федерации
II. Указы Президента Российской Федерации
III. Постановления Правительства Российской Федерации
III.1. Распоряжения Правительства Российской Федерации
IV. Приказы Федеральной службы по финансовым рынкам
Структура ФСФР России включает в себя десять управлений: Управление развития регулирования на финансовом рынке, Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями; Управление регулирования деятельности участников финансового рынка; Управление эмиссионных ценных бумаг; Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг; Правовое управление; Управление делами и архива; Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета; Управление административно-технического обеспечения; Управление информации и мониторинга финансового рынка. Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: отдел государственной службы и кадров; первый отдел; отдел мобилизационной подготовки.
Федеральная служба по финансовым рынкам имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.
Функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг переданы созданной Федеральной службе по финансовым рынкам - п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314.Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 09.04.2004 N 206, основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:
а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг
б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев, акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;
г) осуществление государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
ФСФР во исполнение своих функций занимается и законотворческой деятельностью. 8 мая 2009 года, Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. За законопроект проголосовало 435 депутатов. Документ был внесен в Думу правительством РФ, по представлению федеральной службы, в марте 2009 года.
Законопроект вводит уголовную ответственность за наиболее общественно опасные преступления на рынке ценных бумаг, такие как нарушение правил учета прав на ценные бумаги и злоупотребление при ведении реестра акционеров, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг и воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг, недопуск к собранию акционеров или ограничение прав акционеров в ходе собрания.
Привлечение к уголовной ответственности за совершение указанных деяний предусматривается в случаях причинения ущерба в крупном - от 1 млн. рублей - и особо крупном - от 2,5 млн. руб. - размерах.
В последнее время российский фондовый рынок был погружен в полное недоумение. Теперь, после определения Правительством функций ФСФР, есть надежда, что ситуация изменится.
Надо отметить, что функций для ФСФР определили немало. Правда, ранее ожидалось, что в число этих предписанных функций отойдет и главная - право на нормотворчество, но пока этого не случилось, а посему мегарегулятор получился, по мнению участников рынка, неполноценным. Права выпуска нормативных документов и законодательных актов для рынков ФСФР не имеет. Хотя Минфин, Минтруд и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства имели право нормотворчества. И, по мнению некоторых представителей профессиональных участников рынка, это правильно, поскольку на рынке зачастую возникают ситуации, когда в срочном порядке необходимо изменить какие-либо акты или положения, что, в свою очередь, связано с устойчивостью финансового рынка. Рынок достаточно быстрыми темпами идет вперед, и догнать его невозможно. Впрочем, согласно действующим нормам, законотворчество должно осуществляться не федеральной службой, а вышестоящим министерством. Здесь и возникает еще одно "но": ФСФР не подчиняется ни одному министерству, оно находится в ведении Правительства РФ, и вопрос, кто будет заниматься законотворчеством, остается открытым.