Филиалы и представительства

Глава 2

Правовое положение филиалов и представительств в СССР.

П

осле прихода к власти большевиков, гражданское право, отражавшее интересы  буржуазного общества было разрушено новой идеологией. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народ" упраздняет право частной собственности, статья 15 этого документа гласит, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи являются социалистической государственной собственностью.

Но ситуация, сложившаяся в экономике, обществе и государстве к началу 20-х годов потребовал от новой власти принятия мер, направленных на восстановления некоторых институтов гражданского права,  без которых не может существовать, функционировать и  развиваться  экономика  любого государства. Гражданское право того времени характеризует фраза  Ленина В.И.- буржуазное право без буржуазии. Принятие в 1922 году Гражданского кодекса РСФСР привело к тому, что законодательно было предоставлено право юридическим лицам, частным и переведенным на хозрасчет государственным предприятиям и учреждениям, открывать свои филиалы и представительства по всей территории страны, руководствуясь своими интересами.

В  апреле 1922 года было принято постановление ВЦИК и СНК  "О порядке  допущения иностранных фирм к производству торговых операций в пределах РСФСР". Этот нормативный акт установил, что иностранные фирмы  допускаются к производству торговых операций в пределах РСФСР и к открытию контор, отделений и представительств, если эти операции сводятся к заключению сделок, связанных с ввозом и вывозом  товаров, пропускаемых  в силу действующих постановлений или соглашений Союза ССР с иностранными государствами через границу в безлицензионном или ином  упрощенном  порядке. Этот же нормативный акт разрешил брать роль представителей иностранных фирм  гражданам РСФСР не состоящих на государственной службе и при наличии у иностранных фирм соответствующего разрешения.

    Советское гражданское право признавало и допускало образование обособленных подразделений у юридических лиц, так как это способствовало  расширению территориальной сферы деятельности предприятий и учреждений.  Другой, специфической для советского права причиной, обусловившей необходимость детального правового регулирования сферы отношений, связанной с правовым положением филиалов и представительств, является особая роль государства в хозяйственно-экономической  деятельности.

    Статья 94 ГК РСФСР 1964 года  подтвердила, что государство является единым собственником   всего государственного имущества, а также, что государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в их оперативном управлении.

    Статья 31 ГК РСФСР 1964 года:

   Юридическое лицо может открывать филиалы и представительства в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР.         Руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности, полученной от соответствующего лица.

Филиал, в соответствии с советским гражданским правом, это составная часть юридического лица, осуществляющая на определенной территории все или часть функций юридического лица, создавшего ее.

Филиал не является юридическим лицом.  Руководители филиалов должны действовать на основании доверенности соответствующего юридического лица. Филиалам открываются  самостоятельные расчетные счета в банке и разрешается заключать договоры после того, как они пройдут государственную регистрацию. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством, представлять интересы юридического лица на судебном процессе в праве и руководитель филиала, наделенный специальными полномочиями на основании особой доверенности. Однако это обстоятельство не может поколебать вывод о том, что филиал не является юридическим лицом. Государственная  регистрация является одним из способов проверки законности возникновения филиала. Открытие расчетного счета, предоставление права заключать договоры - это только способ перенесения деятельности юридического лица в другой, территориально отличный от места его нахождения пункт. Наличие филиала облегчает выполнение функций, возложенных на юридическое лицо, и пространственно расширяет его сферу деятельности.

Такое истолкование понятия филиала находится в соответствии с теми указаниями, которые содержатся по этому поводу в постановлении  СНК СССР  от 9.12.35   "О порядке открытия и регистрации филиалов и представительств хозяйственных организаций и предприятий".  Этот нормативный акт устанавливает весьма сложный  порядок  образования  филиалов и представительств. Он рассчитан  на борьбу с созданием филиалов и представительств без особой необходимости. Филиалы и представительства могут быть образованны организациями союзного значения - по приказу руководителя союзного министерства или ведомства и организациями  республиканского или местного значения - с санкции Совета Министров союзной республики, а если филиал или представительство создаются за пределами данной  республики, требуется также согласие Совета Министров той союзной республики, на территории которой  они будут находиться. Постановление СНК  СССР от 9. 12. 35 вместе с тем специально оговаривает,  что перечисленные в нем органы могут разрешать открытие филиалов и представительств лишь в пределах штатных контингентов, установленных для соответствующей хозяйственной организации. Как видно из вышеизложенного, определение филиала и его функции  не претерпели сколько-нибудь серьезного изменения по сравнению с досоветским периодом.  Порядок образования филиалов их регистрация  по советскому праву носит  характерный отпечаток командно-административной  системы управления экономикой и полной подконтрольности хозяйствующих субъектов воле и интересам государства.

То обстоятельство, что закон предусматривает для филиалов такие же условия их образования и деятельности, что и для представительств, свидетельствует о том, что филиал это не самостоятельный субъект права, не самостоятельное предприятие. Отличие филиала от представительства заключается в том, что представительство, равно как и единолично уполномоченный, совершает от имени и за счет представляемой хозяйственной организации необходимые для выполнения возложенных на нее задач сделки и иные юридические действия на той территории, которую обслуживает данное представительство. Филиал же,  помимо выполнения этих задач, может осуществлять на данной территории и те хозяйственно-оперативные функции, которые составляют содержание деятельности самого юридического лица.

Однако на практике филиалами зачастую именовались входящие в состав хозяйственной организации  хозрасчетные единицы - производственные предприятия, выполняющие самостоятельные задачи и являющимися самостоятельными юридическими лицами.

Например, Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности ( Гипроавиапром ) является хозрасчетной организацией и действует на основе Положения о трестах от 29. 06. 27. В силу параграфа 14 Устава Гипроавиапрома, входящие в состав института филиалы действуют в качестве подотчетных производственных единиц на хозрасчете.  Но если в состав данной хозяйственной организации входят переведенные на хозрасчет  производственные единицы, то их и следует именовать тем, чем они являются в действительности, то есть предприятиями, а не филиалами  (точно так же Положение о Центральной  научно-исследовательской лаборатории по водоочистке и  водоподготовке Центрального научно-исследовательского института бумажной промышленности именует лабораторию филиалом института. Однако в действительности лаборатория является не филиалом, а предприятием, находящимся в ведении института и выполняющим самостоятельные  функции, не сливающиеся с функциями, лежащими на институте). Если же данная производственная единица находится на внутреннем хозрасчете, она ничем не отличается от цеха предприятия.

В практике хозяйственных министерств встречались случаи открытия филиалов производственных предприятий. В некоторых положениях о таких филиалах предусматривалась субсидиарная ответственность за долги филиала; баланс филиала входит в баланс завода; начальник филиала действует на основании доверенности, выданной директором завода. Затем неожиданно выясняется, что  начальнику филиала, действующему по доверенности директора завода, предоставляется право совершать сделки и иные юридические действия от имени филиала, а также выдавать доверенности отдельным лицам на право совершения тех или иных действий от имени филиала. Иногда в таких положениях содержится указание, что филиал действует на началах хозрасчета и производит все  необходимые для осуществления возложенных на него  задач  операции по всей территории СССР.  Но хозрасчет филиала может быть только внутренним хозрасчетом, то есть принципом, определяющим взаимоотношения филиала с его предприятием, а не положение филиала во вне, в гражданском обороте, ибо, в конечном счете, предприятие должно нести имущественную ответственность за долги филиала. Нельзя признать правильным предоставление филиалу права осуществлять возложенные на него задачи по всей территории страны, так как филиал в этом случае перестает быть филиалом и превращается в самостоятельное предприятие.

Нормативные акты способствуют смешению понятий "филиал" и "предприятие"[5]. Отсутствие ясности в трактовке понятия "филиал" в советском  праве вносит ненужные осложнения в процесс жизнедеятельности юридических лиц.


Глава 3

Правовое положение филиалов и представительств в настоящее время

Ю

ридическое лицо для осуществления каких либо функций за пределами своего основного места нахождения вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Статья 55 ГК РФ дает такое определение представительствам и филиалам:


1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных ими положений.

 Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

 Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

  Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество необходимое для осуществления функций представительства или филиала. Обязательно указывать об этом в своих учредительных документах, для того чтобы об этом знали потенциальные   кредиторы.   В   связи   с   этим,   выделенное представительствам и филиалам имущество, учитываемое на их отдельных балансах , может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц , причем не зависимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем, по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только выделенным этим своим подразделениям.

    Для осуществления представительских и иных юридических функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю своего представительства или филиала. Совместное Постановление Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 (п.20) требует наличия у руководителя филиала или представительства доверенности и в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами создавшего их юридического лица.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты