Формирование коллегии присяжных заседателей

Если председательствующий примет решение о проведении того или иного действия, то оно должно проводиться с участием присяжных, которые вправе обращать внимание председательствующего на любые обстоятельства, связанные с проводимым действием, и задавать ему вопросы.

Присяжные вправе обратиться к председательствующему с просьбой о возобновлении судебного следствия, если во время постановления вердикта у них возникнут сомнения по поводу доказанности тех или иных имеющих значение для дела обстоятельств.

Присяжные через старшину вправе обращаться к председательствующему за любыми разъяснениями. Если председательствующий сочтёт, что такое разъяснение несвоевременно, он должен сказать присяжным, что даст необходимые разъяснения позже.

Записи, которые вправе вести присяжные, не должны стать достоянием кого-либо, так как это может привести к раскрытию тайны совещания и голосования присяжных. Поэтому председательствующий должен разъяснить присяжным, что они не должны никому показывать свои записи, а по окончании совещания присяжных должны быть уничтожены.

Кроме обязанностей, связанных с необходимостью соблюдать процедуру и установленные в суде порядки, к специфическим обязанностям присяжных относятся такие, как запрет общаться по вопросам, связанным с рассматриваемым делом, с кем-либо из участников процесса, кроме председательствующего, а также с посторонними лицами. Присяжным запрещается самостоятельно собирать какие-либо сведения, имеющие отношение к делу, вне судебного заседания. Оба указанных запрета направлены на то, чтобы присяжные основывали свой вердикт только на той информации, которую они получили в результате судебного разбирательства, и чтобы на них не было оказано какое-либо давление.

Таким образом, производство в суде с участием присяжных заседателей - это свойственная для состязательного или смешанного уголовного процесса особая форма рассмотрения уголовного дела в суде 1-й инстанции в разрешении дела по существу между профессиональным судьёй (председательствующим) и коллегией процессуально и организационно отдельных от него лиц (присяжных заседателей), которые, не обладая специальными правовыми знаниями, дают оценку лишь фактическим обстоятельствам уголовного дела, основываясь при этом только на доказательствах, исследованных с их участием.

3) Правовые основы участия граждан между профессиональным судьёй и коллегией

"Любой гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в осуществлении правосудия по уголовным делам в качестве присяжного заседателя. Ограничение данного права распространяется только на отдельные категории граждан, которые определены федеральным законом. Так, присяжными заседателями не могут быть лица:

не достигшие 25-летнего возраста;

имеющие не погашённую или не снятую судимость, а также подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

недееспособные или ограниченные в дееспособности;

состоящие на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

имеющие иные физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела;

не владеющие языком уголовного судопроизводства"[5].

Вместе с тем участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является не только их правом, но и обязанностью, сопряжённой с выполнением своего гражданского дела.

"Отбор граждан для участия в качестве присяжных заседателей осуществляется высшим органом исполнительной власти субъекта Федерации, который каждые 4 года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

Порядок составления таких списков установлен Законом о присяжных заседателях. Так, общий список составляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда. С этой целью от органов местного самоуправления требуются списки граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные. Причём число граждан, подлежащих включению в общий список от каждого муниципального образования, должно быть примерно пропорционально его населению. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются органами местного самоуправления на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы системы ГАС "Выборы", путём случайной выборки. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели составляются непосредственно органами исполнительной власти субъекта Федерации. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населённом пункте по месту нахождения соответствующего уда. Число граждан, подлежащих включению в этот список, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, и не может превышать 25% от числа кандидатов, внесённых в общий список"[6].

Как из общего, так и из запасного списков подлежат исключению следующие категории граждан:

граждане, которые по названным выше причинам не могут являться присяжными заседателями;

граждане, которые подали письменное заявление о наличие обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей присяжного заседателя, в случаях, если они являются:

лицами, не владеющими языком уголовного судопроизводства;

лицами не способными исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтверждённому медицинскими документами;

лицами старше 65 - летнего возраста;

лицами, замещающими государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

военнослужащим;

сотрудниками правоохранительных органов, а также нотариусами или частными детективами;

священнослужителями.

Составленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока полномочий прежних кандидатов в присяжные заседатели, а изменения, внесённые в эти писки, - в течение 1 недели.

Кандидаты в присяжные заседатели призываются к участию в осуществлении правосудия не более одного раза в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение головного дело к моменту истечения указанного срока не окончено, то на всё время его рассмотрения. Кандидаты, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобождённые от исполнения этих обязанностей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.


4) Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию


В соответствии с пунктом 5.2 ст.229 УПК РФ досудебная проверка материалов уголовного дела при наличии ходатайства о его разбирательстве в суде с участием присяжных заседателей всегда проводится в порядке предварительного слушания. По его результатам судья принимает решение о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей. Это постановление является окончательным, и никакие последующие отказы подсудимого от рассмотрения уголовного дела таким составом суда не принимаются.

"В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом присяжных, помимо общих требований, предусмотренных статьёй 213 УПК РФ, должно быть указано точное количество подлежащих вызову кандидатов в присяжные заседатели, которых должно быть не менее двадцати человек.

После назначения судебного заседания судья даёт распоряжение секретарю судебного заседания или своему помощнику о составлении предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели в следующем порядке:

отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего, а запасного списков путём случайной выборки;

проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лиц в качестве присяжных заседателей;

непосредственное составление предварительного списка кандидатов с указанием их фамилий, имён, отчеств и домашних адресов. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка. При этом лица, в отношении которых установлены обстоятельства, препятствующие их участию в присяжных, занесению в данный список не подлежат;

включённым в предварительный список кандидатам не позднее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При этом законодатель наделяет некоторые категории лиц правом заявления в суд устного или письменного ходатайства об их освобождении от выполнения обязанностей присяжных заседателей. Так, согласно части 7 ст.326 к таким лицам относятся: а) лица старше 60 лет; б) женщины, имеющие ребёнка в возрасте до 3 лет; в) лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя не возможным участие в отправлении правосудия; г) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред интересам общества или государства; д) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании;

в соответствии с частью 1 ст.232 УПК РФ рассмотрение уголовного дела в судебном заседании с участием присяжных заседателей должно быть начато не позднее 30 суток со дня вынесения постановления о его назначении "[7].


Глава 3. Особенности отбора кандидатов в присяжные заседатели


"Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в общем порядке, установленном главой 36 УПК РФ, но вместе с тем характеризуется проведением дополнительных мероприятий, обусловленных спецификой данной формы уголовного судопроизводства. Эти дополнительные мероприятия связаны в первую очередь с необходимостью формирования коллегии присяжных заседателей из явившихся в судебное заседание кандидатов. Так, после проверки явки в суд сторон и иных вызванных лиц секретарь судебного заседания (помощник судьи) докладывает о присутствии кандидатов в присяжные заседатели. Списки явившихся кандидатов без указания их домашних адресов вручаются сторонам. Причём если количество явившихся кандидатов составляет менее 20 человек, то председательствующий в порядке статьи 272 УПК РФ откладывает рассмотрение уголовного дела и даёт распоряжение о дополнительном вызове таких кандидатов"[8].

Помимо этого председательствующий обязан разъяснить процессуальные права, обусловленные рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, а именно: а) право на мотивированный отвод присяжного; б) право на немотивированный отвод присяжного; в) иные права, а также последствия их неиспользования (ч.5 ст.327 УПК РФ).

После завершения всех подготовительных мероприятий председательствующий приглашает кандидатов в зал судебного заседания, и суд приступает к непосредственному формированию коллегии. Эта процессуальная процедура (ст.328, 330 - 332 УПК РФ) проводится в закрытом судебном заседании и структурно может быть разделена на несколько этапов:

1 Вступительное слово председательствующего кандидатам в присяжные заседатели. Согласно части 2 ст.328 судья в своём вступительном слове:

а) представляется сам и представляет стороны;

б) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

в) сообщает предполагаемую продолжительность судебного разбирательства;

г) разъясняет стоящие перед присяжными задачи и условия их участия в рассмотрении дела;

д) разъясняет обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты