Формы национально-государственного устройства

Формы национально-государственного устройства

Этнос и нация


Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например в названии — Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация — это этнос, обретший свою государственность.

Только при этом надо обязательно подчеркнуть, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне). А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу». Например, американцы (граждане США) — это одна нация. Хотя этносов в ней перемешано видимо-невидимо.

Нация — это продукт буржуазной эпохи. Ведущие современные нации сложились в XVIII—XIX вв. в пору крушения абсолютистских монархий и ликвидации феодально-сословной социальной организации. До этого времени этническая принадлежность человека особого значения не имела. По той простой причине, что социальная среда его обитания была замкнута, обособлена от остального мира и географически, и экономически, и духовно. Поэтому, например, французы вплоть до XV11I в. французами (то есть единой нацией) себя не осознавали и не называли. Тогда в ходу были другие признаки социальной идентичности: сословный (подчиненность конкретному сюзерену), религиозный (принадлежность к той или иной конфессии) и т. д.

Ситуация изменилась с наступлением буржуазной эры. Становление единства хозяйственной жизни на больших территориях, появление новых средств и форм организации труда, потребность в свободной рабочей силе, формирование гражданского общества, способного контролировать политическую власть породили идею нации как некоей гражданской общности, создающей суверенное государство. Эта идея помогла буржуазно-демократическим движениям начала Нового времени осуществить свои цели, в процессе достижения которых крупные этно-территориальные общности и в самом деле начали осознавать себя как единое целое — нацию.

Та же идея сыграла свою роль и в начале XX в., когда распались и Австро-Венгерская империи, и в середине века, когда рухнула колониальная система. То есть, не сложившиеся нации порождают так называемые «национально-освободительные» движения, а наоборот — освободительное (от эксплуатации, иноземного захвата) движение приводит к образованию наций. А «мотором» этих движений выступают этносы, стремящиеся сохраниться и окрепнуть через обретение собственной государственности.


Формы национально-государственного устройства


Федеративное управление

Слово «федерализм» образовано от латинского слово «феодус», что означает договор или соглашение. Из этого следует обязательный признак любого федеративного государства – союз двух или нескольких независимых государств, который носит договорный характер и предполагает соглашение между ними на формирование федеральной власти. Объединение независимых государств не означает отказа или утраты независимости отдельных государств и сохраняет за ними право самостоятельно решать вопросы, которые касаются только их.

Признаки федерации


1. Распределение власти между центром и членами федерации. Члены федерации не являются в буквальном смысле суверенными. Юридически они лишены права самостоятельно выступать в международных отношениях или односторонне выходить из союза, объявлять войну, содержать армию, выпускать денежные знаки. Все вопросы государственной важности, например, безопасности, финансов, средств массовой коммуникации, использование ресурсов и т.п., передаются центру, тогда как вопросы местного (регионального значения должны решаться на местах. Субъекты федерации имеют различные названия – штаты (США, Индия), провинции (Канада), республики (СССР, Россия), области, края, округа (Россия), кантоны (Швейцария).

2. Принцип приоритета федерального закона. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания собственных конституций, законодательных актов. Они могут иметь свою правовую и судебную системы. Однако доминирование центральной (федеральной) власти над субъектами федерации означает неукоснительное соблюдение данного принципа.

3. Территория федерации не представляет единого целого, а состоит из территорий субъектов федерации.

4. Единство интересов и целей.

5. Центральное руководство. Для существования государства в федеративной форме необходима гибкая и эффективная система центрального руководства, позволяющая решать задачи центра, не подавляя самостоятельность регионов.

А. Унитарное государство

Унитарными государствами являются Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, многие другие государства. Унитарная форма означает концентрацию власти в руках центрального правительства. Имеется в виду конституционный характер привилегии центральной власти. Если даже центральная власть делегирует часть своих полномочий местной власти (вплоть до автономии) добровольно, не меняя конституции, оставляя за собой право вернуть себе эти полномочия, то это означает унитарную форму правления.


Признаки унитарного государства


1. Административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.

2. Действует единая конституция.

3. Единая система высшей государственной власти.

4. Единое гражданство.

5. Единая правовая и судебная системы.

Кроме федеральной и унитарной систем правления можно говорить еще о двух формах, считающихся неустойчивыми.


Это, во первых, конфедерация, являющаяся в строгом смысле не государством, а союзом государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях. Примером такой формы являлась еще сравнительно недавно Швейцария, постепенно перешедшая к федеральной форме правления. Весьма близким к конфедерации является развивающийся в настоящее время Европейский Союз – сугубо добровольное объединение независимых государств, уже имеющих не только парламент, но и единую валюту. Роль Церкви и христианской демократии в объединении Европы.

И, во-вторых, империя, считающаяся отжившей формой правления. Однако об империи следует поговорить подробнее.

Основной признак империи как государства – принудительный способ образования. Во всех случаях некое сильное государство захватывало более слабые либо вооруженным путем, либо путем экономического принуждения. Приобщая к себе соседние или удаленные территории, это сильное государство, называемое метрополией, становилось еще сильнее, приобретая ресурсы захваченных провинций или колоний. Как правило, власть в провинциях передавалась одному из представителей местной племенной знати. Назначенный правитель, опираясь в междоусобной борьбе со своими соперниками на имперскую военную силу, правил самостоятельно, но под контролем имперского наместника. Для империи были важны налоговые поступления из провинции, что и обеспечивала местная власть. В сущности, эти отношения между имперской и местной властью были договорными (вспомним слово федоус-договор). Однако такой договор, даже если он был оформлен документом, с течением времени терял свою легитимность в глазах населения колонии или провинции. В колониях неизбежно начинали усиливаться антиимперские настроения, переходящие в неповиновение, сепаратизм, освободительную борьбу и вооруженные восстания. При этом освободительная борьба была нем настойчивей и успешнее, чем сильнее проявлялись национальные и религиозные противоречия. Национализм угнетенной нации – чрезвычайно сильное чувство, способное в поколениях сплотить людей вплоть до самопожертвования. Поэтому национально-освободительная борьба, даже если она растягивается на века, практически всегда заканчивается провозглашением независимости, поэтому рушатся империи. Такова судьба империй Александра Македонского и Чингис-хана, Римской, Османской и других. Во второй половине ХХ века распались колониальные империи, включая прежде всего Британскую.

На месте империи может возникнуть и единое федеральное или унитарное государство. Это бывает тогда, когда в имперской провинции с течением достаточно длительного времени национальные проблемы сглаживаются путем взаимной миграции и ассимиляции, исчезновения языковых барьеров, взаимопроникновения культур.

Национальный вопрос


Национальный вопрос, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе Н. в. возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. После победы социалистической революции и в социалистическом обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления 1090 их добровольного союза и дружбы, укрепления единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает Н. в. как подчинённый общему вопросу о социально-политическом прогрессе общества и исходит из того, что главным в Н. в. является объединение трудящихся вне зависимости от национальной принадлежности в борьбе против всех видов угнетения, за передовой общественный строй.

Угнетение и эксплуатация одних народов другими и освободительная борьба начались при рабовладельческом строе и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере Н. в. возник в период уничтожения феодализма и утверждения капитализма, когда происходило становление наций, и продолжает существовать и в современную эпоху, проявляясь в ходе борьбы против национального порабощения и во внутригосударственных отношениях наций и народов, Н. в. полностью отомрёт со слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во всём мире.

Концептуальный уровень. Обеспечивает содержательные подходы к вопросу укрепления стабильности межэтнической сферы нашей страны, сущность которых сводится к следующему:

1. Модель межэтнического согласия реализуется с учетом и на основе взаимозависимости и взаимообусловленности социально-экономических, культурных, нравственных, бытовых и других факторов в соответствии с их потенциалом .

2. Модель межэтнического согласия организационно и функционально базируется на принципе свободного обеспечения культурного самовыражения всех этносов Казахстана.

3. Конечная цель реализации данной модели - защита и свободная реализация интересов всех этносов Казахстана. Концептуальный уровень представлен специальными про­граммами. Например, Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 гг., на которую были выделены средства из республиканского и местных бюджетов в размере 1,5 миллиарда тенге. Большинство мероприятий по поддержанию самобытности и диалога культур Казахстана, проведенные в последние два года, были реализованы как раз в рамках этой программы.

Конституционный и политико-правовой уровень осуществляется на основе законодательных актов, регулирующих сферу межэтнических отношений государства, и других официальных документов, определяющих основные направления национальной политики. Правовой основой обеспечения межэтнического согласия выступает Конституция Республики Казахстан. Правовая основа предполагает определение в Конституции страны и других законодательных актах основных принципов, на которых должны строиться межэтнические отношения. Например, статьей 39 Конституции РК «признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие».

На политико-правовом уровне осуществляется разработка политических инициатив для реализации основных принципов межэтнического согласия. Так, например, согласно статьи 7 Основного Закона страны («государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана») и статьи 19 («каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»), право каждого казахстанца на сохранение самобытности своей культуры, свободный выбор языка обучения и воспитания нашло закрепление, в частности, в законах «О гражданстве Республики Казахстан», «О языках в Республике Казахстан», «Об общественных объединениях», «О культуре», «Об образовании», «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».

Конституционный уровень обеспечивает представительство интересов этносов Казахстана на уровне Парламента. Так, в рамках конституционной реформы 2007 г. впервые в истории Казахстана в его высший представительный орган были избраны депутаты от Ассамблеи народа Казахстана, главной функцией которых является обеспечение и защита этнических интересов. Таким образом, АНК стала реальным механизмом агрегации и артикуляции интересов этносов Казахстана.




Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты