Франция в период правления Наполеона

После принятия Органического сенатус-консульта 1804 г. реформированию подвергся Сенат, в состав которого теперь должны были входить французские принцы с 18-летнего возраста, высшие сановники, лица, назначенные императором, а также 80 членов по выбору самого Сената из списка, предложенного императором. Законодательный корпус получил право обсуждения законопроектов, что снизило значение Трибуната. В 1807 г. он был полностью ликвидирован. К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня – чиновника из центра). Период империи просуществовал во Франции до 1814 г. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его армии, что повлекло спад промышленного производства, инфляцию, товарный дефицит, многочисленные появления социального недовольства и, в конечном счете, падение авторитета власти. В условиях разгрома наполеоновской армии войсками европейских государств, в том числе и российских, Сенат 6 апреля 1814 г. принял решение об отстранении Наполеона от власти и приглашении на французский престол Людовика XVIII – брата казненного во время революции короля. Имперский режим, просуществовавший в стране до 1814 г., был обречен на провал. Он не имел прочных конституционных основ и опоры в традиционном политическом сознании французского общества. Это предопределило процесс дальнейшей эволюции национальной государственности.


3. БОНАПАРТИЗМ КАК АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ


С именем Наполеона, а также его племянника Луи Наполеона, правившего Францией под именем Наполеона III, связано происхождение термина бонапартизм, употребляемого для обозначения режима личной власти, возникающего в обстановке общественного кризиса. С политико-организационной точки зрения бонапартизм есть режим личной власти в обществе с враждующими политическими группировками и классами, который опирается в своем утверждении на поддержку армии и личный авторитет правителя, претендующего на роль арбитра и посредника во взаимоотношениях между враждующими политическими силами (партиями, движениями).

В конституционном (общеустроительном) плане режим бонапартизма характеризуется свертыванием роли республиканских (представительных и выборных) учреждений власти и переходом к централизованному управлению с опорой на громадные отряды гражданских, военных и полицейских чиновников. По словам М. Прело, «для Наполеона не существовало каких-либо наличествующих норм права, которым он считал себя обязанным повиноваться. Он не считался ни с разграничением компетенции, ни с формальностями. Как носитель власти, как фактический законодатель, он категорически ставил себя выше закона. Покидая часто столицу в связи с военными действиями, он совершенно пренебрегал предписаниями конституции или просто нарушал их... Гарантии, предоставленные судебным органам, постоянно игнорировались. Можно сказать, что законность находилась в перманентном отпуску»[2].

Как режим целенаправленной властной и одновременно идеологической активности бонапартизм отличается повышенной демагогической активностью (популизмом) и прямыми обращениями за поддержкой к общественному мнению страны. Это обычно находило выражение в проведении плебисцитов (голосование по конкретным предложениям правителя). Термин «бонапартизм» имеет широкое хождение в политико-философской и публицистической литературе и тенденцию обрастать (вплоть до настоящего времени) самыми разнообразными и порой неожиданными истолкованиями. Наполеон и Луи Бонапарт были своеобразными республиканскими монархами французов. Однако уже феномен Бисмарка, «железного» канцлера прусского монарха и строителя германской империи, привнес в бонапартизм новые черты – черты жесткой исполнительной власти в условиях конституционной монархии, действующей при наличии известного партийного плюрализма. Многие новые элементы характеризуют бонапартизм в ХХ в., географические границы которого простираются далеко за пределы Европы и более всего ассоциируются с военными режимами во многих государствах Арабского Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. А. Тойнби высказывает парадоксальную точку зрения, что «наряду с военной экспансией миссией наполеоновской империи стало распространение культуры… наполеоновский напор революционной Франции дал стагнирующим народам могучий толчок, выведший их из состояния оцепенения, но в то же время вдохновивший их на восстание с целью опрокинуть Французскую империю, что и явилось для Европы первым шагом в направлении самоопределения наций». Для уяснения сущности государственного строя, существовавшего в то время рассмотрим особенности гражданского законодательства Первой империи. Наполеон Бонапарт уделял особое внимание разработке гражданско-правовой кодификации, рассматривая ее в качестве эффективного средства укрепления единоличной власти. В эпоху правления Наполеона был принят новый Гражданский кодекс, который фактически стал памятником права Нового времени. В основу кодекса была положена институционная система, восходившая к «Институциям» Юстиниана. Кодекс был составлен из трех книг. Первая включала статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве. Вторая регулировала отношения собственности, а третья – способы приобретения собственнических прав, включая наследственное право и различные виды обязательств.

Многие статьи носили не правовой, а скорее поучающий характер. Они объясняли, что такое движимое и недвижимое имущество, что такое договор и как его правильно заключить и т.д. Гражданский кодекс Наполеона провозглашал единое гражданство на основе полного равенства. Однако равная правоспособность не была абсолютной. Правоспособность женщин ограничивалась нормами семейного права и преимуществами мужчин как участников товарооборота. Закон различал политическую правоспособность и частноправовую. И ту, и другую можно было приобрести и утратить. Гражданская дееспособность наступала с 21 г., по достижению которой ее ограничение было возможным только в рамках семейного права или вследствие опеки. Предусматривалось и полное лишение гражданской дееспособности, названное интердиктом. Закон вводил институт гражданской смерти как меры уголовного наказания. Она предусматривала лишение обвиняемого собственности. Иностранцы ограничивались в гражданских правах. Основным институтом вещного права было право собственности. Его понимание отличалось принципиальной новизной. Согласно доктрине кодекса, собственность имела абсолютный характер, когда права собственников практически ничем и никем не ограничивались. Документ легитимно закрепил провозглашенные Декларацией 1789 г. неприкосновенность и неотчуждаемость частной собственности. Важным новшеством в вещном праве стало широкое понимание режима собственности, исходя из абсолютного права присоединения. Ряд прав стоял вне торгового оборота. Это касалось земельных недр и пространства. Кодекс формулировал три вида собственности в зависимости от субъекта права: индивидуальная, государственная и общинно-коммунальная. Было введено новое деление вещей на движимые и недвижимые. Собственники недвижимости обладали значительными преимуществами. Кроме собственности к разряду имущественных прав относился узуфрукт, воспринятый авторами кодекса от римского права. Здесь он означал особое право, приближенное по значению к наследственной аренде дореволюционной эпохи. Узуфруктуарий не являлся абсолютным собственником, но мог продать свой узуфрукт, передать по наследству или завещать. Права узуфруктуария охранялись даже перед собственником имущества. В отличие от узуфрукта это право не могло быть передано другому лицу. Владение как самостоятельный вид вещных прав не фигурировало в источнике, но охранялось законом. Нормы кодекса, регулировавшие обязательственные отношения, отличались индивидуалистическим характером и предоставляли обширные права частным лицам, ограничить которые практически никто не мог.

Основное внимание источник уделял обязательствам, вытекавшим из договоров. Принцип свободы договоров стал основополагающим в системе частного права Франции и означал, что никто не может быть принужден к заключению договора, и содержание его определяется только по воле всех сторон. Никакое вмешательство в сделку со стороны частных лиц не допускалось, если только она не противоречила закону, добрым нравам и общественному порядку. Важным принципом договорного права стало положение об обязательной силе соглашения, означавшее, что законно заключенные соглашения не могут быть расторгнуты односторонними действиями. Сфера семейно-брачных отношений, которой посвящалось значительное количество статей кодекса, претерпела существенную демократизацию. Она отражала победу светских начал как в области политики и государственного строительства, так и в социокультурной сфере. Закон закрепил гражданский брак, который заключался государственными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Религиозные обряды не запрещались, но могли проводиться только после светской церемонии. Брачный возраст устанавливался с 18 лет для мужчин и с 15 лет для женщин. До достижения брачного возраста необходимо было специальное разрешение главы государства для вступления в брак. До достижения женщинами 21 года, а мужчинами – 25 лет браки могли заключаться только при согласии родителей или попечительского совета.

Наибольшая демократизация коснулась практики разводов. Закон закрепил провозглашенное во время революции право на развод. Он допускался в случае супружеской неверности, грубого обращения или взаимных оскорблений, а также в случае приговора одного из супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода служило взаимное согласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет. Однако брак по-прежнему оставался патриархальным, где сохранились традиции, восходившие к институту «pater familias» в римском праве. Глава семейства должен был оказывать покровительство всем членам семьи в обмен на их послушание. Он обладал правом распоряжения имуществом несовершеннолетних. В случае непослушания жена и дети могли подвергнуться тюремному заключению или заточению в исправительный дом. В случае полного лишения или ограничения дееспособности жены опекуном всегда назначали мужа. Несмотря на ряд противоречий и несовершенств, которые содержались в источнике, Гражданский кодекс 1804 г. имел исключительное значение. Исследователи считают его второй гражданской конституцией нового правопорядка, отстаивавшей частную и экономическую свободу. Основная часть кодекса до сих пор остается действующей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В 1799 году группа противников термидорианского правления, объединившаяся вокруг генерала Бонапарта, упразднила Директорию и другие конституционные органы. Власть в республике перешла к коллегии трех консулов – самого Бонапарта и двух членов упраздненной Директории. В результате переворота была создана новая форма политического правления, основанная на антидемократическом режиме. Его установление соответствовало не только устремлениям консервативно настроенных политических кругов Франции, но и обывателей, уставших от «политики качелей» и жаждавших сильной и стабильной власти. За переворотом последовали радикальные изменения в системе французской государственности, вызванные политикой бонапартизма. С принятием Конституции 1799 г. начинается период консульства и империи в истории французской государственности, который продлился до 1814 г., когда произошло восстановление монархии. Номинально Франция продолжала оставаться республикой, что было закреплено в первой статье новой Конституции, а фактически ликвидировались республиканские принципы организации власти и органы управления. Конституция создавала предпосылки для авторитарных, бюрократических традиций, характерных для эпохи абсолютизма. Окончательное уничтожение республиканского строя было подготовлено и удачными военными походами генерала Бонапарта, которые ассоциировались в общественном сознании с сильной властью, способной обеспечить процветание общества. Возникла и укоренялась высокоцентрализованная бюрократическая иерархия современного типа. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его армии, что повлекло спад промышленного производства, инфляцию, товарный дефицит, многочисленные появления социального недовольства и в конечном счете падение авторитета власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Боботов С.В. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель. М., 2006.

2.     Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2000.

3.     История буржуазного конституционализма. М., 1986.

4.     Олар А. Политическая история французской революции – происхождение демократии и республики. М., 1938.

5.     Прело М. Конституционное право Франции. М., 1957.

6.     Тойнби А. Постижение истории. М., 2004.

7.     Юшков В. Наполеон на почве гражданского права и законодательства. М., 1905.


[1] Прело М. Конституционное право Франции. М, 1957. Стр. 61-63.

[2] Прело М. Конституционное право Франции. М, 1957. Стр. 66.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты