Идеологическая функция права
Идеологическая функция отражает способность права воплощать в жизнь идеологию индивидов и из объединений, оказывать влияние на их мысли и чувства. В той мере, в какой в праве выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права.
Исходя из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной.
право политическая воспитательная охранительная
Глава 3. Формы реализации функций права
Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно.
Рассмотрим формы реализации функций права.[15]
Функция права - это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования.
В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права:
- информационную форму,
- ориентационную форму,
- правовое регулирование.
3.1 Информационная форма
Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.
Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.
Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.
3.2 Ориентационное воздействие
Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.
Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.
Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой.
3.3 Правовое регулирование
Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование[16]. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.
Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:
- условий эффективности регулирования;
- процесса правового регулирования;
- социальных результатов регулирования.
Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные.
Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п.
К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.
Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий.
Первая стадия - это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.
Вторая стадия - возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл данной стадии - переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.
Третьей - завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.
Социальный результат регулирования - это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.
Заключение
В науке понятие функции права исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести к числу наиболее острых, дискуссионных в теории государства и права. Споры в основном идут вокруг различных видов функций права, критериев их классификации, функций отдельных элементов системы права - отраслей, институтов, норм. В отношении понятия функции права ученые проявляют редкое единодушие: взгляды разнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и их сочетания в базовом определении функции права. Иногда "вспыхивают" дискуссии о соотношении функций права с иными правовыми категориями, к примеру, задачами права. Подобная научная полемика не нарушает общей точки зрения на функции права - даже крайние воззрения на ту или иную частную проблему функций укладываются в рамки фундаментальных положений самой концепции.
Функции права способствуют познанию сущности права. Кроме того, функции права предопределяют содержание и виды функций различных правовых явлений, например функций юридической ответственности, отдельных структурных частей системы права - отраслей права, правовых институтов и т.п. Функции права являются общей категорией по отношению к функциям иных правовых явлений и в связи с этим играют важную методологическую роль при их изучении.
Научно-практическое значение категории "функция" заключается в следующем. Любое явление социальной действительности может реализовать свое назначение лишь в том случае, если будет функционировать. По тому, какие функции осуществляет то или иное явление социальной действительности, каким образом происходит реализация этих функций и с какой эффективностью, можно судить о самом явлении, его основных чертах, значении в жизни общества и месте в системе подобных социальных явлений, а также о перспективах его существования и развития. Функции - постоянные и неизменные спутники явления. Они неразрывно с ним связаны и сопровождают явление на протяжении всего его существования. Функции выражают сущность явления - то главное, основное, определяющее, что обусловливает его специфику, его природу, делает его "самим собой". Таким образом, изучение функций явления есть изучение самого явления. Оно позволяет глубже проникнуть в суть изучаемого явления, разобраться в его природе, "осветить" те его стороны, которые скрыты от исследователя, рассматривающего явление в статике.
Цель данной курсовой работ заключалась в определении понятия функции права, приведении классификации функций права.
Для достижения данных целей были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена теория понятия функций права. Определена взаимосвязь функциональных характеристик права и функций права.
2. Дана правовая характеристика функциям права.
3. Установлена и охарактеризована классификация функций права.
Список литературы
1. Вопросы теории и истории государства и права. Н. А. Пьянов. СибЮрВестник 2000 - № 4.
2. Понятие функции права А.И. Абрамов. Журнал российского права, февраль 2006, N 2.
3. Проблема определения функций права. Г. Ю. Агафонова. Юридический аналитический журнал. 2002. № 1 (2).
4. Акопян Д. А. Юридическое (нормативное) и этическое (нравственное) понимание права // Правоведение. 2005. № 6.
5. Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3.
6. Кузнецов И.А. Понятие и классификация функций права и государства: новые подходы // Право. Законность. Демократия. Сборник научных трудов. – Волгоград: ВА МВД России, 2003.
7. Мельников Ю.И., Ширмамедов А.К. Проблема классификации функций права // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. Сборник научных трудов. Вып. 6. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2006
8. Самигуллин В. К. О понятии права // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. N° 1.
9. Тихомиров Ю.А. Право официальное и неформальное // Журнал российского права. 2005. № 5.
10. Ширмамедов, А. К. К вопросу о понятии функции права / А. К. Ширмамедов // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества : сб. науч. тр. / отв. ред. В. Н. Карташов ; Ярослав. гос. ун-т. им. П. Г. Демидова. – Ярославль, 2006. – Вып. 6.
11. Лившиц Р.З. Теория права. Учебник – М.: Издательство БЕК, 2004 - 224 с.
12. Радько Т.Н. Функции права // Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Под ред. проф. М.Н. Марченко. Т.2: Теория права. М.: Зерцало, 2000.
13. Радько Т.Н. Теория государства и права.- М.: Проспект, 2009.- 752 с.
Общая теория права и государства /Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Юристь, 2008.-427с.
14. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/ отв. Ред. М.Н. Марченко.- 3-е изд., перераб. и доп. Т.2: Право.- М.: Норма, 2009.-816с.
15. Проблемы общей теории права и государства: Учебник./Под общ. ред. В.С. Нерсесянца.- М.: Норма, 2008.-832с.
16. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега – Л». 2008. – 384 с.
17. Теория государства и права: Учебник/ Отв. ред. В.Д. Перевалов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма 2008.-496с.
18. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрайт, 2001, 367 стр.
[1] Лившиц Р.З. Теория права. М., 2001. С. 150
[2] Понятие функции права (А.И. Абрамов, "Журнал российского права", N 2, февраль 2006 г.)
[3] Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. N 3. С. 12.
[4] Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 130.
[5] Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. С. 783.
[6] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002. С. 155 - 156.
[7] Теория государства и права. Учебник / Под ред. В. В. Лазарева
[8] Теория государства и права. Учебник / Под ред. В. В. Лазарева
[9] Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3
[10] Теория государства и права. Учебник под редакцией профессора В. Г. Стрекозова
[11] Радько Т.Н. Функции права // Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Под ред. проф. М.Н. Марченко. Т.2: Теория права. М.: Зерцало, 2000. С. 53
[12] Понятие функции права А.И. Абрамов, Журнал российского права, N 2, февраль 2006
[13] Там же.
[14] Понятие функции права А.И. Абрамов, Журнал российского права, N 2, февраль 2006
[15] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрайт 2001.
[16] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права.