Государственная Дума в системе органов государственной власти

Глава 3. Прекращение полномочий Государственной думы. Досрочное прекращение полномочий депутатов Государственной Думы


Основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации в ч. 1 ст. 109, которая гласит что: "Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации." В ч. 4 ст.111 Конституции Российской Федерации предусмотрен роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной думой.

В этом случае Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации[35] после чего Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации, либо не согласиться с решением Государственной Думы.

Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

В ч.4 ст.117 Конституции РФ указано, что:"Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов."

Часть 2 ст.109 Конституции РФ гласит: в случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

В соответствии со ст.109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена: по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Частью 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации установлено, что "С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются."

Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, а именно: письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; утраты депутатом гражданства России, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата; признание депутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; смерти депутата; объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу; роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст.ст.111 и 117 Конституции Российской Федерации. [36]


Заключение


Сегодня не вызывает сомнений, что парламентаризм как эффективное воплощение представительной власти в нашей стране пока еще находится на стадии становления.

В нашей стране роль учреждений парламентского типа была и остается скромной, культура и традиции парламентаризма не обрели достаточной прочности и устойчивости. Для политической системы России характерно преобладание исполнительной власти, тогда как представительные учреждения - Земский Собор, Государственные Думы, Государственный Совет, Верховный Совет СССР - всегда были весьма урезаны в своих законодательных и контрольных функциях, о чем уже упоминалось.

Таким образом, для установления в России парламентаризма, если под ним понимать ведущую роль Парламента в политической системе, его главенство над исполнительной властью, - для такого парламентаризма в нашем Отечестве нет исторической почвы. И что, по моему мнению, не менее важно - для него у нас нет и соответствующих экономических, социальных, политических, культурных реалий. Вся нынешняя российская действительность с такими ее атрибутами, как кризисное положение в хозяйстве и финансах, этнополитическая напряженность и конфликты, политическая нестабильность, разгул преступности и т.д., нуждается в жестком, авторитетном правлении, основанном на вотуме доверия, полученном от всего народа. Президентская институция современной России совершенно необходима. Но не за счет ущемления полномочий Парламента, пренебрежительного отношения к нему. Парламент - это орган всегда эмоциональный, иногда лозунговый, но и жизненно необходимый для демократии, ибо он представляет интересы народа, защищает права национальностей, права и свободы граждан России.


Библиографический список


Нормативные акты

1.                Конституция Российской Федерации. 1993// ИПС Гарант, 2007

2.                Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с изменениями от 16 октября 2006 г.) // ИПС Гарант, 2007

3.                Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 16 декабря 2004 г., 25 июля 2006 г.) // ИПС Гарант, 2007

4.                Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"(с изменениями от 12 марта, 15 августа 1996 г., 5 июля 1999 г., 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 апреля, 19 июня, 22 августа, 16 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г., 6, 25 июля, 30 декабря 2006 г., 30 января 2007 г.) // ИПС Гарант, 2007

5.                Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 12, 25 июля, 30 декабря 2006 г.) // ИПС Гарант, 2007

6.                Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// ИПС Гарант, 2007

7.                Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, 2001// ИПС Гарант, 2007

8.                Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 г., 21 апреля, 21, 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 19 января, 15 марта, 19 мая, 2, 28 июня, 7 июля, 4, 27 октября, 6, 15, 22 декабря 2000 г., 14 марта, 5 апреля, 13, 22 июня, 13, 19 декабря 2001 г., 8 февраля, 13, 20 марта, 20, 27 сентября, 23 октября, 15 ноября, 11, 15 декабря 2002 г., 12 февраля, 2 апреля, 23 мая, 29 декабря 2003 г., 16 января, 11, 13, 20 февраля, 19, 24 марта, 2, 23 апреля, 21 мая, 9 июля, 10 ноября 2004 г., 2, 18 февраля, 2, 30 марта, 10, 17 июня, 8 июля 2005 г., 10 марта 2006 г.) // ИПС Гарант, 2007

9.                Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П "По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации"// ИПС Гарант, 2007


Литература

1.                 Авакьян С. А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 1999.

2.                 Ален А. “Национализм - федерализм - демократия. Пример Бельгии”. Изд-во Левенского института Центральной и Восточной Европы. 1994. С. 34-35.

3.                 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.

4.                 Вишневский Б. Л. Должны ли губернаторы быть федеральными политиками. // Независимая газета. 2000. 1 февр.

5.                 Гранкин И.В. Парламент России. - М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1999.304с.

6.                 Гребенников В.В., Васецкий Н.А., Полуян Л.А. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики (аналитический обзор) // Государство и право. 1998. № 9. С. 91-97.

7.                 Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от новгородского вече до Федерального Собрания. - М., 1995. 194с.

8.                 Иванченко А.В., Рыжков В.А., Салмин А.М. Властная вертикаль и Конституция: Законодательные инициативы Владимира Путина в свете задач государственного строительства в России // Независимая газета. 2000. 23 июня.

9.                 Комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. Л.А. Окуньков, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: БЕК, 1996.

10.            Комментарий к Конституции Российской Федерации /Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 1996. 552 с.

11.            Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. 716 с.

12.            Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. Лепёшкин И. М. - М.: Центр конституционных исследований Московского обществ, науч. фонда, 1997. 702 с.

13.            Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. 520 с.

14.            Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 1995. № 12. С. 3-10.

15.            Очерки парламентского права / Под ред. и с предисл. Б.Н. Топорнина. - М., 1993. 254 с.

16.            Строев Е.С. Не навреди: Размышления о реформе государственного устройства России // Независимая газета. 2000. 6 июня.

17.            Шейнис В.Л. Как реформировать Совет Федерации: Президентские законопроекты - два шага вперед, большой шаг назад // Независимая газета. 2000. 31 мая.


[1] Ст. 3 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[2] Ст. 5 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[3]Ст. 18 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[4] Ст. 4 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[5] Ст. 7 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[6] Ст. 10 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[7] Ст. 11 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[8] Ст. 94 Конституции РФ

[9] Ст. 7 Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[10] Ст. 8 Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[11] Ст. 104 Конституции РФ

[12]Ст. 12 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[13]Ст.13 части 1 и 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[14] Ст.14 ч.1 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[15]Ст.15 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[16] Ст.16 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[17] Глава 24.1 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и с татусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[18] ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[19] Ст. 22 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[20] Ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[21] Ст.ст. 41-43 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

[22] Авакьян С. А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 1999.

[23] Авакьян С. А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 1999.

[24] ст.101 Конституции РФ

[25] ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ

[26] ст.101 Конституции РФ

[27] ст.105 Конституции РФ

[28] Раздел IV Регламента Государственной Думы ФС РФ

[29] Ст. 20 Регламента Государственной Думы ФС РФ

[30] Ст. 21 Регламента Государственной Думы ФС РФ

[31] Ст. 32 Регламента Государственной Думы ФС РФ

[32] Глава 5 Регламента Государственной Думы ФС РФ

[33] Ст. 116 Регламента Государственной Думы ФС РФ

[34] Глава 13 Регламента Государственной Думы ФС РФ

[35] ст.117   ч.3 Конституции РФ,  

[36] Ст. 4 Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты