Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Кроме этого, представляется целесообразным ограничить (с учетом, правда, имеющихся межгосударственных соглашений о безвизовом въезде) возможность появления в России лиц, участвующих в наркоторговле или даже просто подозреваемых в этом. В частности, речь может идти о специальных штампах в паспортах граждан ближнего зарубежья, наличие которых сделает невозможным их пребывание на территории Российской Федерации.

Очевидна необходимость повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, спецслужб по отслеживанию сделок известных им наркодельцов с целью пресечения отмывания средств, добытых преступным путем и подрыва финансовой и иной экономической базы наркобизнеса.

Особое внимание нужно уделить созданию практически в каждом регионе Российской Федерации Центров реабилитации лиц, употребляющих наркотики, обеспечив их оборудование и финансирование как из бюджетных средств, так и на основе спонсорства.

Вопрос о финансировании должен находиться под постоянным контролем как со стороны законодательной власти, так и общественных структур с учетом того, что учреждения и подразделения здравоохранения субъектов Федерации, оказывающие помощь больным наркоманиями и алкоголизмом, финансируются всего лишь от 40 до 60 процентов от потребности.

Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.

В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции» и другие.

Hеобходимо осуществление постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников. При этом необходимо создание специального банка данных, содержащего разностороннюю информацию по всей проблематике наркомании и наркобизнеса.

Сегодня очевидна необходимость оперативного решения вопроса об укреплении на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам - Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, и Дальний Восток.[136]

Важно повысить уровень технического оснащения всех служб, борющихся с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.

Подразделения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков являются одним из главных субъектов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, успешное осуществление ими своих задач и функций в этой сфере во многом зависит от правильной постановки информационного обеспечения. [137]

Информационное обеспечение должно стать источником интенсификации деятельности ФСКН России в противодействии незаконному обороту наркотиков, рационализации использования уже имеющиеся в их распоряжении сил и средств, обеспечить принятие адекватных правовых, организационных решений.

Поэтому необходимость переосмысления достигнутых научных результатов и выработки новых теоретических и практических подходов к обеспечению вопроса информационного обеспечения ФСКН России требует проведения исследований более высокого научного уровня и широкого теоретического диапазона.

На уровне центрального аппарата ФСКН России должна быть разработана комплексная программа развития информационного обеспечения деятельности службы, предусматривающая:

- разработку концепции информационного обеспечения;

- создание специализированных подразделений в структуре ФСКН, в функции которых входит создание информационных баз данных о противодействии незаконному обороту наркотиков, организация постоянного мониторинга;

- распространения наркомании, обеспечение взаимодействия со средствами массовой информации в повышении уровня информированности граждан о противодействии незаконному обороту наркотиков и т.д.;

- разработка и утверждение положения о специализированных подразделениях ФСКН;

- внесение изменений в нормативные акты ФСКН об организационно-штатной структуре региональных управлений Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Требует решения вопрос о недостаточности взаимодействия УФСКН по Хабаровскому краю с органами исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации на уровне разработки соглашения о взаимодействии вопросах профилактики незаконного оборота наркотиков, выработки системы постоянного мониторинга распространения наркомании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итоги проделанного исследования, необходимо отметить следующее:

Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в России и в мире, являются многоаспектными и приобретают все большую актуальность. Распространение наркотических средств, их объемы и последствия создают существенную угрозу здоровью населения, подрывают экономический потенциал, негативно влияют на демографическую ситуацию в мире и правопорядок в государстве.

Уже сейчас отмечается серьезное негативное влияние потребления наркотических средств на новые поколения, поскольку их основной удар приходится на молодежь (80% их потребителей составляют молодые люди в возрасте до 25 лет).

Наблюдается существенное снижение качества физического, психического и нравственного здоровья населения России, его репродуктивных возможностей. Происходит самоизоляция потребителей наркотических средств от жизни общества, дезадаптация и деградация их личности и тем самым подрыв экономики, гражданской жизни, обороноспособности страны.

Потребление наркотических средств и их незаконный оборот обусловливают расширение зоны повышенного социального и криминального риска: распространение болезней, связанных с иммунодефицитом и ВИЧ-инфекциями, венерическими болезнями, суицидальными попытками, увеличение контингента лиц с повышенной виктимностью. Инициируется также мотивация корыстной, корыстно-насильственной и иной связанной с этими явлениями преступности.

Безусловно, это не исчерпывающий перечень негативных последствий, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств. По экспертным оценкам, только экономический ущерб такого оборота и потребления составляет около 15% внутреннего валового продукта России.

Отмечается высокая прибыльность наркобизнеса в России, составляющая от 400 до 1000%. По данным, приведенным на 2-м Международном конгрессе по противодействию наркотикам, состоявшемся в июне 2003 г., доходы преступников от незаконного оборота наркотиков в России составляют 8-10 млрд. долларов США.

Подобные доходы, безусловно, определяют привлекательность этого вида преступной деятельности, влияют на преступную консолидацию и порождают транснациональный характер наркобизнеса.

Хабаровский край относится к числу регионов, на территории которых наблюдается неуклонный рост количества населения, употребляющих наркоти-ки . С 1993 года в крае отмечается значительный рост наркомании и токсикомании. С 1993 по 2005 год количество лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения с диагнозами наркомания и токсикомания, возросло с 944 до 6597, при этом количество подростков, состоящих на учете за злоупотребление наркотиками, выросло в 5 раз, а детей - в 8 раз.

Факторами, способствовавшими устранению сдерживающих механизмов распространения наркомании, явились: отмена в 1990 году наказания за немедицинское потребление наркотиков; отмена института принудительного лечения (в том числе с превентивной изоляцией наркоманов в системе лечебно-трудовых профилакториев); дискуссия в средствах массовой информации о правах граждан и свободе выбора поведения, в том числе в форме легального потребления наркотиков; насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, достижения общественного и личного успеха; низкий уровень информирования граждан о деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятая в 1993 году, в полной мере реализована не была.

В результате отсутствия должной информации, методологического обеспечения и необходимых ресурсов, а подчас и элементарной неисполнительности и непрофессионализма отдельных руководителей органов исполнительной власти ситуация по формированию особой молодежной субкультуры, в которой допустимо потребление наркотиков, явная и скрытая их пропаганда, вышли из-под контроля.

Органы внутренних дел Российской Федерации, как одни из основных субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков, реально осознавая серьезность последствий нарастающей наркотизации населения и понимая, что одних усилий правоохранительных органов в сдерживании ее роста будет явно недостаточно, с 1994 года проводили активную работу по консолидации заинтересованных ведомств и учреждений исполнительной власти.

Однако принятых мер оказалось недостаточно. Не было сформировано общественное сознание. Запоздалые реакции средств массовой информации и невключение механизмов ранней профилактики привели к тому, что население оказалось не готовым к противодействию массовому злоупотреблению наркотиками.

Следует отметить неоправданно гипертрофированный крен в сторону «гуманности» судебных решений и всей правоприменительной системы, что приводит к формированию чувства безнаказанности и вместо раскаяния формирует у лиц, совершивших преступления, поведение, направленное на сознательный уход от ответственности путем использования предоставленных законом прав («побуквенно»), в ущерб правам потерпевших, общественным интересам и правоотношениям, регулируемым государством.

На этом фоне принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались недостаточно эффективными.

Таким образом, распространение и употребление наркотиков в России, наркотизация населения становятся общенациональной проблемой, которая по своим долгосрочным последствиям относится к категории прямых угроз национальной безопасности.

Актуальность рассмотреных вопросов, связанных с организацией информационного обеспечения деятельности Федеральной службы по контролю за наркотиками подтверждается остротой состояния наркоситуации в России.

Масштабы и темпы распространения наркотиков среди населения, соответственно, масштабы и динамика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков таковы, что в ближайшие годы счет потребителям наркотиков может пойти на миллионы, если не будут приняты адекватные меры.

Между тем было бы неверным утверждать, что российское общество и государство оставались безучастными к растущей наркоугрозе. С середины 80-х годов прошлого столетия, с того самого момента, как проблемы борьбы с наркоманией и наркопреступностью стали признаваться актуальными, не проходило года, без принятия каких-либо мер законодательного, организационно-управленческого и иного характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты