Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

§ 2. Порядок государственной регистрации юридических лиц

Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядку государственной регистрации посвящена Глава III ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон).

Данная глава определяет сроки и место государственной регистрации, порядок представления документов при государственной регистрации, особенности регистрации отдельных видов юридических лиц, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Норма п. 1 ст. 8 устанавливает общий пятидневный срок для совершения регистрационных действий. Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц производится в течение пяти дней (п. 3 ст. 13 Закона), юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок (п. 4 ст. 15 Закона). К этому же сроку отсылает и ст. 18 Закона, предусматривающая порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре. Внесение в реестр записи о ликвидации юридического лица также производится в пятидневный срок (п. 5 ст. 22 Закона). Соответственно в пределах пятидневного срока регистрирующий орган при наличии предусмотренных законом оснований должен принять решение об отказе в государственной регистрации (п. 3 ст. 23 Закона).

Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган. Под словом "документы" в данном контексте следует понимать документы, необходимые для государственной регистрации, с учетом общих требований к порядку их представления и оформления, установленных ст. 9 Закона, и специальных требований для отдельных регистрационных действий. Такие специальные требования, установленные ст. 12, 14, 17, 21 Закона о регистрации, касаются в том числе состава документов, представляемых при регистрации. Таким образом, в случае представления в регистрирующий орган документов, не соответствующих требованиям закона об их оформлении и составе (представлены не все документы), начинается течение срока не для проведения регистрации, а для принятия решения об отказе в регистрации.

Юридическое лицо подлежит регистрации по месту нахождения своего исполнительного органа. В ряде случаев, предусмотренных законом, юридические лица не имеют исполнительных органов. К числу таких юридических лиц относятся полные товарищества и товарищества на вере. Эти юридические лица подлежат государственной регистрации по месту нахождения лица, имеющего право без доверенности действовать от их имени.

Место нахождения (адрес) исполнительного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица, указывается в заявлении о государственной регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ место нахождения юридического лица должно определяться в его учредительных документах. Следовательно, в случае обращения за государственной регистрацией в регистрирующий орган, к юрисдикции которого место нахождения (адрес) юридического лица не относится, в регистрации должно быть отказано. Закон не требует представления документов, подтверждающих, что исполнительный орган действительно находится по указанному адресу. Однако за недостоверность сведений, содержащихся в заявлении, заявитель и (или) юридическое лицо подлежит привлечению к ответственности.

Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в настоящее время определены Правительством РФ1. Согласно этим Требованиям заявления, уведомления и другие документы, используемые при государственной регистрации юридических лиц, представляются на бумажном носителе и, при возможности, в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц.

Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, Закон об информации определяет, что юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно - технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования1.

Заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо представляют собой машинописный текст. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке удостоверяется нотариально.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом.

Круг субъектов, уполномоченных представить для регистрации документы. К таковым Закон относит:

1) руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.

Состав и перечень органов юридического лица (высший и исполнительные органы), компетенция каждого из них, порядок их назначения или избрания определяются для различных видов юридических лиц с учетом их организационно - правовых форм Гражданским кодексом, а также законами об этих видах юридических лиц, иными правовыми актами и учредительными документами конкретного юридического лица.

Документом, подтверждающим избрание физического лица в качестве единоличного исполнительного органа, является протокол общего собрания учредителей (участников, членов, акционеров) либо решение учредителя в случае, когда юридическое лицо учреждается одним физическим лицом.

Единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (ст. 113 ГК РФ). В данном случае документом, подтверждающим назначение физического лица руководителем, будет являться соответствующее решение собственника, например, решение Комитета по управлению городским имуществом.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"1 установлено, что назначение руководителей федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе.

Таким образом, порядок избрания или назначения единоличного

исполнительного органа указан в законодательных актах, определяющих правовой статус юридического лица какой-либо конкретной организационно - правовой формы, и некоторых иных правовых актах.

2) учредителя (учредителей) юридического лица при его создании.

Под термином "учредитель" следует понимать физическое или юридическое лицо, принявшее решение об учреждении юридического лица.

Физическое лицо в соответствии со ст. 18 Гражданского кодекса может выступать в качестве учредителя с момента достижения совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Законом установлены два исключения из указанного правила: эмансипация и вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК).

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ст. 27 ГК РФ).

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе выступить в качестве учредителя (участника) хозяйственного общества только с письменного согласия своих законных представителей: родителей, усыновителей или попечителей (такой вывод следует из содержания ст. 26 ГК)1.

Юридические лица вправе выступать в качестве учредителей (участников) другого юридического лица с соблюдением порядка, установленного законодательством, законодательными актами о юридических лицах определенной организационно - правовой формы и учредительными документами, например, решение вопроса об участии акционерного общества

в других хозяйственных обществах. Если ранее решение данного вопроса однозначно находилось в компетенции совета директоров (наблюдательного совета), то в настоящее время Закон об акционерных обществах позволяет принять данное решение лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, если иное не предусмотрено уставом общества (подп. 18 п. 1 ст. 65 названного Закона). И наоборот, если ранее решения по вопросам об участии акционерного общества в объединениях коммерческих организаций (ассоциациях, союзах), финансово - промышленных группах и холдинговых компаниях принимало общее собрание акционеров, если иное не было предусмотрено уставом общества, то в настоящее время возможность передать данный вопрос на рассмотрение иному органу отсутствует.

Согласно ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. При отсутствии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) принятие решения об участии общества с ограниченной ответственностью в создании другого хозяйственного общества относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такой вывод следует из толкования ст. 33 Закона, определяющей исключительную компетенцию общего собрания участников. Дело в том, что данный Закон не предусматривает принятие решения об участии общества в другом обществе именно общим собранием участников. Логично, и это находит свое отражение в практике государственной регистрации, что подобное решение принимает исполнительный орган общества. Данное решение подлежит оформлению в форме распорядительного документа (приказа, распоряжения и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты