Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

-         обеспечение соблюдения Правил ведения Единого государственного реестра прав;

-         обучение и повышение квалификации работников в системе государственной регистрации прав;

-         контроль за реализации федеральной программы создания системы государственной регистрации прав в субъектах РФ.

Анализируя полномочия Министерства юстиции, можно прийти к выводу, что оно играет направляющую роль, координирует деятельность учреждений юстиции в субъектах РФ, следя за соблюдением последними всех правил и норм по ведению реестра недвижимости. Одним словом, Министерство юстиции разрабатывает и контролирует развитие системы регистрации недвижимости в России.

В компетенцию учреждения юстиции входит следующее:

-         проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

-         проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

-         государственная регистрация прав;

-         выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

-         выдача информации о зарегистрированных правах.

Из вышесказанного следует, что учреждения юстиции обладают очень широкими правами. Это следует из того, например, что проверка соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти предполагает предоставление подробной информации о сделке и сторонах этой сделки, а также подробный анализ законодательства по вопросам полномочий органа подготовившего документ. Все это говорит о наличии у учреждения юстиции в какой-то мере контролирующей функции, так как в случае недействительности представленных документов может быть дан отказ в регистрации тех или иных прав на недвижимость.

В целом можно давать, что полномочия учреждения юстиции, указанные в ст.9 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, практически отражают те действия, которые осуществляются ими после приема заявления на регистрацию.

Учреждение юстиции, в соответствии с законом, - это государственный орган, который является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и наименованием своего учреждения. Деятельность этого юридического лица направлена на регистрацию прав на недвижимость и ведение Единого реестра прав на недвижимое имущество, регулируется она только ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и

 сделок с ним”. Данный закон предусматривает наличие положения, которое утверждается Правительством РФ. Указанное положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998г. № 288[22], в соответствии с которым учреждение юстиции имеет право открывать в установленном порядке расчетные и иные счета в банках и иных кредитных организациях, открывать филиалы, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, то есть оно обладает правоспособностью, как любое юридическое лицо.

Как государственный орган, оно имеет определенную подчиненность. Например, создание филиалов возможно только по согласованию с органом государственной власти субъекта РФ.

Как видно из вышесказанного, учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимость является органом в огромной системе регистрации, создание которой требует большого времени и средств. Предусматривая это, законодатель закрепил в п.2 ст.33 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, что создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами РФ поэтапно с учетом их условий и завершается к 01 января 2000г.

В Удмуртской Республике после опубликования ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” также было издано Постановление Правительства УР от 26 января 1998г. № 54 “О мерах по реализации Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” на территории Удмуртской Республики”[23], в соответствии с которым на переходный период до создания на территории Удмуртской Республики учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним временно наделить полномочиями по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимость.

Во исполнение вышеуказанного постановления и в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” Правительством УР было издано Постановление от 02 ноября 1998г. № 1017 “О Регистрационной палате Удмуртской Республики по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”[24], в котором говорится о создании единого регистрационного округа на территории УР, а также филиалов во всех городах и районах УР. Деятельность Регистрационной палаты на территории Удмуртской Республики осуществляется с 08 февраля 1999г. В целях реализации возложенных на нее задач она осуществляет:

-         прием документов, необходимых для государственной регистрации прав;

-         проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

-         проверку наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-         правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав, в целях установлениях их соответствия законодательству Российской Федерации, Удмуртской Республики, а также проверку законности сделки;

-         установления отсутствия противоречий между заявленным правом и уже зарегистрированным правом на данный объект недвижимого имущества;

-         направление юридическим лицам, гражданам, государственным органам и организациям запросов с целью получения сведений и документов, необходимых для государственной регистрации прав;

-         внесение записей в Единый государственный реестр прав;

-         выдачу свидетельств о государственной регистрации прав;

-         совершение специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки;

-         выдачу в установленном порядке информации о зарегистрированных правах;

-         принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, предусмотренном п.3 ст.225 ГК РФ;

-         ведение делопроизводства при осуществлении государственной регистрации прав;

-         обеспечение бессрочного хранения Единого государственного реестра прав, в том числе дел правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, а также книг учета документов.


Глава III.
Порядок осуществления государственной регистрации.

§ 1. Прием документов и регистрация документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя,  стороны (сторон) договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. Надлежащим образом оформленная доверенность должна отвечать всем требованиям Гражданского кодекса.

Если правообладатель или сторона в договоре – несовершеннолетний в возрасте до 14 лет (малолетний), или гражданин, признанный недееспособным, от его имени выступают законные представители, причем предъявления доверенности для этого не требуется. Законные представители малолетних – это родители, усыновители или опекуны, а недееспособных – опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут обращаться с заявлением о регистрации самостоятельно, но при согласии на это их законных представителей. Это согласие должно быть выражено в письменной форме.

Как правило, обратиться с заявлением о регистрации прав на основании договора могут все участвующие в нем стороны. Но из текста ст.16 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” вытекает, что, если речь идет о договоре, не требующем нотариального удостоверения и не удостоверенном нотариусом, то государственная регистрация может быть проведена только по заявлениям всех сторон. Если же одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, то вторая может обратиться в суд, который вправе вынести решение о государственной регистрации, обязательное для учреждения юстиции по регистрации прав, при этом с уклоняющейся стороны могут быть взысканы убытки, вызванные задержкой регистрации, если это уклонение было необоснованным (ст.165 ГК РФ).

Если же права возникли на основании договора, не требующего нотариального удостоверения, но удостоверенного по желанию сторон, для проведения  государственной регистрации достаточно заявления одной из них (абз.4 п.1 ст.16 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”). В ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” не отражена ситуация, при которой обязательное нотариальное удостоверение договора предусмотрено законом. Поскольку закон связывает определение круга лиц, имеющих право на подачу заявления о государственной регистрации, с единственным условием – нотариальным удостоверением договора, следует прийти к выводу, что государственная регистрация может быть проведена по заявлению одной из сторон и тогда, когда нотариальное удостоверение договора обязательно в силу закона.[25]

В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты (в данном случае имеются  в виду индивидуальные (ненормативные) акты). Такие акты могут быть изданные только в случаях и в порядке, указанных в законе, и должны быть подписаны лицом, наделенным правом осуществлять соответствующие властные действия от имени органа.

К заявлению, согласно ч.2 ст.16, ст.17 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, должны быть приложены необходимые для регистрации документы, прежде всего те, которые являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно:

-         акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты