Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения[20].
В соответствии со ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Условия договора, которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, являются ничтожными.
По договору купли-продажи является квартира, а не общее имущество, лифт, лестница, лестничная площадка, мусоропровод. Возникает вопрос, почему не регистрируется право на это имущество? Мне кажется, что регистрироваться должно не только право на квартиру, но и на общее имущество в этом многоквартирном доме, так как собственник имеет право всем этим пользоваться.
Почему при продаже в многоквартирном доме нет права преимущественной покупки, а в малоквартирном у остальных сособственником имеется право преимущественной покупки. Ведь права и обязанности и у собственников многоквартирного дома и у собственников малоквартирного дома одинаковые по закону. В то же время действующее законодательство существенно изменяет права сособственников в зависимости от того, в каком доме они проживают – многоквартирном или малоквартирном. По нашему мнению, необходимо внесение изменений в действующее законодательство.
Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без соразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.
Отсутствие требования о государственной регистрации сделки в ГК ни в коей мере не ослабит созданные институтом государственной регистрации гарантии защиты права собственности и других вещных прав, поскольку в любом случае в соответствии со ст. 131 ГК государственная регистрация прав на недвижимое имущество останется обязательной. Она, несомненно, способна самостоятельно обеспечить эти гарантии. Так, на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество всегда представляются документы, являющиеся основанием для возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество, то есть, в том числе и договоры.
3. Регистрирующие органы
Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков[21].
Федеральная регистрационная служба находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Федеральная регистрационная служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также настоящим Положением.
Федеральная регистрационная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Федеральная регистрационная служба осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. В тоже время морские, речные, воздушные и космические суда регистрируются в ином порядке. Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.
Государственные речные судоходные инспекции бассейнов осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн[22].
Не подлежат в соответствии с ВВТК государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.
Суда смешанного (река - море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с выходом на морские пути, регистрируются в Государственном судовом реестре Российской Федерации капитанами речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитанами морских торговых портов.
Морские суда вносятся в Государственный судовой регистр в одном из морских или речных портов, а суда внутреннего водного транспорта - в судовые реестры бассейнов рек или судоходных инспекций (суда постоянно плавающие вблизи морских портов, расположенных на реках, и ниже этих портов подлежат внесению в судовые регистры этих портов). Однако впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на эти объекты (п. 1 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости).
Государственную регистрацию судов, не указанных выше, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.
Порядок регистрации воздушных судов определен ст. 32 ВК. Воздушные суда, предназначенные для выполнение полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:
- гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения,- в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельства о государственной регистрации или в государственной реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между РФ и государством регистрации;
- сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения – в порядке, установленным уполномоченным органом в области гражданской авиации;
- государственные воздушные суда – в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченными органами в области оборонной промышленности.
Космические объекты подлежат государственной регистрации, порядок которой должен определяться Правительством РФ. Наряду с этим в данной сфере действует Конвенция 14 января 1975 г. о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство[23].
Регистрация воздушных судов, морских судов, судов внутреннего водного транспорта и космических объектов уполномоченными на то органами не заменяет регистрацию прав на них как на недвижимость, в порядке, предусмотренном ст. 131 ГК.
В банковской сфере органом, осуществляющим государственную регистрацию, является Центральный банк РФ, в области средств массовой информации - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Государственная регистрационная палата при Минюсте России является регистрирующим органом в отношении предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от размера уставного капитала, а также предприятий, размер вклада иностранного инвестора в которые составляет сумму, превышающую 100 000 руб.
Закон о государственной регистрации юридических лиц требует изменения всей существующей системы регистрации юридических лиц. Сегодня нет ни единой системы регистрирующих органов, ни Единого государственного реестра, в котором содержались бы сведения обо всех юридических лицах на территории страны. Поэтому данный Закон содержит много отсылок к нормативным актам, которые должны быть изданы Правительством РФ.
Из выше изложенного можно задать вопрос такого плана. Следует ли передать всю регистрацию в единый орган, федеральной регистрационной службе? Мне кажется, этого делать не надо, так как произойдет существенное увеличение нагрузки на исполнительные органы государственной власти, это будет не удобно как для работников регистрационной службы, та и для граждан.
Заключение
Итак, несмотря на трудности, возникающие на практике по применению Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», связанные с недостаточной правовой регламентацией процедуры регистрации, противоречивостью нормативных актов в этой сфере, к несомненным плюсам системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимо отнести:
- изменение самого подхода к регистрации недвижимости - это уже не чисто техническая операция учета определенных сведений: документы, представляемые на государственную регистрацию, подлежат правовой экспертизе;
- введение единой процедуры государственной регистрации независимо от объекта регистрации и региона его нахождения;
- смена множественности регистраторов (БТИ, комитеты по управлению имуществом, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству) единым регистрирующим органом - учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, которое уже через несколько лет, обеспечит возможность, с одной стороны, получения каждым желающим информации о юридическом состоянии соответствующего объекта недвижимости, а с другой - контроля государством сферы обращения недвижимости и осуществления более полного учета базы налогообложения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9