Государственная служба и государственный служащий
1. Государственная служба и государственный служащий
Развитие государственности Республики Беларусь, реформирование хозяйственного механизма, сопровождавшееся формированием новых государственных структур, введением президентской вертикали, внесли определенные коррективы в количественный и качественный состав управленческих кадров, выдвинули новые задачи в области их подбора, расстановки, оценки, подготовки и переподготовки.
Эффективность функционирования государственной службы в значительной степени определяется правовым регулированием. В 1992 году Совет Министров Республики Беларусь принял постановления № 690 «Об утверждении программы кадрового обеспечения экономической реформы» и № 790 «Об утверждении концепции формирования кадров государственного управления Республики Беларусь и программ по ее реализации».
Реализация этих постановлений создала правовую основу системы функционирования высококвалифицированных кадров республики на базе разработки соответствующих отраслевых программ и концепции подготовки кадров государственного управления.
В 1991г. была создана Академия управления при Совете Министров Республики Беларусь, которая была определена как ведущий учебный, научно-методический центр в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров органов государственного, хозяйственного управления.
Академией управления были проведены соответствующие научные исследования и подготовлены предложения по составлению моделей непрерывного образования руководящих работников министерств и ведомств в зависимости от уровня и должности. В программу обучения включен курс «Управление персоналом», разработаны типовые учебные планы и программы подготовки руководящих кадров, подготовлены квалификационные характеристики экономиста-менеджера по специальности «Государственное управление», экономиста по специальности «Мировая экономика и международные экономические отношения», экономиста-менеджера по специальности «Экономика и управление на предприятии».
Министерство образования Республики Беларусь подготовило перечень дисциплин управленческого цикла для факультативного обучения, а также учебных пособий по общей теории управления, перспективный план издания литературы по управленческой деятельности.
При Министерстве образования Республики Беларусь был создан Межведомственный совет по проблемам повышения квалификации и переподготовке кадров, основной функцией которого явилось обеспечение координации деятельности органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений в области совершенствования переподготовки и повышения квалификации кадров. Во всех министерствах и ведомствах, областных, городских, районных исполкомах были подготовлены банки данных о руководителях.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь начала переподготовку руководящих кадров по специальностям «Государственное управление», «Организация и управление внешней экономической деятельностью», «Экономика и управление производством».
За 7 лет (с 1992 по 1997 гг.) было переподготовлено более 1900 человек по вышеуказанным специальностям. Повысили квалификацию в Академии управления руководящие кадры исполнительных и распорядительных органов государственного управления – свыше 26 тыс. человек.
Одним из аспектов формирования нормативно-правовой базы работы с кадрами является установление требований к профессионально-деловым и личностным качествам руководителей органов государственного управления.
В государственно-правовом обществе основной объем управленческих функций выполняется иерархически построенной и разветвленной системой государственных органов, имеющих юридически закрепленную компетенцию в форме набора полномочий и обязанностей. Роль и место отдельного органа управления в системе государственного управления, особенности объемов управления – все это обуславливает специфику содержания, а также и сложность деятельности руководящих кадров и, следовательно, формирует определенный комплекс требований к профессионально-деловым и личностным качествам руководителей этих органов.
Руководители органов государственного управления, реализуют организационно-распорядительную, нормотворческие, прогнозно-аналитические, контрольные, координационные функции, осуществляют также методическое руководство, оценку, стимулирование, подбор и расстановку кадров, подготовку управленческих решений (подготовку заключений по проектам документов, их согласование), проектов нормативных актов, организуют и проводят совещания, переговоры, устанавливают связи со средствами массовой информации; работают с заявлениями, предложениями, жалобами населения; ведут непосредственный контроль за реализацией законов государственной политики, планов, программ.
Этим определяются требования к профессиональным чертам личности руководителя государственного органа.
Требования к профессиональным чертам личности руководителя можно выразить через его способности и умения:
- в сфере управления;
- в отношениях с подчиненными;
- во взаимоотношениях с вышестоящими руководителями и коллегами.
Наиболее значимыми профессиональными чертами в сфере управления следует считать:
- способность ясного видения целей, способов их достижения;
- предвидение последствий принимаемых управленческих решений;
- способность принимать оптимальные решения при минимуме информации, переключаясь с одной проблемы на другую;
- способность к лидерству, умение определять главные направления, уметь убеждать и отстаивать свои идеи.
В отношениях с подчиненными, наиболее важными являются такие черты:
- способность создавать в коллективе благоприятный психологический климат, рационально организовывать работу коллектива;
- четко и ясно отдавать задания подчиненным;
- объективно оценивать работников;
- стимулировать профессиональный рост подчиненных;
- умение влиять на ценностные ориентации работников.
Во взаимоотношениях с вышестоящими руководителями и коллегами:
- самокритичность и правильное отношение к критике;
- способность
реалистически оценивать профессиональные
качества коллег, давать объективную оценку чужому мнению;
- способность к групповому взаимодействию;
- поддержание своего авторитета как руководителя.
Характеризуя личностные качества работника, выделяют следующие квалификационные группы.
1. Морально-психологические качества личности, в том числе: нравственные качества, волевая сфера личности, эмоциональные свойства личности, мотивационная сфера личности, выражение особенности поведения.
2. Интеллектуальную сферу личности, характеризующуюся управлением концептуального видения, степенью развития стратегического, аналитического мышления, способностью к обучению и решению проблем.
3. Культурологические черты личности, которые проявляются в культуре речи и общения, умении держаться, степени контактности, образе жизни.
Перечень наиболее предпочтительных черт личности находит отражение в таких регламентирующих документах, как модель государственного служащего, его квалификационная характеристика, паспорт должности государственного служащего.
Отсутствие четких описаний содержания, сложности выполняемых управленческих функций государственными служащими, учитывающими как специфику объектов управления, так и существо процессов перестройки экономического механизма, правовых отношений, затрудняет организацию подготовки и переподготовки кадров, их аттестацию и работу с резервом. Поэтому особую актуальность приобретает разработка паспорта должности государственного служащего.
Паспорт должности государственного служащего – это форма комплексной регламентации содержания управленческой деятельности, основанная на рациональном разделении и специализации в решении управленческих задач, прав, ответственности, стимулирования и квалификационных требований к лицу, замещающему конкретную управленческую должность в системе органов управления.
Признаком государственной должности является ее принадлежность к государственному органу, а объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа. Должность требует четкого определения ее места и знания в структуре деятельности коллектива любого органа по реализации его компетенции.
В ряде зарубежных стран квалификационные характеристики государственных служащих рассматриваются как базис «идеальных» моделей, охватывающих различные категории чиновников. Это позволяет создать систему отбора и обучения, ориентированную на развитие у государственных служащих нужных знаний деловых качеств, проводить в дальнейшем оценку персонала.
В отечественной практике в последнее время начинает использоваться такая форма комплексной регламентации, как паспорта должностей руководителей и специалистов, но она еще не получила должного распространения. Макет паспорта приведен ниже.
В паспорте должности государственного служащего выделяются следующие разделы:
- общие положения;
- статус должности;
квалификационные требования к лицу, замещающему должность;
- требования к личностным характеристикам;
- система оплаты, стимулирования и оценки труда государственного служащего;
- перечень должностных лиц, согласующих и утверждающих паспорт должности.
В разделе «Общие положения» раскрывается полное наименование должности, регламентируемый порядок замещения должности, подчиненность и подотчетность должностного лица, сроки и условия пребывания в должности.
Порядок замещения должностей государственных служащих определен Законом Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» и соответствующими постановлениями и указами президента Республики Беларусь по вопросу работы с кадрами.
Подчиненность и подотчетность замещающего конкретную должность отмечаются как административная связь должности с вышестоящим должностным лицом или органом государственного уровня.
Условия и сроки пребывания в должности определяются соответствующими нормативными документами (контрактом, положением об аттестации государственных служащих и т.п.).
Представляется необходимым отразить и нормативный порядок освобождения лица от исполнения данной государственной должности (истечение срока назначения, объявление публичного конкурса, прекращение испытательного срока, в судебном порядке), и обязательность повышения квалификации.
Законом Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» определены общие правила поведения и действий государственных служащих, обеспечивающих исполнение полномочий государственного органа.
Статус должности – один из основных разделов паспорта. В нем определяются цели и задачи конкретной должности в органе государственного управления, перечень выполняемых функций, а также и перечень должностных обязанностей, направленных на достижение целей, стоящих перед органом управления.
Состав основных обязанностей государственного служащего, установленный Законом Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате», связан с соблюдением и исполнением действующих законов и нормативных актов, подготовкой и принятием управленческих решений. Детализация обязанностей по конкретной должности связана с реализацией целей и задач, стоящих перед органом государственного управления.
Реализация закрепленных за конкретной должностью функциональных обязанностей требует соответствующего правового обеспечения. Объем установленных прав призван создать надлежащие условия для решения управленческих задач. Представляется целесообразным выделить права в отношении должностных лиц структурного подразделения, за которым закреплена данная должность, а также в отношении других структурных подразделений органов управления.
Страницы: 1, 2