Государственная служба и административное право

Управление транспортно-дорожным комплексом.

1) Общее руководство: Правительство РФ (Департамент транспорта и связи).

2) Непосредственное управление: Министерство путей сообщения (железнодорожный транспорт); Министерство транспорта. В его составе: департаменты воздушного, морского, речного, автомобильного транспорта, дорожный, развития транспортной системы; Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управления воздушным движением и другие; Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте.

3) Надзор: Государственная автомобильная инспекция МВД РФ, надзорные органы на транспорте и др.

Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.

1) Общее руководство: Правительство РФ (Департамент инвестиций и строительства).

2) Непосредственное управление: Госкомитет по жилищной и строительной политике; Федеральная служба специального строительства.

3) Надзор: Государственная жилищная инспекция при Госкомитете.

Управление финансами и кредитом.

1) Общее руководство: Правительство РФ (Департамент финансов, бюджета и денежного обращения).

2) Непосредственное управление: Министерство финансов. В его составе: Федеральное казначейство; Центральный Банк, Внешэкономбанк, Федеральная инспекция по налогам и сборам.

3) Финансовый контроль: те же органы.

Элементом управления внешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая таможенные органы и таможенное законодательство.

Управление торговлей.

1) Общее руководство; Правительство РФ (Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка).

2) Непосредственное руководство: Министерство внешних экономических связей и торговли.

3) Надзор: Государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при МВЭС и Минторговли.

Таможенные органы.

В Российской Федерации в систему таможенных органов входят:

1. Государственный таможенный комитет (ГТК) – центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом.

2. Региональные таможенные управления, осуществляющие руководство таможнями, расположенными на территории определенного региона Российской Федерации (их всего 17).

3. Местные таможенные органы:

таможни (154),

таможенные посты (510).

Государственное управление внешнеэкономической деятельностью охватывает меры контрольно-регулирующего финансового и стимулирующего характера. В основе таможенно-тарифного метода лежит механизм применения таможенной пошлины.

Особым видом государственного управления экономической сферой является управление государственным сектором экономики. Специфика государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского права состоит в том, их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право.

Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. В настоящее время принят Федеральный Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 30.10.02.

Правовые основы руководства государственным унитарным предприятием рассматриваются в ст. 21 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Вместе с тем система органов управления государственным предприятием не может базироваться только на одном хотя и очень важном звене управления руководителя. Здесь следует выделить и, роль общего собрания работников госпредприятия и, как показывает практика, значение и место в системе управления предприятием совещательного органа – Совета госпредприятия, от которых не в меньшей степени зависит выполнение стратегических и национальных интересов государства. Правовое положение этих органов управления не урегулировано федеральным законодательством. По мнению законоведов требуется разработка стройной системы правового регулирования процесса управления государственными унитарными предприятиями[5]. При этом необходимо ориентироваться на перспективное развитие экономики России, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника.


3. Задача

Ознакомьтесь со ст. 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Определите элементы состава административного правонарушения, перечень должностных лиц, уполномоченных возбудить дело по данному правонарушению. Какие органы (должностные лица) уполномочены рассмотреть это дело? Какое административное наказание должно быть применено к правонарушителю?

Приведем текст ст. 14.23 КоАП:

«Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом.

1. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом –

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия –

влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда».

Для определения состава данного административного правонарушения рассмотрим, соответствует ли оно определению административного правонарушения.

Определение административного правонарушения дается в ст. 2.1 КоАП. Согласно этой статьи «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

В данном случае согласно диспозиции этой статьи физическим лицом совершается действие по управление юридическим лицом (ч. 1) либо по заключению контракта на управление юридическим лицом (ч. 2). Данное действие – виновно, поскольку лицо, управляющее юридическим лицом, не имеет на это право по причине дисквалификации. Дисквалификация является одним из видов административных наказаний (ст. 3.2 КоАП). Вопросы дисквалификации регулируются ст. 3.11 КоАП. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. И, наконец, за это деяние рассматриваемой статьей КоАП установлена административная ответственность.

Все вышеизложенное является элементами состава данного административного правонарушения.

Возбуждение дела об административном правонарушении производится на основании статьи 28.1 КоАП. Согласно этой статьи, поводом для возбуждения дела по данному административному правонарушению является:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

Дело считается возбужденным с момента составления протокола. Статья 28.3 гласит, что протоколы по данному административному правонарушению уполномочены составлять должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления. Следовательно данные должностные лица уполномочены возбудить дело по данному правонарушению. Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП дела об административные правонарушениях, совершенных по ст. 14.23 рассматривают судьи.

Административные наказания по данному правонарушению предусмотрены самой статьей 14.23. Ч. 1 этой статьи устанавливает наложение административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Ч. 2 той же статьи варьирует размеры штрафа, наложенного на юридическое лицо, в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Точный размер штрафа устанавливается судом в зависимости от обстоятельств дела.


Список использованных источников

1.           Конституция РФ.

2.           Кодекс РФ об административных правонарушениях.

3.           Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право РФ. М.: Зерцало 2005.

4.           Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (Практика России) // Государство и право. 2004. № 1.

5.           Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. №1.

6.           Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права, 2004. № 9.

7.           Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М, 2005.

8.           Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики//Журнал российского права. 2005. № 4.


[1] Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право РФ. М.: Зерцало 2005. С. 386.

[2] Там же. С. 389.

[3] Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практике.// Журнал российского права. 2005. №4.

[4] Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М, 2005. С. 78.

[5] Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М, 2005. С. 84.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты