Государственная служба в контексте политической модернизации

Пенсионное обеспечение за выслугу лет гарантировано только военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г.19 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"20 .

Федеральным государственным служащим указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. (в ред. указа Президента РФ от 13 декабря 2000 г.) "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы"21 была введена доплата к пенсии, назначение которой по сравнению с назначением пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. ограничено следующим.

1. Ежемесячная доплата устанавливается исключительно к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в РФ" независимо от наличия необходимого для назначения доплаты стажа государственной службы;

2. Государственный служащий имеет право на доплату, если увольнение было произведено по основаниям, указанным в данном указе, а именно: -ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также сокращение штата федеральных государственных служащих в органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (далее именуются - государственные органы);

-увольнение с должностей, учреждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

-достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной службы;

-обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;

-увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

-Иные основания увольнения, пускай даже уважительные, лишают служащего права на доплату.

3. При увольнении лица с федеральной государственной службы, кроме увольнения в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штатов государственных служащих, право на ежемесячную доплату к государственной пенсии приобретается, если такое лицо замещало должность федеральной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Указом также ограничен размер месячного денежного содержания федерального государственного служащего, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии. Он не должен превышать 1,8 должностного оклада или 0,8 месячного денежного вознаграждения (содержания) по замещавшимся должностям федеральной государственной службы. Таких ограничений в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов не предусмотрено Законом РФ от 12 февраля 1993 г.

Индексация размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии осуществляется при увеличении в централизованном порядке месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) по соответствующей государственной должности Российской Федерации и должности федеральной службы и при включении необходимых средств в федеральный бюджет на соответствующий год, т.е., если по каким-либо причинам денежные средства на указанную цель не включены в федеральный бюджет, то бывший государственный служащий лишается права на индексацию (доплату), в том числе и в связи с повышением стоимости жизни. Такого требования Закон РФ от 12 февраля 1993 г. также не содержит, а устанавливает только основания для пересмотра размеров пенсий, к которым, в частности, относится увеличение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе.

Минимальная сумма пенсии с доплатой составляет 45 процентов среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения) федерального государственного служащего, что не соответствует размерам, содержащимся в пенсионном законодательстве (55% ст.16 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", 50% ст.14 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.).

Субъекты РФ пошли по такому же пути установление доплат к пенсиям, назначенным в соответствии с действующим пенсионным законодательством22 , нередко копируя положения упомянутого указа.

Обязательное государственное социальное страхование государственного служащего на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы также не может считаться гарантией: оно распространяется на государственных служащих без каких либо особенностей, так же как и на обычных граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальные льготы и гарантии, установленные Федеральным законом "Об основах государственной службы в РФ", совершенно не исполняются в отношении гражданских государственных служащих, многие из них носят, фактически, декларативный характер, не могут быть реализованы без принятия дополнительных нормативных правовых актов. Реализация некоторых гарантий в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов ставит в неравное положение федеральных служащих. Очевидны и проблемы с регулированием прав государственных служащих. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации. Права государственных служащих субъектов России регулируются нормативными правовыми актами субъектов, что часто приводит к тому, что перечень и уровень социальных гарантий и льгот государственным служащим существенно отличаются в разных субъектах РФ, а в некоторых вообще не устанавливаются. Представляется, что минимальный перечень и уровень гарантий и льгот государственным служащим, который должен компенсировать налагаемые на них в связи с прохождением государственной службы ограничения, должен содержаться в федеральном законе и действовать во всех субъектах России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.

Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственной управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.

Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстаёт от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.

Сказанное в полной мере относится и к государственной службе в органах юстиции. Тем более, что служащие органов и учреждений Министерства юстиции РФ как никто другой занимаются именно управленческими функциями, то есть представляют и осуществляют исполнительную власть государства, облекают эту власть в правовую "оболочку", постоянно совершенствуют эту правовую основу. С другой стороны, органы и учреждения юстиции обеспечивают деятельность государственных органов, осуществляющих другие ветви государственной власти (например, судебной). Все это говорит о том, что для государственной службы в этих органах и учреждениях и для их нормальной работы нужна действительно прочная правовая основа.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.)

2. Федеральный закон от 18 февраля 1999 г. N 35-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)

4. Постановление Московской городской Думы от 19 марта 2003 г. N 92 "О законодательной инициативе Московской городской Думы "О внесении поправок к проекту Федерального закона N 265808-3 "О системе государственной службы Российской Федерации"

5. Указ Президента РФ от 12 октября 2004 г. N 1308 "О присвоении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим Счетной палаты Российской Федерации"

6. Указ Президента РФ от 4 октября 2004 г. N 1269 "О присвоении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим Администрации Президента Российской Федерации"

7. Указ Президента РФ от 30 сентября 2004 г. N 1256 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в центральном аппарате Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"

8. Указ Президента РФ от 30 сентября 2004 г. N 1261 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в центральных аппаратах федеральных министерств и федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, в центральных аппаратах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам" (Выписка)

9. Указ Президента РФ от 29 сентября 2004 г. N 1255 "О присвоении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

10. Указ Президента РФ от 25 сентября 2004 г. N 1234 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Администрации Президента Российской Федерации"

11. Указ Президента РФ от 26 августа 2004 г. N 1120 "О присвоении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим"

12. Указ Президента РФ от 20 августа 2004 г. N 1090 "О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации"

13. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 866 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 сентября 2004 г.)

14. Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 727 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы"

15. Указ Президента РФ от 27 апреля 2004 г. N 563 "О присвоении классных чинов федеральным государственным служащим аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации"

16. Указ Президента РФ от 20 апреля 2004 г. N 555 "О присвоении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

17. "Профессионализм - условие непременное". интервью с А.Я. Пеньковсковской, заместителем руководителя Государственной инспекции труда в г. Москве по правовым вопросам. "Московский бухгалтер", N 10, октябрь 2004 г.

18. "Человек на своем месте". интервью с Н. Отрубянниковым, советником налоговой службы Российской Федерации I ранга. "Московский бухгалтер", N 7, июль 2004 г.

19. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству. В.Г. Вишняков, "Журнал российского права", N 10, октябрь 2003 г.

20. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы. А.В. Куракин, "Журнал российского права", N 7, июль 2003 г.

21. Актуальные аспекты практики судов общей юрисдикции. "эж-ЮРИСТ", N 32, август 2004 г.

22. Аттестация как одна из форм определения квалификации работников. Н.В. Закалюжная, "Законодательство и экономика", N 4, апрель 2004 г.

23. Бондаренко М. Правовое регулирование труда муниципальных служащих. М.: Издательство Института муниципального управления, 2002.

24. Васютин Ю. С. Подготовка и переподготовка государственных и муниципальных служащих: опыт, проблемы, противоречия // Образование и общество. 5, 2000.

25. Государственная служба. Сборник нормативных документов М.: Дело, 2001.

26. Должностное лицо местного самоуправления: вопросы теории и практики. С.Г. Соловьев, "Журнал российского права", N 8, август 2004 г.

27. Егоров В. Проблемы подготовки кадров государственной службы // Проблемы теории и практики управления. 3, 2002.

28. Законодательное регулирование статуса работников аппаратов судов. А. Хориноев, "Российская юстиция", N 6, июнь 2003 г.

29. Захаров В. Формирование управленческого потенциала органов власти // Образование и общество. 1, 2001.

30. Исполнительная власть в структуре современного административно-правового регулирования: проблемы и основные направления разрешения. Ю.Н. Старилов, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003

31. Исполнительный орган государственной власти. понятие, правовой статус. Д.Н. Бахрах, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003

32. К вопросу о порядке назначения руководителей органов МВД в Российской Федерации. С.И. Балабкин, "Журнал российского права", N 10, октябрь 2003 г.

33. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы. А.В. Кудашкин, "Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2003 г.

34. Комментарий к Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. А. Кузнецов, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 2, февраль 2003 г.

35. Комментарий к Федеральному закону от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления". С.В. Разгулин, "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 8, август 2004 г.

36. Латфуллин Г. Р. Кадровое обеспечение как ключевой фактор реализации реформы местного самоуправления в России. Материалы конференции "Управление 99", - М., 1999.

37. Министерская система управления в истории и современной России. А.Ф. Ноздрачев, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003

38. Наумов С.Ю., Масленникова Е.В. Совершенствование системы профессионального образования государственных и муниципальных служащих // Власть. 2002. N6.

39. О государственной службе и отдельных статусных льготах ее субъектов: сравнительно-правовые характеристики. Н.И. Рудичева, "Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2004 г.

40. О должностных лицах и представителях власти как субъектах административной юрисдикции. А.Ю. Якимов, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003

41. О законодательной дефиниции государственной службы. Б.В. Россинский, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003

42. О некоторых вопросах правового регулирования обеспечения дополнительными денежными выплатами военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. А.В. Михайлов, "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.

43. О некоторых правовых проблемах оценки размера компенсации морального вреда, причиненного военнослужащим по уголовным и гражданским делам. К.В. Фатеев, "Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2003 г.

44. О статусе и полномочиях межрегиональных налоговых инспекций. С.Г. Пепеляев, "Налоговый вестник", N 6, июнь 2004 г.

45. О трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Е.Н. Голенко, "Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2004 г.

46. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты. А.Ф. Нуртдинова, "Журнал российского права", N 7, июль 2003 г.

47. Организация работы помощника судьи в арбитражном суде кассационной инстанции. Е.Ю. Демидова, О.В. Лесива, "Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 1/2004, ноябрь-декабрь 2003 г.

48. Особенности парламентского контроля за деятельностью правительства в странах Западной Европы. А.Н. Тулаев, "Журнал российского права", N 1, январь 2004 г.

49. Ответственность за взяточничество. В.А. Бабанин, Б.К. Сбоев, "Законодательство и экономика", N 3, март 2004 г.

50. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства. С.Г. Колбая, "Журнал российского права", N 4, апрель 2004 г.

51. Полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий. И.С. Андреечев, "Гражданин и право", N 6, ноябрь-декабрь 2003 г.

52. Порядок оспаривания решений органов власти и должностных лиц. В. Уваров, "Российская юстиция", N 10, октябрь 2003 г.

53. Право на труд в зеркале национальных реформ. В.В. Архипов, "Адвокат", N 5, май 2004 г.

54. Правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих: современное состояние и перспективы развития. А.С. Сливков, "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.

55. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы. С.А. Иванов, Т.В. Иванкина, А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов, "эж-ЮРИСТ", N 6, февраль 2004 г.

56. Правовой нигилизм и экономика России: современное состояние. В.Г. Сафонов, "Законодательство и экономика", N 5, май 2004 г.

57. Правовой статус гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В.И. Ковалев, "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.

58. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма. С.И. Мельников, "Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2003 г.

59. Преодолевать коррупциогенность законодательства. Ю. Тихомиров, "Право и экономика", N 5, май 2004 г.

60. Проблемы совершенствования системы исполнительной власти в Российской Федерации. Н.Ю. Хаманева, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003

61. Проблемы становления единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и роль института полномочных представителей Президента в федеральных округах. В.Н. Медведев, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003

62. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы. В.П. Иванов, "Журнал российского права", N 5, май 2003 г.

63. Совершенствовать управление деятельностью службы судебных приставов. А. Мельников, "Российская юстиция", N 9, сентябрь 2002 г.

64. Социальное обеспечение гражданского персонала воинских частей. военных организаций. В.И. Ковалев, "Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2003 г.

65. Становление административной юстиции в Российской Федерации и Литовской Республике. Т.С. Волчецкая, В.Н. Хорьков, Н.А. Фоченкова, "Журнал российского права", N 8, август 2003 г.

66. Судебная власть как система органов государственной власти. Г.Т. Ермошин, "Законодательство и экономика", N 4, апрель 2004 г.

67. Фабричный С. Ю., Жуковский А. И. Муниципальная служба в контексте развития местного самоуправления // Управленческое консультирование, 2, 2001.

68. Фадеева И. М. В госслужащие готовься смолоду // Образование и общество. 2, 2002.

69. Федеральное Собрание в 2003 году: вклад законодателей в развитие российского федерализма и местного самоуправления. Т.Я. Хабриева, В.А. Сивицкий, "Журнал российского права", N 12, декабрь 2003 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты