Государственная социальная политика по вопросам пенсионного обслуживания населения
Введение
1. Государственная социальная политика в области пенсионного обеспечения
2. Организация информирования населения по вопросам пенсионного обеспечения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Политическая жизнь современной России все более концентрируется вокруг проблематики, связанной с социальной политикой, направленной на реализацию той модели общественно-политического устройства, которая называется социальным государством. В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. В решении проблемы перехода к современному социальному государству основная роль принадлежит социальной политике, включающей решение различных задач, основанных на реализации принципа социальной справедливости. Государственная социальная политика охватывает широкий круг мер по разработке, совершенствованию и осуществлению гарантий в следующих областях: пенсионное обеспечение; поддержка лиц, чей доход достигает черты бедности; охрана материнства и детства; соблюдение установленных норм трудовых отношений; расширение доступности образовательных, медицинских, информационных услуг. Среди этих задач важное место занимает пенсионное обеспечение. Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны и каждого гражданина в отдельности. Современное состояние экономической и социальной сфер свидетельствует о том, что социальная защищенность отдельных групп населения Российской Федерации оставляет желать лучшего. Низкий уровень социального обеспечение пенсионеров вызывает много нареканий, воспринимается как нарушение принципа социальной справедливости и не способствует достижению прочного социального мира.
Таким образом, формирование системы пенсионного обеспечения, адекватной новым отношениям собственности, распределения, производства и потребления, представляется весьма значимым с точки зрения поддержания достойного существования нетрудоспособных граждан России.
Актуальность выбранной темы очевидна.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 16 страниц.
1. Государственная социальная политика в области пенсионного обеспечения
Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость.
Пенсионное обеспечение – это вид социальной защиты, особенностями которого является регулярное предоставление со стороны общества и государства материальных средств из пенсионных фондов или бюджета в целях обеспечения жизнедеятельности граждан, ставших инвалидами, или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, граждан, достигших пенсионного возраста, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца.
Определяющая роль в управлении пенсионным обеспечением в нашей стране принадлежит государству, которое обязано организовать и обеспечить финансирование соответствующей общегосударственной системы социального обеспечения, гарантировать ее бесперебойное функционирование, содействовать активизации негосударственных пенсионных организаций, что является глобальным направлением в государственной социальной политике.
В социальном плане особенностью пенсионного обеспечения является адресность, что предполагает его ориентацию не только на отдельные категории граждан, но, главным образом, на конкретного человека с целью сохранения такого уровня его жизни, который позволял бы ему вести достойную жизнь и свободно развиваться.
Объектом пенсионного обеспечения являются социальные группы, в состав которых входят лица, которые:
- эффективно работали и благополучно дожили до пенсионного возраста;
- потерявшие трудоспособность в процессе выполнения трудовых и общественных обязанностей и инвалиды с детства;
- не работавшие в трудоспособном возрасте, но дожившие до нетрудоспособного возраста, начиная с которого лицо обеспечивается за счет средств общества и государства.
Субъектами социального управления пенсионным обеспечением являются:
- государство в лице своих органов, распределяющих финансовые средства, идущие на удовлетворение нужд нетрудоспособных;
- различные негосударственные пенсионные и общественные организации.
Вплоть до окончания 2001 года пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), то есть финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип указанной системы пенсионирования прост и понятен: собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу. Однако при снижении отношения численности работающего населения к численности пенсионеров нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными значениями налоговой нагрузки и пенсионного возраста. Для этого приходится либо увеличивать налоги, либо повышать пенсионный возраст, либо, что представляется наиболее целесообразным, реформировать такую систему. Она характеризовалась наличием многочисленных льгот и привилегий, вводимых спонтанно, без учета потребностей отдельных категорий работников в отношении возраста выхода на пенсию и ее выплаты, введением всевозможных надбавок и повышений, установлением льготного порядка исчисления стажа, включением в стаж, наряду с основной работой, других видов деятельности и т.п. Данные обстоятельства превратились в один из существенных факторов, приводящих к низкому уровню пенсий и недовольству значительной части пенсионеров.[1]
В процессе реформирования на смену обезличенной системе пенсионного обеспечения пришла разветвленная, персонифицированная и многоуровневая система пенсионирования населения. Новая система пенсионного обеспечения призвана в большей степени учитывать изменяющееся социально-экономическое поведение работников. Коренным образом меняется отношение застрахованных лиц к формированию своей будущей пенсии. Раньше роль будущего пенсионера была пассивной, о пенсионном обеспечении граждан заботилось государство исходя из своих финансовых возможностей, и пенсионер не мог повлиять на размер будущей пенсии. Начавшаяся в 2002 году пенсионная реформа направлена на то, чтобы застрахованные лица могли сами влиять на размер будущей пенсии.
Важным фактором, определяющим пути совершенствования пенсионного обеспечения населения является реализация положений Пенсионной реформы, ключевыми из которых являются:
- отделение бюджета пенсионной системы от федерального бюджета;
- предоставление широких полномочий органам, обеспечивающим пенсионное обслуживание населения на местах;
- введение пенсионного страхования и персонифицированного учета работающего населения;
- создание негосударственных пенсионных фондов.
Суть пенсионной системы заключается в переходе на страховые принципы: и право на трудовую пенсию, размер которой теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека.
Таким образом, действующая пенсионная система основана на механизмах и технологиях реального страхования, что позволяет:
- установить зависимость размера пенсии от трудового вклада на протяжении всей жизни;
- увеличить уровень дифференциации пенсий в зависимости от получаемой заработной платы;
- создать благоприятные предпосылки для изменений на рынке труда и в сфере заработной платы.
Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается в законе труд и его результаты.
Нормами ч.1 ст.39 Конституции РФ закреплено гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях. Реализация указанного права на трудовую пенсию осуществляется посредством применения норм ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца) и наличии страхового стажа.[2]
Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников, самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.
Пенсионное обеспечение в РФ осуществляется государственными органами социальной защиты населения.
Правила обращения за пенсией, её назначения и организация выплаты, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Обращаться за пенсией можно в любое время после возникновения права на неё. Это правило относится ко всем видам пенсии.
В Законе все пенсии подразделяются на две группы - трудовые пенсии и социальные пенсии.
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.
Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Это пенсия для всех.
Помимо перечисленных необходимых условий установления трудовых пенсий Закон определяет механизм исчисления пенсии, условия выплаты. Целью данного Закона является обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста благосостояния трудящихся.
Право на трудовую пенсию имеют только «застрахованные лица», т.е. лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также члены их семей в случае потери кормильца. Перечень таких лиц дается в ст.7 ФЗ от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».[3]
Страницы: 1, 2