Государственная статистическая отчётность правоохранительных органов и статистическая отчётность судов

Государственная статистическая отчётность правоохранительных органов и статистическая отчётность судов











Контрольная работа

по дисциплине «Судебная статистика»

на тему

«Государственная статистическая отчётность правоохранительных органов и статистическая отчётность судов»

Оглавление


Введение

Глава 1. Единый учет преступлений

1.1 Учет преступлений

1.2 Учет лиц, совершивших преступления

1.3 Учет уголовных дел

Глава 2. Официальная статистическая отчетность правоохранительных органов

2.1 В органах внутренних дел

2.2 Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов

Глава 3. Учет административных правонарушений

3.1 История вопроса

3.2 Современное состояние учета

Глава 4. Учет и отчетность судов и органов юстиции

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Уголовный кодекс со времени своего возникновения в нашей стране (царская Россия, советская Россия, Российская Федерация) очень часто менялся по содержанию своей программы, единицами наблюдения и измерения. В дореволюционной России основными единицами измерения считались судопроисшествие, уголовное дело, рассмотренное в суде, осужденный. В начале советского периода такой подход к уголовному учету в основе своей сохранился. Наряду с этим возник учет в милиции, уголовном розыске, следственно-прокурорских и других правоохранительных органах, который в каждом из этих учреждений был специфичным, так как отражал собственную оперативную работу.[1]

Среди различных статистических форм учет осужденных ближе всего стоял к учету преступлений. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г. В последующие годы содержание этих листков непрерывно изменялось. Они заполнялись в низовых судах и направлялись непосредственно в ЦСУ. В НКЮ суды представляли только справки о судимости и ведомости и судебной политике. Учет осужденных был неполным. Листки на них не всегда заполнялись, они терялись при пересылке и не отражали не только фактически совершенных деяний, но и преступлений, рассмотренных в судах.


Глава 1. Единый учет преступлений


Наличие в статистическом учете разных интересов правоохранительных ведомств, его неполнота и искаженность уже в 30-е гг. подвигали к организации единого учета преступлений. По указанию НК РКИ СССР Центральное статистическое управление в начале 30-х гг. предприняло опытное проведение единого карточного учета преступлений в Москве, Ленинградской области и в Крыму. Его общие принципы были изложены в специальной инструкции. Карточки заполнялись на оконченное расследованием уголовное дело и на уголовное дело, поступившее без предварительного расследования. Наряду с другими вопросами в них отражалось место, время, характер и другие признаки совершенного преступления. Однако распространить этот опыт на всю систему уголовной юстиции не удалось, хотя для этого и были научно-практические, и организационные предпосылки.[2]

В середине 50-х гг. появились первые более или менее системные попытки регистрации не только уголовных дел и осужденных, но и преступлений. Их учет официально утвердился в 1961 г. после вступления в силу нового уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В 1965 г. была принята первая инструкция о едином учете преступлений.[3]После этого она многократно и нередко конъюнктурно дополнялась и изменялась. В 1985 г. Генеральным прокурором СССР было утверждено ее второе, а в 1994 г. – третье издание, утвержденное Генеральным прокурором РФ. Принятие нового УК РФ в 1996 г. и его последующие изменения и дополнения, особенно серьезные и множественные (257) поправки 2003 г., принятие нового УПК РФ в 2001 г. и его существенное изменение и дополнение в 2002-2003 гг., а также изменения и дополнения в эти годы иного законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью, требовали соответствующей корректировки и в учете преступлений. Однако основная суть единого учета преступлений, действующего более 40 лет, оставалась практически неизменной.

С начала 2000-х гг. МВД и правоохранительными органами в целом предпринимались многочисленные попытки объектировать уголовный статистический учет, поскольку он практически никогда не отражал криминальные реалии в полном объеме, был выборочным и искаженным. По уровню учтенной преступности и ее раскрываемости осуществлялась основная оценка деятельности правоохранительных органов, что толкало правоохранительные органы к злоупотреблениям должностными полномочиями путем уклонения от регистрации преступлений, особенно труднораскрываемых. Это давало возможность существенно занижать уровень учтенной преступности и повышать другой показатель – раскрываемость деяний. Наблюдались и иные злоупотребления, направленные на улучшение показателей борьбы с преступностью.

В 2005 г. было принято новое Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, которое было утверждено приказами Генеральной прокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Министерства экономического развития и торговли и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России. На основании этого Положения была разработана новая инструкция «О едином учете преступлений». Все это вносило множество новаций.

Предпринятые меры имели определенные последствия. В 2005 г. учтенная преступность увеличилась на 22,8 %. Уровень отдельных видов деяний вырос на 40 % и более. Аналогичный рост учтенной преступности наблюдался и в 2006 г. Однако это существенно не повлияло на объективность учета. Уголовная статистика так и осталась основным инструментом управления органов внутренних дел, что по-прежнему вынуждает их в целях выживания предпринимать меры к улучшению статистических показателей в личных интересах, но в ущерб качественным результатам правоохранительной деятельности. Тем не менее статистический учет преступлений является важным индикатором криминальности в обществе, но задача его объективизации и переход на качественные оценки деятельности правоохранительных органов не потерял своей актуальности.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считаются учтенными, когда сведения о них внесены в карточки первичного учета, зарегистрированы в журнале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.


1.1 Учет преступлений


Ведется путем заполнения прокурором, следователем или дознавателем карточки на выявленное преступление. Она заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором, или вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применением к нему мер общественного воздействия, а также в случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не учтенное.

Учет преступлений имеет много особенностей. Деяние учитывается как одно преступление, если совершено несколькими лицами в соучастии или организованной группой, если состоит из нескольких преступных действий, если состоит из одного действия, но вред причинен многим потерпевшим, если одним действием совершены два преступления. Эти и другие особенности отражаются на уровне учтенной преступности.

Зарегистрированное преступление подлежит снятию с учета, если уголовное дело о нем прекращено по реабилитирующим основаниям либо по нему вынесен оправдательный приговор. Коррекция сведений о выявленных преступлениях осуществляется по данным карточек о результатах расследования, движения уголовного дела и рассмотрения дела в суде.

Таким образом, общее число сведений о выявленном и раскрытом преступлении, которые отражаются в статистических карточках, составляет около 1500 признаков, текстуальных и закодированных для работы как вручную, так и на электронно-вычислительных машинах. В этих карточках мы можем найти краткое описание преступления, его квалификацию и категорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния, объект и предмет посягательства, характеристику лица (группы), совершившего деяние, мотивы преступления, материальный ущерб, кем выявлено и расследовано деяние, движение дела и т.д. и т.п.

1.2 Учет лиц, совершивших преступления

Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направление протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер общественного воздействия без возбуждения уголовного дела. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умершего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по другим нереабилитирующим основаниям.

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступление, заполняется следователем или дознавателем, производившим расследование при направлении дела прокурору или при прекращении дела, либо при санкционировании передачи материалов для применения мер общественного воздействия. Карточка передается в городской, районный, транспортный или другой отдел внутренних дел для внесения сведений о лице в журнал учета и последующего направления в учетно-регистрационное подразделение органов внутренних дел.

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступление, и статистические карточки на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено, отражают более 200 признаков личности, текстуальных и закодированных. А с учетом использования кодов справочников и Особенной части УК – около 1500: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, образование, гражданство, страна проживания, цель приезда, социальное и должностное положение, место работы (учебы), отрасль хозяйства, квалификация деяния, стадия совершения преступления, место совершения преступления, сумма ущерба, способ совершения преступления, соучастие, характеристика преступной (организованной) группы, судимость и другие сведения о лице.

1.3 Учет уголовных дел


Движение уголовных дел в процессе расследования учитывается на основании карточек на выявленное преступление и движение уголовного дела. Последняя заполняется прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного из следующих решений: возбуждения уголовного дела, соединения уголовных дел, утверждения обвинительного заключения, передачи по подследственности, прекращении дела, возобновление производством ранее прекращенного дела, возвращения дела на дополнительное расследование и др. объем признаков, отражаемых в карточке, составляет около 60.

К рассмотренным документам первичного учета близко примыкает статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности, где учитываются сумма и характер ущерба, его погашение, изъятие имущества. Информационный объем этой формы составляет около 600 единиц.

Глава 2. Официальная статистическая отчетность правоохранительных органов

Первичные документы учета лежат в основе значительной части официальной отчетности органов внутренних дел, прокуратуры, таможенной службы, а также службы безопасности и военной прокуратуры.

2.1 В органах внутренних дел


Непосредственно учитывается, во-первых, более 80 % зарегистрированных уголовных деяний; во-вторых, сведения о преступлениях, первоначально учтенных в органах прокуратуры, Госнаркоконтроля и таможенной службы, формируются в официальную статистическую отчетность в информационных центрах МВД; в-третьих, именно органы внутренних дел осуществляют счет и выдачу четырех форм государственной статистической отчетности, а также около 20 форм ведомственной отчетности, раскрывающих относительно полную картину, как состояния учтенной преступности, так и результатов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты