Государственная власть как институт конституционного права
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Курсовая работа
по предмету
«Конституционное право. Общая часть»
Тема: «Государственная власть как институт конституционного права»
Выполнил студент II курса
ЮИ - 212
Кривенцов В. В
Руководитель Колдаев В.М
Защищена «__» ____________ 2008г
Москва - 2008
План курсовой
Введение
1. Система органов государственной власти, их структура и компетенция
2. Понятие, сущность, свойства, функции государственной власти
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие власти является одним из центральных в конституционном праве. Оно дает ключ к пониманию государственных институтов, политических движений и самого государства. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах государственной власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
1. Система органов государства, их структура и компетенция
Государственные органы демократического государства образуют в своей совокупности определенную систему, обладающую характерными признаками. Так, данная система органов государства обладает единством, которое обусловлено социальной сущностью государственных органов, общностью их задач и функций. Это единство органов предполагает и отражает единство интересов и воли народа, которую они осуществляют. Деятельность всех органов направлена на достижение общей главной цели — обеспечить благополучие и процветание страны.
Единство системы проявляется и в том, что все составляющие ее органы действуют не разрозненно, а совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.
Система органов государства представляет собой и организационное единство, так как одни органы избираются или образуются другими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и ответственны, подконтрольны или подчинены другим.
Кроме того, все государственные органы действуют на основе законов. Акты, принятые вышестоящими органами, обязательны (если они не противоречат конституции) для нижестоящих, т. е. между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.
Следует отметить, что система органов того или иного государства не остается неизменной, а развивается вместе с государством.
Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов. Для определения видов государственных органов (классификации) наука конституционного права пользуется данными анализа действующих конституций и конституционного законодательства демократических государств. Этими актами в различных странах определяются порядок формирования, конституционно-правовое положение отдельных видов и звеньев единого государственного аппарата, их место в системе органов государства, а также основы взаимодействия государственных органов друг с другом.
Структура и виды органов того или иного государства устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и в соответствии с общепринятым принципом разделения властей при осуществлении государственной власти.
В зависимости от формы государственного устройства существуют следующие виды государственных органов:
— высшие и местные органы государственной власти в государствах с унитарной формой государственного устройства (например, во Франции — президент, парламент, правительство являются высшими органами государства, а префект и префектура в департаментах — местными органами государственной власти);
— федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации в государствах с федеративной формой государственного устройства (например, в ФРГ — федеральный канцлер, парламент, федеральный президент, федеральное правительство являются общефедеральными органами государственной власти, а органы государственной власти земель, входящих в состав федерации, являются государственными органами субъектов федерации).
Как уже упоминалось, осуществление конституционного принципа разделения властей предполагает наличие в демократическом государстве органов законодательных, исполнительных и судебных, которые в своей совокупности составляют основу государственного аппарата в той или иной стране.
Законодательные органы — это такие органы государства, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческая деятельность. Они издают законы, т. е. нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законодательная деятельность является прерогативой представительных органов государственной власти, которые избираются, как правило, посредством всеобщих, равных выборов. Они призваны выражать волю народа, являются представителями интересов групп, слоев или всего общества. В. настоящее время представительная форма осуществления законодательной власти является наиболее приемлемой с точки зрения демократии и самоуправления народа. Следует отметить, что законодательная власть осуществляется народом не только через своих представителей в парламентах или других законодательных органах. Народ может принимать законы непосредственно, путем всенародного голосования — референдума. Данные способы являются воплощением демократии и закрепляются в конституциях многих современных государств. Так, например, в Основном законе ФРГ записано: «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти, правосудия» (ч. 2, ст. 20). Большинство законов принимаются законодательными органами, так как референдум имеет сложную и дорогую процедуру и проводится только по наиболее важным вопросам всеобщего значения.
В настоящее время существуют различные современные системы законодательных органов. Они имеют свои названия в зависимости От особенностей и традиций государства. В России — это Федеральное Собрание, в США — Конгресс, в Испании — Кортесы, в Швеции — Риксдаг, в Великобритании — Парламент. Общепринятое собирательное название законодательных органов — парламент. Количественный состав и структура парламента обусловлены государственным устройством, количеством населения, историческими и политическими традициями страны. Парламенты могут состоять из одной, двух или трех палат. Наиболее распространенными являются двухпалатные парламенты, хотя в настоящее время отмечают тенденцию к формированию однопалатных парламентов.
В федеративных государствах формируются, как правило, двухпалатные парламенты, где одна из палат федерального парламента состоит из представителей всей федерации в целом, а другая — из депутатов, избранных (или назначенных) от субъектов федерации. Парламенты субъектов федерации, как правило, являются однопалатными (например, такова система законодательных органов ФРГ, США). В унитарных государствах двухпалатная структура служит элементом механизма сдержек и противовесов, обеспечивает баланс интересов различных слоев и групп населения (примером здесь может служить парламент Великобритании).
Исполнительные органы — это те органы, которые осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство, которое обычно формируется путем назначения. Способ назначения правительства обусловлен формой правления, политическими и историческими особенностями страны. В парламентарных монархиях правительство назначается парламентом и утверждается монархом. В президентских республиках правительство формируется президентом. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках правительство возглавляется премьер-министром, а в президентских республиках — президентом.
К ведению правительства обычно относятся следующие вопросы:
— проведение в жизнь законов и иных решений законодательной власти;
— руководство гражданской и военной администрацией;
— руководство внутренней и внешней политикой;
— составление и исполнение бюджета и др.
К исполнительным органам государства относятся также министерства и другие центральные административные учреждение и ведомства, которые осуществляют государственное руководство в различных сферах государственной жизни, организуя исполнение законов идругих нормативно-правовых актов высших государственных органов.
В федеративных государствах в систему исполнительных органов государственной власти входят федеральное правительство и правительства субъектов федерации. Так, в ФРГ в эту систему входит федеральное правительство и земельные правительства. К ведению последних относится культура, строительство, местные финансы, образование. Правительство земли возглавляет премьер-министр, который совмещает функции главы правительства и главы «государства», т. е. главы земли1.
Судебные органы осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами. Основным назначением судов является защита прав всех субъектов права путем разбирательства в процессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.
Особое место среди судов занимают конституционные суды, которые осуществляют контроль и надзор за тем, чтобы все нормативно-правовые акты и решения правоприменительных органов соответствовали конституции. В некоторых государствах функции конституционного суда выполняют верховные суды (например, в США) либо специальные государственные органы (например, Конституционный совет Франции).
Высшие судебные органы — верховные суды, конституционные суды являются важной составной частью системы разделения властей. Они обладают мощными рычагами сдерживания законодательных и исполнительных органов в случае превышения последними своих полномочий.
Суды формируются различными способами, как путем выборов, так и путем назначения. Независимость судов от других государственных органов обеспечивается тем, что судьи подчиняются только закону, не ответственны ни перед кем, кроме закона и совести. Важнейшей гарантией независимости является несменяемость судей (неограниченный либо длительный срок полномочий), их неприкосновенность (особый порядок привлечения к ответственности в случае совершения правонарушения), высокое социальное положение и материальное обеспечение на очень высоком уровне.