Государственная власть: понятие, признаки, структура

Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства. Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту, так или иначе, придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов. Полномочия Президента. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение.

Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил. В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно. Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган. В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента. ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики[7]. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам. Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как - то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125)[8]. В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России. По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во- первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям.



Заключение

Рассмотрев понятие, признаки и структуру государственной власти, можно сделать вывод, что государственная власть в целом обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

Она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории России, высшую юридическую силу Конституции РФ и федеральных законов в любой точке страны и для всех граждан, юридических лиц. Благодаря этому, властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью.

Характерными признаками государственной власти являются то, что:

•   она распространяется на все общество;

•   носит публично-политический характер;

•   опирается на государственное принуждение;

•   осуществляется специальными лицами (политиками и т.п.);

•   действует система налогов;

•   население делится по территориальному признаку;

•   ей присущи легитимность, легальность и т.п.

•   государственная власть всегда авторитетна.

В динамичном рассмотрении государственной власти, можно сказать, что в структуре преобладают следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы государственной власти. Если же рассматривать государственную власть в состоянии покоя, в статике, можно выделить два структурных элемента: волю и силу.

Достоинства государственной власти является то, что она способна управлять обществом, вносить в него организованность и порядочность. Недостатками можно рассматривать универсальность и прерогативу государственной власти т.к. благодаря этим качествам государство может монополизировать все сферы управления обществом.


Список использованной литературы


1.       Правоведение/Под ред. проф. М.Б.Смоленского, Серия «Высшее образование».-4-е изд., перераб. и дол.- Ростов н/Д: «Феникс»,2005

2.       //Парламентская газета- декабрь 1999г.

3.       //Российская газета- декабрь 1997г.-№260

4. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. – М. 1999.

5.Ачкасов В.А., Елисеев С.М., Ланцов С.А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М., 1996.

6. См.: Алексеев А.С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. М.1994.

7. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. - 2001..

8.       Матузов Н.И. Теория государства и права: Учеб. - М.: Юристь, 2004.

9.       Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристь,2004.

10. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. - 1993. - №6.

11. Политология: Курс лекций. /Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1993.

12. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы.- М.: Новый юрист, 1999.

13. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М.: Юристъ, 1999.

14. Четвернин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства: Учеб. пособ.- М.: Дело, 1997.

15. Шеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособ.- М.: ЭЛЬФА,2000.

16. Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд. Проблемы теории и практики. // Государство и право. №5. 2004.

17. Ячменев Ю.В. Нетрадиционные подходы в общей теории права: критический анализ. // Правоведение. №1. 2002.

18. Ячменев Ю.В. Юридическая ответственность и ее виды в современной учебной литературе: критический анализ. // Правоведение. №1.2001.

Нормативные акты.

1.     Конституция Российской Федерации. / Федеральный закон Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая / Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. (с доп. и изм. от 3 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994.- № 21 - Ст. 2865

3.     Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 23 декабря 2005 г.)


[1] См.: Алексеев А.С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. М.1994. С. 17

[2] Правоведение/Под ред. проф. М.Б.Смоленского, Серия «Высшее образование».-4-е изд., перераб. и дол.- Ростов н/Д: «Феникс»,2005

[3] //Российская газета- декабрь 1997г.-№260

[4] //Парламентская газета- декабрь 1999г.

[5]//Российская газета- декабрь 1997г.-№260

[6] См.: Ачкасов В А., Елисеев СМ., Ланцов С А. Легитимация власти в постсоци­алистическом российском обществе. М., 1996. С. 20—46.


[7] Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 23 декабря 2005 г.)

[8] Конституция Российской Федерации. / Федеральный закон Российской Федерации от 12 декабря 1993 г


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты