В июле 2006 г. было серьезно отредактировано положение об отсрочке. Из п. 4 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» были исключены слова: «По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов».
В последней редакции эта категория российских граждан пользуется льготами на общих основаниях: «Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».
Таким образом, поправки 2006 г. лишают священнослужителей льгот по военной службе. Сохранилось общее для всех граждан России право на альтернативную службу. С 1 июля российский гражданин в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (п. 4 ст. 3).
Поправки 2006 г. свидетельствуют о тенденции уравнивания в правах священнослужителей и остальных граждан России. Но все-таки остается сфера, которая сохраняет особое положение священнослужителей. Закон защищает тайну исповеди (п. 7 ст. 3). В соответствии с этим положением «священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». Уголовно-процессуальный кодекс РФ запрещает «допрос в качестве свидетеле об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди» (ст. 56).
Принципиальным в обеспечении свободы совести является защита граждан от насилия и принуждения.
В рамках гарантии на свободу совести закон защищает граждан от принуждения при определении отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3). Запрещается и преследуется в соответствии с Федеральным законом «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий» (п. 6 ст. 3).
Закон особо оговаривает запрет на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, например, вблизи объектов религиозного почитания.
Нарушение этих положений предусматривает уголовную и административную ответственность. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях (п. 26 ст. 5) предусмотрена ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, а также за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. А ст. 148 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов.
Реализовывая свое право на свободу вероисповедания, граждане России имеют право создавать религиозные объединения. Таковыми признаются только добровольные объединения. В них могут входить как граждане российской Федерации, так и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории нашей страны. Религиозное объединение от других типов объединений отличают следующие признаки: «вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» (п. 1 ст. 6).
Ограничения по вхождению граждан в религиозные объединения Законом не предусмотрены. Закон только особо оговаривает участие в них детей: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих» (п. 5 ст. 3).
Предоставляя гражданам право на свободу вероисповедания, государство последовательно реализовывает принцип светскости государства и отделения от него религиозных объединений (п. 1 ст. 4)[12]
По закону надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры (п. 1.ст. 25). Спорные вопросы регистрации и ликвидации религиозных организаций в современной России решаются в судебном порядке (ст. 12).
Таким образом, по словам В.С. Слабожниковой [13], в Российской Федерации Конституцией России определены основные принципиальные положения таких важных прав граждан, как свобода совести и свобода вероисповедания. Анализ Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» показал, что в нем конкретизированы конституционные основы. Принимаемые почти ежегодно (пять за период 2000-2006 гг.) поправки к данному Закону свидетельствуют о дальнейшем совершенствовании его положений.
По мнению В.С. Слобожниковой, с 1997 г., когда был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», его принципиальные основы остались без изменений, несмотря на внесенные поправки, и соответствуют демократическим конституционным положениям. Это позволяет ей утверждать, что на современном этапе в России сформулированы основные принципы решения религиозного вопроса.
Сегодня существуют различные точки зрения по проблеме реализации права на свободу совести и вероисповедания в современной России. Одни ученые считают, что это право в стране не только декларируется, но и реально существует. Другие занимают противоположную позицию.
ГЛАВА 2 Отношения государства с религиозными объединениями
§ 1 Светскость государства
Несмотря на историческую молодость[14] светского государства, можно выделить как минимум два его типа. Первый тип - внеконфессиональное государство, второй - атеистическое государство.
Внеконфессиональное государство представляет собой государство, которое сознательно отстраняет себя от всего, что происходит в лоне религии, позволяя решать эти вопросы гражданскому обществу.
Главное в атеистическом государстве - идеологическое противостояние религиозным организациям. «Наше современное государство дает основание говорить еще об одном типе светского государства - государство, поддерживающее культурное сотрудничество со всеми религиозными объединениями». [15]
Светское государство в отличие от клерикального взаимодействует, прежде всего, не с религиозно-административными структурами, а с гражданами, которые исповедуют те или иные религиозные идеи.
Согласно Конституции РФ «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п.1 ст. 14). Различны мнения ученых по выяснению правового содержания этого принципа. М.Н. Кузнецов и И.В. Понкин считают, что в настоящее время его толкование в Российской Федерации зачастую является односторонним и даже дискриминационным, когда светский характер ошибочно отождествляется с антирелигиозным или атеистическим. Правовые нормы части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации ошибочно трактуются как закрепляющие такое положение религиозных объединений в Российской Федерации, когда государство "равноудалено от всех религиозных объединений», а сами религиозные объединения действуют обособленно, изолированно от всех остальных институтов гражданского общества. Однако, по мнению М.И. Одинцова, в Части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации отсутствуют положения, устанавливающие атеистический или антирелигиозный характер государства, а также отсутствуют какие-либо положения о принудительной и категоричной изоляции религиозных объединений от государства и остальных институтов гражданского общества.
Также М.И. Одинцов подчеркивает, что отождествление светскости государства с его антирелигиозной направленностью, неверно как с точки зрения конституционно-правовой науки, так и с точки зрения смыслового содержания слова «светский»[16].
Светское государство в типологии государств по принципу соотношения государственной власти и религиозной идеологии отличается от теократического государства, в котором религиозный лидер или группа религиозных лидеров, находясь во главе государства, возглавляют органы государственной власти, при этом религиозные объединения не отделены от государства, отсутствует разделение полномочий органов государственной власти и руководства религиозной организации, происходит смешение органов государственной власти и органов управления религиозной организации, религиозные организации обладают правом участвовать в деятельности государственных органов или влиять на их деятельность.
Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывая на себе влияние многих социальных процессов. Религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно такими же полноправными гражданами Российской Федерации, как неверующие (часть 2 статьи 6, части 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ), поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов.
На основании вышесказанного принцип светского характера государства означает следующее:
- гарантируется свобода вероисповедания, никакая религия либо нерелигиозная, включая атеистическую, идеология не устанавливается в качестве обязательной, государство не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений, никакая религия не устанавливается в качестве основы государственной власти;
- члены общества обладают равным объемом прав и свобод независимо от отношения к религии и принадлежности или непринадлежности к какой-либо религии;
- религиозные объединения отделены от государства; они не включены в систему органов государственной власти и местного самоуправления; не вмешиваются в деятельность органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не выполняют их функций; никакие действия или решения органов государственной власти и местного самоуправления, реализующие их функции, не согласовываются с религиозными объединениями и не утверждаются ими;
- государство не делегирует религиозным объединениям и их руководителям (должностным лицам, священнослужителям) какие-либо государственно-властные либо муниципальные правомочия и не возлагает на них выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- в органах государственной власти, других государственных органах и органах местного самоуправления, государственных учреждениях и государственных и муниципальных организациях, воинских частях не могут образовываться структуры религиозных объединений (п. 6 ст. 3) (что не исключает совместного учредительства или участия в каких-либо социально значимых проектах);