Государственное право

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Это подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом".

Данная статья корреспондирует к части первой статьи 46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Она же и развивает положения части первой вышеуказанной 19 статьи. Этой цели служит принцип формально-юридического равенства, т. е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы были ущемлены в результате злоупотребления ими со стороны другого лица, государство предоставляет возможность первому защитить свои права всеми способами, не запрещенными законом. Причем он имеет право использовать государственные способы защиты своих прав и свобод, которые гарантируются ему Конституцией. Если какие-либо положения нормативного юридического акта прямо или косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит отмене в соответствии с установленными процедурами. Особая роль здесь принадлежит Конституционному суду Российской Федерации, который призван разрешать дела о соответствии Конституции законодательных и иных нормативных юридических актов. Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Политические права и свободы развиваются на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и при опоре на уважение к человеку. Теперь хотелось бы уделить немного внимания классификации прав и свобод личности. Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке расположить конституционные права и свободы, с каких прав начать эту классификацию, какие права являются главными по отношению к другим правам и свободам. Критерием данной классификации выступает сфера проявления свобод личности:

1) права и свободы, складывающиеся в сфере личной свободы и индивидуальной безопасности, право на жизнь, право на честь и достоинство;

2) права и свободы, складывающиеся в сфере экономической свободы, связанные со вступлением человека в экономические отношения. Например, право собственности, свобода труда, право предпринимательской деятельности;

3) права в сфере духовной и культурной жизни. Например, свобода печати, свобода средств массовой информации, свобода преподавания;

4) права в сфере общественной свободы, которые реализуются не индивидуально, а коллективно: право на объединение, право на коллективные петиции и обращения.

В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации: 1) личные права; 2) политические права; 3) социально-экономические права; 4) права по защите других прав. Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленным за ним в Конституции Российской Федерации. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность – юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий. Он имеет право участия в управлении делами государства, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия. Следует уделить внимание тому, что право участвовать в управлении делам государства, которое закреплено в ст. 32 Конституции РФ ч. 1, ст. 3 ч. 2, является наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а также из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин имеет право и возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Участие граждан в управлении делами своего государства непосредственно (т. е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствие с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность и т. д. Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам.

Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г. 12 апреля 1968 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения заявлений и жалоб граждан" (в редакции от 4 марта 1980 г.) К сожалению, этот Указ не смог определить многие важные аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений. В частности, не были определены пределы действия настоящего Указа, не был определен перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, не было закреплено право обращения военнослужащих на действия своего начальства. Все это нашло свое отражение в Законе от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а также юридически установить создание разного рода общественных объединений.


3. Исследуйте предмет, метод и систему источников конституционного права Российской Федерации


У каждой из наук свой предмет. С учётом этого факта различают среди юридических наук: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные. Наука конституционного права относится к числу отраслевых наук, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноимённой отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную количеству отраслей права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию.

На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования необходимых пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было ни чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, ни слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые в этом нуждаются.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, присущих ему деформаций и противоречий. Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки.

К ним относятся такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства.

Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические исследования, связанные с познанием систем государственной власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки. Сами же выводы и теоретические положения — ее содержание.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки.

Источниками науки конституционного права являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Среди них основное место занимает Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся общественно-политическая деятельность. На основе изучения и обобщения практики наука конституционного права определяет оптимальность действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства. Помимо этого, к источникам науки необходимо отнести и законодательства зарубежных стран и международно-правовые договоры соглашения и т.п.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Эта наука в своих исследованиях использует научные методы материалистической диалектики, формально-логического анализа и системного анализа. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно- социологический и др.

Наука исследует правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе. Поэтому наука изучает историческое развитие всех правовых институтов, выявляет их связь с общественными процессами, оценивает реальность их влияния на претворение в жизнь намеченных и провозглашенных в качестве незыблемых ценностей всей общественной структуры.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм различных стран, регулирующих однородные сферы общественных отношений.

Это является важным инструментом в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, выявлении наиболее эффективных моделей правового регулирования.

В сравнительном плане оцениваются нормативные акты различных стран мира, государств, входящих в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на базе которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

В научных исследованиях необходим системный подход к объектам, составляющим предмет изучения. Наука рассматривает саму отрасль конституционного права как систему, выявляет ее структуру, определяет составляющие ее элементы, их соотношение, линии взаимосвязи. Подвергается анализу и система каждого правового института.

Большое внимание уделяется и определению места отрасли в общей системе права Российской Федерации, ее соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно- правовых отношений от других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Метод конкретно-социоцогических исследований предполагает обращение науки к изучению той социальной и политической сферы, в которой происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом обеспечивается выявление условий, бездействующих на развитие общественного сознания, формирование общественного мнения, определяющих поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных правовых норм. В задачу науки входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы правовых отношений. В последнее время такие эксперименты получают некоторое развитие.

Список литературы


1.                 Конституция Российской Федерации : Комментарий . М . 2004 г.

2.                 Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2005 г.

3.                 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. - М., 2006 г.

4.                 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2002 г.

5.                 Государственное право РФ (под ред. О.Е.Кутафина). - М., 2001 г.

6.                 Конституционное право РФ (под ред. О.Е.Кутафина). - М., 2004 г.

7.                 Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. - М., 2003 г.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты