Государственное управление развитием малого предпринимательства

На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.****

 Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития мелкого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого бизнеса имеют много схо­жего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организа­ции, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, мо­жно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.

Малые размеры предприятий сами по себе не означают автоматическую реализацию присущих им преимуществ. Чтобы получить те преимущества, необходимо более полно включиться в систему разделения труда, сориентироваться на локальные рынки сбыта и источники сырья. Поэтому при всем различии социально-экономических систем сущностные черты, характеризующие малый бизнес в Рос­сии, остаются идентичными: сугубая ориентация на рынок и свободную торговлю, преимущественное использование нецентрализованных источников финансирова­ния, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность, общая про­стота организации и управления.


1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России.

По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2002 г. количе­ство малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., в январе 2001 г. их начитывалось 890 тыс., а по сравнению с 2000 г. их количество сократилось на 4,1%.

Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек, что превышает численность запятых на МП на 1 января 2000 г. на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики прак­тически не изменились. В структуре малого предпринимательства пре­обладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам (около 50% общего количества на начало 2001 г.). В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений.

В 2000 г. малыми предприятиями в промышленности (по основному виду деятельности) произведено продукции на 150-170 млрд. рублей. С учетом теневого производства в данном секторе это составило 5-6% общего объема выпуска промышленной продукции. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характе­ризовалась следующими показателями: 7% - в машиностроении и металлообработке; 8-10% - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности; 9-12% в пищевой; 9-11% - в легкой промышленности.

Вклад малых предприятий в ВВП России не превышает 10-11%. В 2001 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет РФ составили 19,2 млрд. руб. – в 1,3 раза больше, чем в 2000 г.*

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно-развитых странах, где на его долю приходиться до 60% ВВП.

Анализ статистики по регионам обнаруживает большие территориальные диспропорции по уровню развития малого предпринимательства (приложение, с.37).

На основе предложенных показателей были определены рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам. Лидирующее положение Центрального федерального округа определяется, прежде всего, высоким уровнем развития малого бизнеса в Москве. Изменения в экономической ситуации после дефолта 1998 г. привели к тому, что в лидеры вышел Северо-Западный округ. Почти половина малых предприятий сосредоточена в этих двух округах: в Центральном – 35% и Северо-Западном – 15%.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства.

Государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.

К настоящему времени в стране формаль­но сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более бла­гоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Это многочислен­ные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитова­ние, налогово-гарантийная поддержка, ли­зинговые фонды, «бизнес-инкубаторы» и «технологические парки»).

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации законодательст­вом отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов госу­дарственной поддержки этого сектора: регла­ментация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных про­грамм и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджет­ные фонды РФ.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенно­стей и условий, в том числе принимать допол­нительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децент­рализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере.

 Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций. В середине 90-х гг. был создан государственный комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства  (в настоящее время эти функции выполняет департамент в Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), практически во всех регионах РФ организованы департаменты поддержки малого предпринимательства или отделы в экономических департаментах региональных администраций. При Правительстве РФ и в некоторых региональных структурах исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции.

Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы – в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг. и 2000-2001 гг. В настоящее время действует программа 2003-2005 гг., включающая меры по поддер­жке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.

2.2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства.


Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития пред­принимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, па­дает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предпри­ятий.

Приватизация как государственное регулирование малого предпринимательства имеет особое значение. По­пытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприя­тий не оправдала себя.

Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирова­ния формирования новых собственников, применения чисто административных мето­дов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивили­зованного рыночного хозяйства. Ожидаю­щийся новый этап приватизации будет озна­чать и новый передел собственности с целью передачи ее эффективным владельцам.

Особое значение для предприниматель­ства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формирова­нию на этой основе централизованных фон­дов финансовых ресурсов, прежде всего госу­дарственного бюджета. При переходе к ры­ночной экономике налоговая политика дол­жна стимулировать эффективные формы хо­зяйствования, создавать условия для привле­чения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложе­ние выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

Государство регулирует предпринимате­льскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспе­чить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, меди­цинского и бытового обслуживания и др.

Большое влияние на результаты предпри­нимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных моно­полий. Ошибки в этой сфере обостряют мно­гие проблемы в экономике. Из-за быстрых из­менений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (на­пример, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различ­ных секторах экономики и сохраняет инфля­ционный потенциал).

Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по зай­мам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняет­ся и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестици­онных конкурсов, проводимых Министерст­вом экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Од­нако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательст­во стало импульсом подъема отечественной экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты