Государственное устройство

Каждый субъект Федерации имеет свою территорию. Так, Конституция Республики Хакасия в статье 5 устанавливает: «Территория Республики Хакасия целостна и неприкосновенна». Часть 1 статьи 4 Устава Архангельской области определяет, что её территория не может быть изменена без согласия органов государственной власти области.

Каждый субъект Федерации имеет свою систему права. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов республики, края, области и другие субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов, подзаконных актов. Республики принимают свои конституции, причем процедура их принятия и изменения устанавливается самими республиками. Другие субъекты Федерации имеют уставы, которые принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта (ч. 2 ст. Конституции РФ). По своей юридической силе конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равнозначны, различаются только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям.

Система прав субъектов Федерации являются составной частью системы права Российской Федерации. Поэтому конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. При этом должны быть соблюдены требования ст. 77 Конституции РФ о том, что система органов государственной власти субъектов должна соответствовать основам конституционного строя РФ (в том числе принципу разделения властей) и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые устанавливаются федеральным законом.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается в конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации. Так, например, по конституции Республики Хакасия высшим представительным и единственным законодательным органом является Верховный Совет (ст. 72), исполнительную власть осуществляет Правительство, возглавляемое Председателем (ст. 88), который также является высшим должностным лицом республики (ст. 89), судебная власть осуществляется судами. Конституция Республики Дагестан устанавливает, что государственную власть в ней осуществляют Народное Собрание республики Дагестан, Государственный Совет, Правительство, суды (ст. 7). В ряде республик – Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) – действуют двухпалатные парламенты. В республике Тыва наряду с традиционными органами власти Конституция предусматривает создание специфического органа – Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва как органа всенародного свободного волеизъявления, который наделяется исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию (ст. 6). Во многих республиках учреждены конституционные суды, образуются мировые суды.

Оценивая организацию государственной власти республик, принято условно подразделять их на президентские – Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Чувашия; парламентские – Дагестан, Мордовия, Удмуртия; смешанные – Карелия, Коми.

Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов (название этих органов устанавливаются в уставах). Они также отличаются друг от друга объемом полномочий, системой выборов, структурой (однопалатные и двухпалатные). Московская городская Дума, например, является как представительным органом городского самоуправления, так и представительным и законодательным органом государственной власти города Москвы (ст. 6 Устава г. Москвы). Исполнительная власть в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах осуществляется губернатором, главой администрации, администрацией области и т.д. Московская городская администрация является исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти Москвы (ст. 6 Устава г. Москвы). Судебная власть устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

В пределах ведения РФ и по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ) и могут по взаимному согласию делегировать друг другу выполнение части своих полномочий (ст. 78).

Президенту РФ дается право (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Субъекты РФ имеют свою официальную символику – герб, флаг, гимн. Правовой статус и порядок их использования устанавливаются в конституциях, уставах и законах субъектов Федерации.

Многообразие субъектов подобного федеративного государства требует многоаспектной политики парламента, правительства, высших судебных органов, других федеральных ведомств и учреждений: необходимо всесторонне учитывать специфические интересы всех субъектов федерации, умело интегрировать общие и индивидуальные вопросы государственно-правового строительства страны. От этого зависит эффективность и гармония экономической, социальной, духовной, религиозной, национальной жизни федерации в целом.


Таблица. Отличие унитарного государства от федерации

Унитарное государство

Федерация

Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти.

Две системы высших органов власти – федеральное и субъектов Федерации.

Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). В тоже время территории всех субъектов составляют единую территорию страны.

Единое гражданство. Ни какие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и иметь не могут

Граждане субъектов Федерации одновременно являются гражданами всей страны.

Единые вооруженные силы.

Субъекты Федерации могут иметь собственные войсковые формирования

Одна конституция, финансовая, налоговая, и земельные системы.

Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

административный территориальный унитарный законность

2. Понятие законности и ее основные принципы. Система гарантий и методов обеспечения законности. Составьте схему «Принципы законности»


Под законностью принято понимать строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур, как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Основные принципы законности:

– верховенство (главенство) закона по отношению ко всем другим правовым актам;

– равенство всех перед законом и судом;

– исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц;

– единство в понимании и применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;

– осуществление закона лицом посредством своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;

– эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий и методов обеспечения законности.

Под гарантиями законности принято понимать взятые объективно сложившиеся факторы и специально принимаемые меры упрочнения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. В этой связи рассматриваются следующие основные виды гарантии законности:

– правовые;

– политические;

– культурные;

– экономические.

Правовые гарантии законности осуществляются путем:

– совершенствования законодательства;

– надзорно-контрольных мероприятий;

– мер защиты;

– мер ответственности.


3. ООО «Негоциант» предоставило в аренду ПО «Кооператор» торговую площадь в размере 120 кв. м. Определите, какие правоотношения возникли, что в них является объектом и содержанием правоотношений


Правоотношения сторон при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 «Аренда» ГК РФ.

Объектом в соответствии со статьей 607 ГК РФ в данном случае будет являться – торговая площадь в размере 120 кв. м. предоставляемая ООО «Негоциант»

Содержание правоотношений следующее: В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Помимо этого, арендодателем могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Договор аренды может быть заключен в двустороннем порядке, то есть между собственником государственного имущества (арендодателем) и арендатором или между балансодержателем имущества – бюджетным образовательным учреждением, обеспечивающим оперативное управление, и арендатором, но в этом случае балансодержатель является арендодателем.

Договор может быть заключен в трехстороннем порядке, то есть между арендодателем – собственником государственного имущества, балансодержателем имущества и арендатором.


Список литературы


1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский Кодекс.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права – 3-тье издание. Москва 2000 г.

4. Малехин А.В. Теория государства и права. Москва 2005 г.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права – 2-ое издание. Москва 2004 г.


 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты