Государственный долг: понятие, состав и его обслуживание (по Казахстану)

-         другие государства;

-         международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

-         Частные фонды – нерезиденты.

         Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами.  Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

1.     погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

2.     для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

3.     действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

-         население;

-         корпорации;

-         банки;

-         другие финансовые и кредитные учреждения.


Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан

2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан

         В соответствии с Законом «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» государственный долг – сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом, государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:

1.     Правительственный долг;

2.     Долг Национального Банка Республики Казахстан;

3.     Долги местных исполнительных органов на определенную дату.

Рассмотрим каждое из этих составляющих.

2.2. Правительственный долг

1. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» правительственный долг - сумма полученных и непогашенных правительственных займов, а также отнесенных законодательными актами на правительственный долг долговых обязательств на определенную дату. При этом Закон Республики Казахстан «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» - т.е. это планируемая в республиканском бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Таким образом, этот лимит устанавливается Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, кроме него там также установлены объемы средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.

Таблица: Данные о лимите правительственного долга в РК за 1998-2004 гг.

Год

Сумма установленного лимита правительственного долга, тыс.тенге

Заданная дата

Законодательный акт, которым установлена сумма лимита

2004

755 000 000

31.12.2004


Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года N 505-II

О республиканском бюджете на 2004 год

2003

702 000 000

31.12.2003


Закон Республики Казахстан от 12 декабря 2002 года N 362-II

О республиканском бюджете на 2003 год

(с изменениями, внесенными Законом РК от 12.06.03 г. N 438-II)

2002

750 000 000

31.12.2002


Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2001 года N 273-II

О республиканском бюджете на 2002 год

2001

615 000 000

31.12.2001


Закон Республики Казахстан 22 декабря 2000 г. N 131-II

О республиканском бюджете на 2001 год

(с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 24.04.2001 г.

N 177-II; от 10.11.01 г. N 254-II)

2000

592 000 000

31.12.2000


Закон Республики Казахстан от 11 ноября 1999 года N 473-1

О республиканском бюджете на 2000 год

(с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 08.11.2000 г.

N 95-II)

1999


деноминированный в иностранных валютах в сумме, эквивалентной 2 950 017 тыс. долл. США и деноминированный в национальной валюте в сумме 110 907 437 тыс. тенге.

31.12.1999


Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1998 года N 318-1 О

Республиканском бюджете на 1999 год

(внесены изменения и дополнения Законами РК от 1.04.99 г. N 359-1;

от 28.06.99 г. N 406-1, от 16.07.99 г. N 440-1;от 04.10.99 г. N 468-1)

1998

344700000

31.12.1998


Закон Республики Казахстан от 9 декабря 1997 года 201-1 О

республиканском бюджете на 1998 год


2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан

2. Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» дано определение долга Национального Банка Республики Казахстан, это – сумма полученных и непогашенных Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату. В этом же законе также дано определение «лимита внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан», это – планируемая фиксированная сумма полученных и непогашенных внешних займов Национального Банка Республики Казахстан, которую не должен превышать фактический внешний долг Национального Банка Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Лимит внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным Банком программных займов1 от международных финансовых организаций. Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:

- аффинированного золота;

- валютных ценностей, хранящихся в Национальном Банке Казахстана;

- простых и переводных векселей в иностранной валюте;

- ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными правительствами или международными финансовыми организациями;

- других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов;

Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:

·              покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла;

·              покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;

·              поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте;

·              поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы;

·              кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов;

·              поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке Казахстана.

Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:

·              продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке;

·              осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального банка Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Казахстана;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты