Для поддержания определенного правопорядка в использовании земли, лесов, вод, полезных ископаемых, животного и растительного мира буржуазное государство принимает необходимые меры по охране законности в природопользовании, совершенствует экологическое законодательство в целях поддержания благоприятных природных основ жизни общества. Однако жизнь показывает, что меры по регулированию природопользования, охране природы, продиктованные интересами общества, часто нарушаются монополиями, не останавливающимися ни перед чем в погоне за прибылью и сверхприбылью. Экологический кризис стал реальностью в высокоразвитых капиталистических государствах, обострил напряженность в обществе.
Тяжелыми последствиями экологического характера, большими нарушениями целостности природной среды обернулись для нашей страны 30-е годы индустриализации, Великая Отечественная война, период послевоенного восстановления народного хозяйства, городов, сельских поселений, когда созидательные задачи решались величайшим напряжением сил общества, "любой ценой", в том числе и ценой качества природной среды. В 70-80-х годах возрастали нагрузки на окружающую природную среду.
Все это привело к тому, что в России сложилась кризисная экологическая ситуация, тяжелая природная обстановка в ряде регионов. Появилось много экологически бедствующих городов, целых регионов, возросла заболеваемость населения, связанная с загрязнением окружающей среды. Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. была экологической катастрофой, причинила большой урон здоровью жителей Белоруссии, Украины, России, нанесла страшный удар по природе. Эта авария обнажила всю остроту проблемы обеспечения безопасности атомных энергетических станций, работающих в нашей стране и в сопредельных государствах.
Проблемы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, экологической безопасности для здоровья человека относятся к общечеловеческим проблемам. За минувшие 10-15 лет во всех промышленно развитых странах разработан и осуществлен комплекс экономических, технических, технологических, юридических мер, направленных на охрану окружающей природной среды. Создано и развивается "право окружающей среды", призванное предотвратить, смягчить вредные последствия промышленного развития.
Становится все очевиднее, что проблема охраны окружающей среды не может быть правильно понята и решена, если ее сводить лишь к технико-экономическим и технологическим аспектам, игнорировать или недооценивать социально-политическую и экономическую сущность этой проблемы. Задачи обеспечения рационального использования и охраны окружающей среды могут быть фундаментально решены при урегулировании отношений между развитыми странами и развивающимися государствами, странами "Север" и странами "Юг", которые в настоящее время находятся в неравных экономических отношениях.
Современная кризисная ситуация во взаимоотношениях общества и природы поставила человечество перед необходимостью переосмыслить исторический опыт и выработать новую модель развития цивилизации. Научный анализ показывает, что модель промышленного развития, использованная богатыми, промышленно развитыми государствами, исторически исчерпала себя. В настоящий момент существует огромный разрыв в использовании природных ресурсов высокоразвитыми странами и остальными развивающимися государствами. Так называемый "золотой миллиард" населения Земли, который по численности составляет 20%, а потребляет 80% мировых ресурсов. Если развивающиеся страны, справедливо стремящиеся поднять уровень жизни своих народов, пойдут тем же путем, каким прошли развитые страны, то Земля в ресурсном и экологическом отношении не сможет выдержать. Возьмем один пример. Индия, население которой составляет 16% от мирового, дает в настоящее время 3% выбросов вредных газов в атмосферу. США - население 5% от мирового - выбрасывает 25% вредных газов. Таким образом, пропорционально у Индии может быть 80% "всемирной грязи".
Но есть еще великий Китай, население стран Африки, Латинской Америки. Признаки всемирной катастрофы просматриваются очевидно, если мыслить традиционными категориями и параметрами развития цивилизации. Научные разработки и внедрение новейших ресурсов и энергосберегающих экологически приемлемых технологий не решают кардинальным образом противоречия между обществом и природой, связанную с этим гуманистическую задачу обеспечения для всех людей права на благоприятную окружающую среду. А обеспечение экологического благополучия общества, права человека на здоровую окружающую среду являются необходимыми условиями, составными частями всего дела обеспечения права человека на достойную жизнь.
Ученые отмечают, что новая модель развития человеческой цивилизации потребует от мирового сообщества, входящих в него государств установления эффективного централизованного регулирования экономического развития, распределения произведенной продукции. В сложившейся ситуации, чтобы сохранить свою среду обитания, человечество нуждается в достижении разумного самоограничения, строгих пропорций в соотношении природного, социального и технологического факторов.
Роль государства и права в оптимизации взаимодействия общества и природы
Экологическая политика в Российской Федерации, как и в других республиках бывшего Советского Союза, основывалась на ряде концептуальных принципов:
а) регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека;
б) предупреждение возникновения вредных антропогенных воздействий в связи с развитием хозяйственной и иной деятельности;
в) оздоровление и улучшение экологической обстановки в городах и районах, где уже проявились существенные отрицательные последствия человеческой деятельности;
г) сохранение в первозданном виде как уникальных, так и типичных природных комплексов и экосистем, а также отдельных видов животных и растений.
В принятом в 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации Законе "Об охране окружающей природной среды" определены основные принципы охраны окружающей природной среды. Природопользование, охрана окружающей природной среды - это проблема укрепления естественной основы материального и духовного производства, улучшения условий жизни, труда и отдыха граждан. Это одно из важнейших направлений повышения благосостояния народа, ибо природа - первоисточник материальных благ, красоты человека, она органически связана с развитием демографических процессов и состоянием здоровья населения. Естественно, что первым основным принципом охраны окружающей среды в Законе назван приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
Важным принципом охраны окружающей природной среды в Российской Федерации является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основным принципам относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды. Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущению необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан в сфере охраны окружающей среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения.
Экологическая политика государственных органов опирается на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительские средства, российское государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека, Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по охране окружающей среды.
Природа, все ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой социально-экономического развития и благосостояния человека. В современных условиях, когда налицо противоречивые проявления научно-технического прогресса, усиление экологического кризиса и в то же время осуществляются меры по развитию рыночной экономики, необходимо привлечь внимание каждого гражданина к вопросам разумного использования природных ресурсов, заботливого отношения к охране природы. Гражданин Российской Федерации обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру, беречь памятники природы. Хозяйское, рачительное использование природных ресурсов, забота о природе, ее охране - гражданский долг жителей Российской Федерации.
Законы Российской Федерации определяют объекты охраны окружающей среды. Такими объектами являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы планеты, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Вопросы охраны окружающей среды входят в компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также специально на то уполномоченных государственных органов. Законодательно закреплена компетенция республик в составе Российской Федерации, других субъектов федерации в области охраны окружающей природной среды.
Следует отметить, что за последние тридцать лет в стране был принят ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих меры по улучшению охраны природы, рациональному природопользованию, охране конкретных объектов природы, определены меры по защите Каспийского, Черного, Азовского морей, бассейнов рек Волги и Урала, сохранению богатств озера Байкал. Жизнь показала, что не были обеспечены материальные и организационные гарантии природоохранительных актов, эти законы и постановления не смогли предотвратить развитие экологического кризиса в нашей стране.
Охрана природы - сознательная и целеустремленная деятельность людей, направленная на сохранение природы, обеспечение рационального использования и воспроизводства ее ресурсов, улучшение среды жизни и деятельности человека.
К средствам охраны природы относятся организационно-хозяйственные, научно-технические, агрономические, лесомелиоративные, гидротехнические, биологические, зоотехнические, санитарно-гигиенические, правовые и др. Государство закрепляет в юридических актах разнообразные нормы, способы и средства охраны природы, определяет и меры природоохранительной деятельности. Под правовой охраной природы понимается совокупность юридических актов, направленных на всестороннюю и постоянную защиту объектов природы и организационных мер государственных органов, учреждений, а также общественных организаций по их претворению в жизнь.
В совершенствовании правовых средств и организации охраны природы в нашей стране следует разумно использовать опыт и модели юридических актов высокоразвитых капиталистических государств. В США, например, приняты законы, объединяющие усилия государственных органов, учреждений и населения в охране окружающей среды. Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды гарантирует общественности получение экологической информации. Законы предусматривают также правовое обеспечение участия общественности в принятии ведомственных нормативных актов, общественный контроль за соблюдением природоохранительного законодательства. Законы закрепили институт исков граждан, предусматривающий, что гражданин имеет право в судебном порядке требовать от природопользователей соблюдения экологического законодательства, а от специальных органов государственного управления, - например, Агентства по охране окружающей среды - надлежащего применения законов.