Государственный и общественный строй средневековой Германии

Государственный и общественный строй средневековой Германии

ГОУ ВПО “Орловский государственный университет”

Кафедра: “Международного и международного частного права”













Реферат по дисциплине

“История государства и права зарубежных стран”

на тему: “Государственный и общественный строй средневековой Германии”



Проверил: доцент,

к.и.н. Филонов В.И.

Выполнил: студент 102

группы, юридического

факультета Телятников Д.Ю.





Орел 2010


ПЛАН


Введение

Глава 1. Общественный строй средневековой Германии

1.1 Общественный строй Германии в период раннефеодальной монархии (Х-ХII вв.)

1.2 Общественный строй Германии в период феодальной раздробленности (ХIII-ХIХ вв.)

Глава 2. Государственный строй средневековой Германии

2.1 Раннефеодальное государство Германии (Х-ХII вв.)

2.2 Государство Германии в период феодальной раздробленности (ХIII-ХIХ вв.)

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ


Динамика развития общества в целом и отдельно взятых обособленных групп всегда проходит по определенным законам. Любое социально -политическое объединение, в том числе и государственное, подвержено стадиям становления, расцвета и упадка. Данные циклы в истории человечества повторялись многократно и, как правило, в период смены одного общественного строя другим связаны с обширными социальными потрясениями. Изучение становления, развития и упадка различных государственных образований прошлого является необходимым фактором смягчения подобных потрясений в настоящем и будущем.

Одним из ярких и наиболее заметных периодов развития государственного института в истории человечества является эпоха феодализма, затронувшая не только страны западной Европы, но и пожалуй, весь известный к тому времени цивилизованный мир. Данная эпоха послужила основанием всего политического устройства мира на протяжении вот уже более полутора тысяч лет. Многие страны, сформировавшиеся в ту эпоху на территории Европы и Азии существуют и по сей день практически в изначальных территориальных границах. Кроме того, эпоха средневековья оказала огромное влияние на культурный, научный и религиозный уклад жизни десятков поколений. Отголоски культурного наследия той эпохи до сих пор имеют огромное значение в современном обществе.

Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи, то есть с 476 г.

Средние века — это эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. Развитие феодализма происходило неравномерно не только в отдельных государствах Западной Европы, но и в отдельных регионах той или иной страны.

Одним из ярких примеров развития феодализма является средневековая Германия.

Как независимое государство Германия образовалась на землях восточных франков после распада империи Карла Великого. Ее территория включала пять основных герцогств, возникших на территории племенных союзов: Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию, Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др. Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодализм здесь прочно установился только в XI в. Формированию основных классов Германии способствовала реформа Генриха Птицелова. После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался процесс феодальной раздробленности. Смена форм и механизмов государственного управления прослеживается как в масштабе всей империи и собственно Германии, так и по отдельным германским княжествам. С XIII в. они эволюционируют, превращаясь в фактически самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Историю Германского государства можно условно разделить на два больших этапа:

- Становление и развитие централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (Х-XII вв.);

- Территориальная раздробленность в Германии (XIII—начало XIX вв.) и развитие автономных германских княжеств-государств.

Данной темой занимались такие видные ученые как Батыр К.И., Черниловский З.М., Омельченко О.А. и другие. Но тем не менее вопрос не достаточно раскрыт и именно по этому по сей день является актуальным.

Предмет – изучить построение общественного и государственного строя.

Объект – общественные и государственные отношения.

Целью данной работы является анализ устройства общества и государства Германии в средние века.

Задачи:

1.                Раскрыть вопросы возникновения, развития, функционирования государства средневековой Германии на различных этапах его истории.

2.                На основе изученного материала изучить государственный и социальный строй.


ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ


1.1 Общественный строй Германии в период раннефеодальной монархии (Х-ХII вв.)


В X—XII вв. в Германии шел процесс формирования основных классов-сословий феодального общества. Он происходил в различных германских герцогствах достаточно неравномерно. Процесс характеризовался более быстрыми темпами на юге и особенно на западе страны в Лотарингии. Напротив, в восточных и северных регионах дифференциация общества по имущественным и социальным показателям была выражена в гораздо меньшей степени.

Феодальные сословия в своем окончательном виде оформились в XII в. Крупные земельные магнаты, державшие земли непосредственно от короля, составили сословие имперских князей (Fürsten). С 1180 г. это сословие являлось замкнутым и закрытым для проникновения в его состав представителей других социальных группировок. Первоначально светских имперских князей было всего 20 (в т. ч. 12 герцогов, 3 пфальцграфа, 3 маркграфа, 1 ландграф и 1 граф). Количество церковных имперских князей было примерно в два раза больше. Названные элементы консолидировались в сплоченную социальную корпорацию: заключая браки только между собою, они стремились не допустить перехода их земельной собственности в руки других семейств.

Вторую ступень феодальной иерархии занимало сословие «свободных господ». В его состав вошла прежняя служилая знать в лице графов, т. н. фогтов (светских должностных лиц, осуществлявших судебно-административную власть в церковных учреждениях) и других крупных аллодистов.

Все остальные феодалы были отнесены к сословию рыцарей. Эта самая массовая группировка, состоявшая в основном из владельцев небольших и небогатых вотчин, первоначально могла пополняться и за счет верхушки свободного крестьянства. Военная реформа короля Генриха I Птицелова (919—936 гг.), вызванная необходимостью противостоять натиску кочевников-мадьяр (венгров), открывала возможность проникать в ряды рыцарского сословия любым категориям свободных людей, способным нести конную военную службу. Однако в конце XII в. (согласно указу императора Фридриха I Барбароссы) было запрещено вступать в рыцари представителям крестьянского сословия и лицам духовного звания; тем самым было завершено формирование замкнутого рыцарского сословия, монополизировавшего в своих руках военную функцию. Звание рыцаря стало наследственным, даже если его обладатель не располагал земельным наделом. Идеология рыцарства превозносила военную профессию в качестве единственного дела, достойного благородных людей; труд земледельца, ремесленника или торговца третировался как презренное занятие.[1]

Внутри господствующего класса, представленного тремя названными сословиями, шла постоянная борьба за распределение и перераспределение феодальной собственности и неразрывно связанной с ней политической власти. Кроме того, эти сословия занимали отнюдь не одинаковую позицию по отношению к королю. Имперские князья объективно не были заинтересованы в сильной центральной власти: они являлись носителями сепаратистских тенденций, инициаторами ограничения власти короля в свою пользу. Напротив, мелкие и средние феодалы отчетливо сознавали, что их благополучие всецело зависит от успехов центральной власти, а потому были самой надежной опорой короля в борьбе с его политическими противниками.

Феодальная иерархия в Германии была окончательно оформлена во второй половине XII в. Формой военной (а в широком смысле слова — и государственной) организации немецких феодалов стало деление всего дворянства и духовенства на особые ранги («военные щиты» — Heerschilden). Так, согласно т. н. Швабскому зерцалу (сборнику обычного права, составленного частным лицом между 1273 и 1282 гг.), в начале XIII в. существовало семь «щитов». Первый из них принадлежал королю, второй и третий — духовным и светским магнатам, являвшимся прямыми вассалами самого короля (архиепископам, епископам, аббатам и светским имперским князьям). Четвертый щит держали вассалы князей — графы, пятый — «свободные господа», т. е. вассалы графов и князей, получившие рыцарское звание по выслуге. В шестом ранге состояли вассалы этих «свободных господ», а седьмым рангом обладали вассалы феодалов шестого ранга — низшие слои рыцарского сословия, которые назывались «однощитными рыцарями».[2]

Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории - свободное и несвободное. Категория юридически свободных крестьян, согласно "Саксонскому зерцалу", складывалась из крестьян-чиншевиков и арендаторов. Чиншевики - это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку. Фактически чиншевики и арендаторы находились в определенной зависимости от феодальных землевладельцев.[3]

Несвободное крестьянство - подавляющая масса германского крестьянства, именуемая сервами (холопами), находилась не только в материальной, экономической, но и в личной зависимости от класса феодалов. Крепостные, проживавшие на землях фиска и в собственно королевских владениях, сохраняли свой юридический статус, даже если они перешли во владения церкви и частных феодалов. Определенным преимуществами на фоне остальной массы крепостного крестьянства обладали церковные крепостные. Таким образом, конкретные формы юридической зависимости были достаточно многообразными, и это являлось свидетельством незавершенности процесса окончательного закрепощения крестьянства. Интенсивно начавшись в конце IX в., этот процесс в основном завершился в XI в., хотя в некоторых регионах Германии крестьянская свобода исчезла только в XIII в.

В XI—XII вв. началось складывание и сословия горожан (бюргеров) — особой социальной группы свободного населения, занятого в ремесленном производстве, предпринимательстве и торговле. До этого времени население городов, большинство из которых являлось епископскими, практически не отличалось по своему правовому статусу от зависимого сельского населения. Оно несло в пользу своих сеньоров различные повинности и выплачивало чинш; ремесленники, состоявшие в городских цехах, несли трудовые повинности. Поселившиеся в городе холопы не освобождались от личной зависимости своим господам, которых они покинули. Лишь в конце XII в. города королевского домена, некоторые епископские центры и ограниченное число вотчинных городов стали пользоваться особыми городскими правами и некоторой автономией. Городское население продолжало выплачивать определенные налоги и выполнять некоторые повинности (например, военную и строительную), но стало считаться лично свободным.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты