Государственный строй Афин и Древнего Рима
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический институт
Кафедра теории и истории государства и права,
административного права
Государственный строй Афин и Древнего Рима
(Курсовая работа)
Выполнила
студентка 1 курса
группы 654
Научный руководитель
старший преподаватель
Дегтярева А.М.
Томск
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Становление афинской и римской государственности
1.1 Образование Афинского государства
1.2 Образование Римского государства
2. Государственный механизм Афин в период наивысшего расцвета демократии
2.1 Начальный этап становления демократии в Афинах
2.2 Кульминационный период в истории Афинской демократии
3. Государственный строй Древнего Рима в период республики
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Оглянитесь вокруг. Вы живете в государстве, не так ли? Вы живете в стране, которая граничит еще с пятнадцатью государствами. Вы живете на планете, где нет ни малейшего кусочка территории, который бы не принадлежал какому-либо из более 210 государств. Все они очень разные: начиная от форм правления, заканчивая менталитетом и культурным уровнем развития, и хотя мы выделяем некоторые сходные черты, но выявить абсолютно одинаковые государства мы не сможем. Это объясняется множеством причин, ведь то, что мы видим сегодня – это результат многовекового развития человечества, а именно развития «в области практической жизни и государственного строительства»[1].
Видя достижения этого «строительства», многие ученые-государствоведы вновь и вновь обращаются к истокам возникновения государства. Достаточно упомянуть В. Бузескула, профессора Харьковского университета, который всю свою жизнь посвятил изучению древнего мира, и не он один: это С.Я. Лурье, Гастон Буассье, С.Л. Утченко, Н.А. Машкин, Ю. Кулаковский, Э.Д. Фролов и многие другие.
Данная тема вызывала интерес еще у античных историков и философов и в дальнейшем она исследовалась не менее интенсивно как в нашей стране, так и зарубежном. Но период особого внимания к этой теме в России относится к деятельности дореволюционных и советских ученых. Как известно, в то время перемены в государственном строе «летали в воздухе», что вызывало всеобщее лихорадочное обращение к двум источникам, из которых черпали пути возможных действий: истории государства и права Афин и Рима, и, наиболее пропагандируемый в то время источник, полное собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса.
Особый интерес представляет изучение возникновения государства в Греции и Риме, так как именно эти страны представляют собой две наиболее классические формы образования государства. Поэтому большинство вышеназванных авторов при изучении Афинского государства непременно рассматривали его в сравнении с Древнеримским государством.
Данная работа построена по тому же принципу: становление афинской государственности будет рассматриваться в сопоставлении с протеканием этого процесса в Риме; от рассмотрения государственного механизма Афин в период наивысшего расцвета демократии перейдем к рассмотрению государственного стоя Древнего Рима в период республики.
Главной целью такого структурирования работы, да и всей работы в целом, является изучение государственного строя Афин во времена демократии, и Рима в период республики; определение черт, свойственных этим двум формам государственного устройства и выявление их конкретного проявления в Афинах и Риме; к тому же необходимо провести сравнительный анализ, что позволит добиться наиболее полного раскрытия темы.
1. СТАНОВЛЕНИЕ АФИНСКОЙ И РИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
1.1 Образование Афинского государства
Одним из древнейших культурных очагов человечества было Средиземное море. Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятными условиями отличалось Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией.
Во время прихода на Балканский полуостров греки были сухопутным народом, жившим вдали от моря, но в последствии они довольно быстро освоились с морскими путешествиями, бурями и затишьями.
Греция во всех направлениях была изрезана труднопроходимыми горными хребтами; исключая лишь Фессалию, в Греции нет ни одной равнины, которая бы имела в длину более двадцати, а в ширину более двенадцати километров. Вполне понятно, что здесь не было условий для образования крупных племенных организаций. Наоборот, так как отразить нападения соседей при этих условиях было не трудно, здесь были на лицо все условия для образования множества политически независимых карликовых общин.
Греция состояла из сотен таких общин-государств. Каждое из них цепко держалось за свою политическую и хозяйственную независимость и всякие попытки больших образований к объединению заканчивались неудачей.
Связную историю становления Афинского государства мы можем дать только потому, что до нас дошли сочинения древних историков: Геродота, Фукидида, Аристотеля, Плутарха, Гомера, Платона.
О самом раннем периоде истории Греции нам рассказывает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее».
Говоря о гомеровской Греции, мы имеем в виду отрезок времени развития этой страны, который относится к XI–IX вв. до н.э. Этот период характеризуется состоянием раздробленности. Каждая община, состоящая из групп родов жила своей обособленной жизнью: каждая имела свои органы управления, свою территорию, свой полис, своего царя – басилея. Гомеровское общество на его ранней стадии являлось бесклассовым, с общественной собственностью на землю. Но постепенно важную роль в процессе разложения этой бесклассовой военной демократии сыграет выделение особой верхушки родов, занимающей высшие государственные должности и обладающей большим количеством земли – аристократии.
Так, постепенно к VIII в. до н.э. монархия в Греции уступает место аристократии, причем эта «перемена совершается большею частью не путем революции, а путем эволюции».[2]
Основой могущества и влияния греческой знати было происхождение и богатство – во времена своего владычества аристократы были самым богатым классом в Греции. К тому же они были и главной военной силой и самым образованным слоем населения, что позволяло им толковать обычаи и право, быть хранителями старины и традиций.
Ремесленники и вообще демос, трудящийся в поте лица, считались не достойными принимать участие в управлении.
Но с течением времени замечается нравственный упадок аристократии, ее деморализация и разложение. Одновременно с этим процессом происходит развитие промышленности, увеличивается число ремесленников, что приводит к выдвижению среднего класса. Рядом со знатным, родовитым землевладельцем, а иногда и выше его, становится представитель промышленности и торговли, капитала, богатый купец и мореплаватель. В лице этого класса возвышается «демос», – название, охватывающее разнообразные элементы, начиная с крестьянина, поденщика и простого ремесленника и кончая неродовитым купцом-капиталистом.
Теперь новые элементы общества, добившиеся не меньшего успеха, чем аристократы, но своим, а не рабским трудом, выдвигают требование равенства, как в гражданских, так и политических правах. За обладание этими правами они вступают в борьбу, в первую очередь, с аристократией.
Одним из результатов этой борьбы является издание писаных законов. Требование писаных законов, с которым выступал демос, вполне понятно, так как суд находился в руках знати и при отсутствии писаного права открывался широкий простор для произвола. Постепенно аристократия уступала свои места демосу и в управлении. Другими словами, «аристократия по происхождению уступала место аристократии по состоянию»[3].
Но чаще всего эта борьба вела к тирании. Теперь под словом «тиран» мы понимаем несколько другое, чем древние греки. Они обозначали этим словом незаконность происхождения власти; «тиранами» называли лиц, которые силой и хитростью присваивали себе власть, по праву им не принадлежащую. Многие ученые считают, что тирания – своего рода демократическая диктатура, была единственным способом вывода демоса из политического бесправия и экономического кризиса, а демос в свою очередь служил тиранам преданной опорой.
Тирания нанесла сильный удар аристократии и способствовала возвышению демоса; она освободила народные массы от господства знати и уравнивала с ними незнатных.
Итак, монархия, ее падение, господство аристократии, борьба с нею демоса, тирания, как переходная ступень к демократии – такова общая схема развития греческого государства в VIII–VI вв. до н.э.
1.2 Образование Римского государства
Римская историческая традиция относит основание города Рима к 753 году до н.э. Рассказы об основании Рима и первом периоде его истории сложились окончательно лишь в период борьбы Рима за мировое могущество, т.е. не ранее III в. до н.э. На эти рассказы нельзя смотреть как на простую запись легенд. В значительной степени это – результат домыслов, и, наряду с легендами, которые могли сохраниться в римских городах, мы имеем дело с различными этиологическими толкованиями, перенесением в прошлое позднейших событий римской истории. Основание города Рима история предписывает братьям Ромулу и Рему, чьи имена связывают с началом царского периода в Риме.
Традиция называет семь римских цезарей: Ромула, Нуму Помпилия, Тула Гостилия, Анка Марция, Тарквиния Старшего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого. С каждым из них связывают различные события. Так, Ромулу предписывают разделение граждан на патрициев и плебеев, учреждение Сената, удачные воины, положившие начало могуществу Рима. Нума Помпилий создает жреческие коллегии и учреждает культ. Сервий Туллий известен своей реформой гражданства. Тарквиний Гордый изгнан в 510 (509)г. За тиранический образ правления.[4] Однако не сомневаться в достоверности описываемых событий мы не можем, т.к. до нас дошли лишь отрывочные сведения похожие больше на легенды и предания, нежели на фаты истории.[5]
Лациум – область, в которой расположен Рим – развивается позднее, чем другие районы Италии. Большая часть Лациума была заселена латинами, у которых сохранялся родовой строй. Они жили в укрепленных поселках и в целях защиты от внешних врагов составляли федерацию.
Рим возникает позднее других общин. Впоследствии Рим расширяет свое влияние на соседние холмы – путем завоевания или путем «синойкизма» – мирного слияния с соседними поселками.
В социальном отношении основной единицей был отцовский экзогамный род, 10 родов составляли курию, а 10 курий – трибу (племя). Три трибы – тиции, рамны и луцеры – составляли римский народ. Для разрешения важнейших вопросов народ собирался по куриям, а эти собрания носили название куриатных комиций.
Во главе всей общины стоял царь (rex), который был военоначальником, верховным жрецом и председателем на некоторых судах. Рядом с ним стоит совет старейшин родов из 300 членов.
Население Рима увеличивалось за счет присоединения соседних поселков, а также пришельцев. Однако подчиненные и пришлые элементы после слияния трех племен не вошли в состав populus Romanus. Они составляли бесправную массу, плебс (plebs от pleo – наполняю), не вошедшую в родовую организацию и не пользовавшуюся правами, в противоположность патрициям (patricii – имеющие отцов).[6] В эту же эпоху возникает клиентела, сохранявшаяся на протяжении всей римской истории и менявшая свою социальную сущность.[7] Отдельные члены родов становились патронами, т.е. брали под свою личную защиту лиц, лишенных всяких прав, которые в свою очередь обязывались быть верными клиентами. Связь эта была личной, основанной на верности патрона и клиента. Клиенты могли быть из плебеев, могли быть чужестранцами, поселившимися в Риме.