До 1998 года этот препарат входил в состав аптечек и был официально разрешен к применению в случаях фосфорорганических отравлений. В июне 1998 года Постановлением Правительства тарен был включен в список психотропных веществ, оборот которых в России строго ограничен.
Как показывают результаты проверок, проводимых работниками правоохранительных органов, из-за увеличения случаев неправильного хранения на складах аптечек «АИ-2» с истекшим сроком годности, создаются предпосылки к поступлению этого лекарственного средства в незаконный оборот.
В 2004 году отделом по контролю за легальным оборотом наркотиков УФСКН России по Ростовской области было проведено 42 проверки на складах предприятий, являющихся объектами гражданской обороны. В результате этих проверок сотрудниками Управления было изъято около 8 кг таблеток тарена. В 2005 году было проведено 5 проверок, в ходе одной из которых было добровольно выдано 230 г тарена.
При обнаружении фактов незаконного хранения аптечек «АИ-2» к руководителям предприятий будет применяться административная и уголовная ответственность, предусмотренная ст. 228 УК РФ («незаконный сбыт наркотических средств и психотропных веществ» и «нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ»).
Директора томских аптек также ответят перед судом за нарушения правил оборота наркотиков
Томским управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков выявлены факты нарушения правил оборота наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ в сети медико-фармацевтических учреждений Бакчарского района Томской области. Уголовные дела возбуждены в отношении директоров аптеки № 19 села Бакчар и аптеки № 20 села Парбиг Бакчарского района. После проведенной в этих аптеках проверки было выявлено, что здесь в течение последних трех лет с нарушениями производились приобретение, перевозка, хранение и сбыт наркосодержащих препаратов, сильнодействующих и психотропных веществ.
За указанный период в бакчарской аптеке № 19 зарегистрировано более 60 фактов сбыта подконтрольных препаратов по рецептам, не соответствующим установленным требованиям, а также необоснованного списания наркотических средств и сильнодействующих веществ. Здесь же выявлены нарушения правил оборота наркотических средств, повлекших их утрату. Аналогичные нарушения обнаружены и в аптеке № 20 села Парбиг, являющейся филиалом вышеназванного учреждения.
Кроме этого, по указанию директора аптеки № 19 села Бакчар была осуществлена безлицензионная транспортировка наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ из Парбига в Бакчар. Подконтрольные вещества доставлялись в Бакчар на личном транспорте, что нарушает требования о перевозке указанных веществ при наличии специализированного транспорта и сопровождения охраны.
В отношении директоров сельских аптек возбуждены уголовные дела сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса. Дела направлены в суд.
3 Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту
1. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
2. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах:
- государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
- лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;
- государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;
- привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико - социальной реабилитации больных наркоманией;
- развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе.
4 Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ
1. В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.
2. Виды деятельности, указанные в пункте 1 ФЗ "О наркотических и психотропных веществах ", а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Нарушение государственной монополии на виды деятельности, указанные в пунктах 1 - 3 ФЗ "О наркотических и психотропных веществах ", влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в Список III, а также препаратов, указанных в пункте 5 ФЗ "О наркотических и психотропных веществах ", осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Изготовление лекарственных средств, не внесенных в списки II и III и содержащих малые количества препаратов, указанных в пункте 5 ФЗ "О наркотических и психотропных веществах ", осуществляется предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Москве ужесточена административная ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств
8 июня 2005 г депутаты Московской городской Думы приняли постановление "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Разработанным документом предусматривается усиление административной ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также упорядочение процедур, относящихся к возбуждению дел об административных правонарушениях и применению мер обеспечения производства по таким делам. Об этом сообщает пресс-центр МГД.
Вносимые изменения касаются деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и направлены на решение проблем, связанных с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, проектом предлагается за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, реализации, продажи, перевозки, приобретения, использования наркотических средств и психотропных веществ установить административный штраф, налагаемый на должностных лиц, в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.
Усиление ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8 (незаконный оборот наркотических средств) и 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств без назначения врача) обусловлено тем, что с утверждением Правительством РФ размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ, отличающихся от ранее действовавших, образовался разрыв между порогом уголовной ответственности и размерами штрафов, не соответствующими степени опасности таких правонарушений. Размер административных штрафов по этим статьям предлагается увеличить до 15-20 МРОТ. Проектом предполагается дополнить КоАП РФ статьей, предусматривающей административную ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ. Эти действия повлекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ или административный арест на срок до пяти суток. Предусмотрено, что незаконная выдача рецептов на получение сильнодействующих или ядовитых веществ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ, а на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ. Внесение новых норм вызвано тем, что административный кодекс не содержит ни одного состава преступления, предусматривающего административную ответственность за совершение противоправного деяния в области оборота сильнодействующих и ядовитых веществ. В связи с этим, проектом предусмотрено, что нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска и перевозки сильнодействующих или ядовитых веществ влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ, а на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.
Важным является дополнение о том, что не может признаваться добровольной сдача наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ при задержании лица. Документом предполагается также дополнить КоАП нормой о медицинском освидетельствовании на состояние наркотического опьянения, так как акт медицинского освидетельствования является основным доказательством вины лиц, совершивших административные правонарушения по статьям 6.8, 6.9 КоАП РФ, которые регламентируют незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также их потребление.
Список использованной литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ
2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.12.03 г. № 162-ФЗ
3. Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.05.04 г. № 231// Российская газета. – 2004. – 12 мая.
4. ФЗ "О наркотических и психотропных веществах "
5. Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты/ Э. Г. Гасанов. – М., 2007.
6. Гасанов Э. Наркотическая преступность как вид организованной преступности/ Э. Гасанов// Законность. – 2008.
7. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. Учебник для вузов: В 2 т. Т.1: Общая часть/ А.Н. Игнатов., Ю.А. Красиков – М.: Норма М, 2008 г.
8. Клименко Т. М. Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (особенности юридического анализа и квалификации): Дисс. ... канд. юрид. наук/ Т. М. Клименко. – Саратов, 1999 г.
Страницы: 1, 2